Развитие робототехники и искусственного интеллекта провоцирует три основных вопроса:
1. может ли наша жизнь стать лучше благодаря способностям ИИ?
2. заменят ли роботы людей?
3. кто будет отвечать за ошибки роботов и систем ИИ?
Все три вопроса связаны, в том числе, со сферой налогообложения.
Ответить определенно пока можно только на первый вопрос. Системы ИИ уже сейчас помогают считать налоги, находить ошибки в расчетах, предсказывать результат спора.
Вспоминается история о том, как во время поединка ИИ LawGeex и юристов, первый доказал, что может работать с такой же точностью и профессионализмом, как высококвалифицированные специалисты. Проанализировав соглашения о неразглашении информации, программа показала уровень точности выше, чем 20 юристов, и потратила на это всего 26 секунд против 92 минут, которые в среднем потребовались для анализа соперникам.
Уже сейчас legaltech-компании разрабатывают и внедряют технологии, которые решают точечные задачи. Например, ИИ может анализировать и систематизировать налоговые обязательства, связанные с оплатой труда. Есть примеры проектов, которые на основе документов и данных выделяют расходы, которые учитываются для целей налогообложения. Развиваются и так называемые предиктивные технологии, позволяющие оценить конкретное судебное дело, сравнить его с массивом судебной практики, дать оценку вероятности его положительного разрешения в суде и даже объяснить, чем такая оценка обусловлена.
Налоговые органы тоже внедряют ИИ в работу, что позволяет им быть более точными в расчете налоговых обязательств. Одно из реализованных ФНС России решений в области искусственного интеллекта — это робот «Таксик», который отвечает на 300 тыс. самых популярных вопросов в «Кабинете налогоплательщика».
Говоря о последних решениях ИИ в сфере налогов, хочется упомянуть ИИ, разработанный и представленный рынку в этом году компанией Salesforce. ИИ может продумать и создать идеальную справедливую систему налогообложения. По задумке создателей, ИИ поможет законодателям в разных странах оценивать, насколько справедливы вводимые ими налоги.
ИИ может находить ошибки в договорах, анализировать документы и находить в них значимую информацию, обрабатывать законодательство и обращать внимание на любое несовпадение формулировок законов и первичных документов, общаться и отвечать на запросы. А за счет машинного обучения ИИ умеет обрабатывать массивы информации, создавать алгоритмы и совершенствовать их.
Раз ИИ так эффективно и быстро работает, заменит ли он «живых» профессионалов?
Консалтинговые фирмы, например, подсчитали, какой процент оплачиваемых часов юристов смогут заменить роботы. По одним оценкам — это всего 13%, а значит примерно столько же специалистов освободятся на рынке труда. По другим оценкам — это 23% от оплачиваемых часов. Если же говорить в целом о рынке труда, то по данным McKinsey 30% профессий будут автоматизированы уже к 2030 году, что оставит 14% населения во всем мире без работы.Такие прогнозы провоцируют и разговоры про разные фискальные меры, которые предотвратят повсеместное увольнение людей и замену их роботами. Так, многие эксперты считают, что в России в том или ином виде будет введен налог на технологии искусственного интеллекта. Собранные средства будут использоваться для того, чтобы обучить и перепрофилировать уволенных работников.
Будет ли эффект от внедрения ИИ таким драматичным, что потребует экономических и фискальных мер, покажет лишь время.
Более правдивой выглядит такая версия: развитие робототехники не оставит людей без работы, а лишь потребует частичного перепрофилирования, ведь появятся новые сферы, остро нуждающиеся в специалистах — например, профессионалы в сфере создания и управления ИИ. Этим и должно заниматься в первую очередь государство — создавать возможности для обучения профессионалов нового уровня и мышления.
Если же говорить о фискальной нагрузке на ИИ, то пока наше государство заинтересовано в том, чтобы ИИ развивался, и даже создает налоговые преференции для компаний в области информационных технологий — так, в рамках налогового маневра для IT-компаний налог на прибыль для них был снижен государством до 3%, а страховые взносы до 7,6%.
Наконец, последний вопрос — кто будет отвечать за ошибки робота?
Например, система ИИ совершила ошибку при расчете, и в результате компания недоплатила налог. К ответственности в этом случае привлекут компанию — неплательщика. Но может ли в этом случае пострадавшая фирма взыскать уплаченный штраф со своего контрагента, который разработал и поставил ей решение, допустившее ошибку? А может ли тот факт, что ошибка была допущена ИИ, рассматриваться как обстоятельство, смягчающее налоговую ответственность?Вот такие вопросы потребуют разрешения уже в ближайшем времени.