Загрузка...
02.08.2015
4 мин. на чтение

Как стимулировать честность налогоплательщика

Объявленная перед президентскими выборами налоговая политика современной России – это светофор справедливости. Красный стоп-сигнал – уклонистам. Желтый режим ожидания – повышению налоговой нагрузки. Ну а тем, кто исправно платит налоги, – зеленый свет. «Процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков», – сказано в бюджетном послании 2012 г.

Под флагом борьбы с уходом от налогов отменен спецпорядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям и введен специальный налоговый контроль за контролируемыми иностранными компаниями. В целях неповышения налоговой нагрузки наложен мораторий на ряд обязательных платежей. Федеральная налоговая служба развивает интернет-сервисы для желающих заплатить.

Но остается незамеченным тот факт, что отношение государства к налогоплательщикам мало зависит от того, как они платят налоги. Конечно, если налогоплательщик не слишком выбивается из установленных критериев отбора для выездной налоговой проверки, контролеры его сильно не побеспокоят. Но большинство компаний, из года в год перечисляющих в бюджет немалые суммы, могут рассчитывать разве что на грамоту «добросовестному налогоплательщику», которая, конечно же, никаких реальных преференций не дает.

Сегодняшняя налоговая система подает предпринимателям однозначный сигнал: выгодно или уклоняться, или пользоваться суперльготами, коих немало. Невыгодно просто работать и платить налоги. Понятно, что уплата налогов – конституционный долг каждого российского гражданина и каждой организации. Но почему бы не создать режим благоприятствования для тех, кто желает платить и платит?

Тем более что это несложно, достаточно в качестве «кредитной истории» использовать размер ранее уплаченных налогов и сборов – чем он больше, тем более благонадежным можно считать налогоплательщика. Ведь отданными безвозмездно и безвозвратно средствами налогоплательщик уже оплатил «страховку»: чем больше заплачено, тем меньше он желает потерять доверие государства. Это своеобразный налоговый капитал, если признать его на официальном уровне.

Например, в сложных экономических и политических условиях власти продолжают мучительные поиски способов поддержки малого и среднего бизнеса. Одна из таких возможностей – сделать ускоренное возмещение НДС (в заявительном порядке, а не разрешительном, как обычно) доступным более широкому кругу налогоплательщиков, но без существенного риска бюджетных потерь.

Налоговый кодекс предоставляет право на ускоренное возмещение компаниям, уплатившим за три последних года 10 млрд руб. либо предоставившим гарантию надежного банка. Снижение порогов возможно, но имеет свои пределы, иначе оно лишается смысла. Банковская гарантия остается финансово непосильной для «малышей». В результате они фактически не могут воспользоваться заявительным порядком. Можно вспомнить и то, что создание консолидированных групп налогоплательщиков, налоговый мониторинг и соглашения о трансфертных ценах с ФНС также доступны только крупнейшим компаниям. В этом можно усмотреть несправедливое и необоснованное различение по размеру бизнеса, т. е. дискриминацию.

Так называемые традиционные экспортеры справедливо высказывают возмущение тем, что они десятилетиями без серьезных нарушений работают на рынке, но заявительный порядок для них остается недоступным. Но и ручное формирование списка компаний, достойных ускоренного возмещения, тоже невозможно.

Механизм заявительного порядка возмещения основан на принципе гарантированности компенсации государству в том случае, если после проверки выявится отсутствие оснований для возмещения. Критерием надежности налогоплательщиков независимо от их размера может служить размер ранее уплаченных ими налогов. Это значимый, универсальный и легко проверяемый критерий. И критерий оправданный, ведь для возмещения НДС, а по сути, субсидирования экспортеров в налоговой форме государству нужен финансовый источник.

Но существующий сегодня критерий установлен в твердых (абсолютных) показателях, что делает его неприменимым с точки зрения масштаба бизнеса. Следовательно, необходимо сделать порог относительным (пропорциональным). Например, размер возмещения на определенный год может быть установлен в пределах 10% от уплаченных ранее налогов и сборов, включая социальные налоги (ЕСН, страховые взносы) и таможенные платежи.

Налоговый капитал не только способен сделать заявительный порядок возмещения НДС доступным для малого и среднего бизнеса – в дальнейшем он может быть использован и для упрощения и ускорения административных процедур (и не только налоговых), для соразмерного уменьшения штрафов, выделения субсидий, других целей. Например, для определения размера крупного и особо крупного уклонения в ст. 198 и 199 УК РФ, чтобы отказаться наконец от абсолютных показателей. Руководитель будет спать спокойнее, зная, что если организация заплатила в предыдущие годы 1 млрд, то уголовное дело нельзя возбудить, пока следователь не «наскребет» 100 млн недоимки. Размер «капитала» можно сделать одним из критериев для облегченного предоставления налоговых отсрочек и рассрочек – обидно видеть, как из-за резкого ухудшения финансового положения гибнет много лет работавшее и исправно платившее налоги предприятие.

Накопление налогового капитала создаст существенные преимущества тем предпринимателям, кто не бросает компании с недоимками каждые полгода и не создает тем самым головной боли не только инспекторам, но и контрагентам. Это заслуженный бонус для тех, кто давно присутствует на рынке, – чем дольше работаешь, тем больше становится твой налоговый капитал. Пассив переходит в актив. Работать прозрачно, эффективно и стабильно становится выгодным, ведь государство поощряет это реальными стимулами.

Преимущество соразмерного подхода в том, что он позволяет гибко масштабировать налоговые стимулы для конкретной компании к общественно полезному результату от нее, выраженному в размере уплаченных сумм. Единый для всех процент устраняет дискриминацию. Это просто справедливо.

Это справедливо и просто – для «капитализации» и «активизации» налогов надо лишь наладить процедуру ежегодного определения налоговым органом и доведения по определенной форме до налогоплательщика по его запросу сумм уплаченных налогов.

Внедрение такой процедуры может быть поэтапным. Например, сначала учитывать только платежи, администрируемые налоговыми органами, учитывать 5% от уплаченных сумм. Постепенно налаживать взаимодействие по сбору информации от таможенных органов и социальных фондов, повышать процент. Ввести двойной тест – общей суммы налогов и налогов, уплаченных в последние три года, чтобы «налоговые капиталисты» не жили былыми заслугами. Продолжить отлаживать и настраивать механизм.

Для эффективного налогового администрирования открываются новые перспективы. Общественная польза налицо. Главное – начать.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

01.02.2024

Итоги 2023 года: ключевые события юридического регулирования фармацевтического бизнеса.

Из ролика вы узнаете о ключевых событиях юридического регулирования фармацевтического бизнеса в 2023 году.

Смотреть

28.03.2024

Вычет НДФЛ на долгосрочные сбережения и иные сопутствующие поправки

Принят федеральный закон, которым вводится единый вычет НДФЛ для вложений на ИИС, взносов в программу долгосрочных сбережений...

27.03.2024

Судебное обжалование мотивированных мнений: первые прецеденты

Информируем о принятии Арбитражным судом г. Москвы решений по делам о признании недействительными мотивированных мнени...

26.03.2024

ФНС начислила почти 8 млрд рублей штрафов за налоговые нарушения

В 2023 г. ФНС начислила гражданам и бизнесу 7,9 млрд руб. штрафов за налоговые правонарушения, установленные 16-й главой...

25.03.2024

Налоговые новости. Дайджест 18-24 марта 2024 г.

Главные новости: Правительство внесло в Госдуму очередной пакет поправок в НК РФ; крупный российский бизнес предлагает...