Загрузка...
01.01.2019
5 мин. на чтение

Для кого закон не писан?

Тема эффективности процедур, применяемых в делах о банкротстве, не сходит со страниц юридических изданий и является центральной на всех специализированных конференциях. Особенно часто этот вопрос возникает применительно к размеру удовлетворения требований кредиторов, объему затрат на процедуры, срокам их проведения и деятельности арбитражных управляющих. Однако, крайне редко перечисленные аспекты обсуждаются применительно к банкротству кредитных организаций и оценке эффективности АСВ как конкурсного управляющего. Более того, ссылаясь на более высокий процент удовлетворения требований кредиторов банков, деятельность АСВ иногда преподносится как более эффективная, по сравнению с обычными управляющими. 

Обязанности АСВ как конкурсного управляющего кредитной организации предусмотрены ст. 189.78 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». С учетом предусмотренного данной нормой перечня, кредиторы и собственники банков, вправе ожидать от Агентства активных действий, направленных на обеспечение сохранности имущества кредитной организации и предъявление требований к должникам банка, а также соблюдения общих требований действовать добросовестно и разумно с учетом прав и законных интересов кредиторов, кредитной организации, общества и государства. Аналогичные обязанности предусмотрены ст. 189.31 Закона о банкротстве и для временной администрации в случаях приостановления полномочий органов управления кредитной организации.

Однако, обстоятельства, с которыми довелось столкнуться в деле о банкротстве Банка «Уссури», и изучение аналогичных кейсов показывает существование системных проблем в деятельности и ЦБ РФ как регулятора, чьи сотрудники непосредственно входят в состав временной администрации, так и АСВ как структуры, зависимой от Банка России. Более того, при провозглашенной Правительством РФ 24.07.2014 в дорожной карте совершенствования законодательства о банкротстве цели изменения соотношения реабилитационных и ликвидационных процедур в пользу последних, в банковской сфере ситуация развивается в прямо противоположном направлении. 

Как выяснилось в рамках сопровождения дела о банкротстве Банка «Уссури»:

  • законодательством не предусмотрена обязанность регулятора рассматривать предложения менеджеров и собственников кредитной организации по ее финансовому оздоровлению; 
  • абсолютно непрозрачны правила реагирования регулятора на выявленные в деятельности банков нарушения, что приводит то к слишком запоздалому, то к «скоропостижному» отзыву лицензий;
  • переоценка недвижимого имущества кредитной организации проводится в отсутствие соответствующего положения регулятора, при том, что переоценка иных категорий активов регламентирована ведомственными актами; одновременно, переоценка производится без соблюдения правил ФЗ «Об оценке и оценочной деятельности»;
  • переоценка обеспечения ссудной задолженности осуществляется временной администрацией и АСВ по принципу «чем ниже коэффициент», тем меньше претензий от Банка России и ниже риск персональных взысканий.

В ранее опубликованной информации по делу о банкротстве названного банка (см. https://pravo.ru/opinion/205960/?desc_chrono_1_1) уже приводились факты неадекватной переоценки временной администрации недвижимого имущества, повлекшей снижение ее стоимости почти в три раза, а также необоснованного многократного доначисления резервов. 

Это послужило причиной обращения представителя акционеров Банка «Уссури» при проверке обоснованности заявления ЦБ РФ о банкротстве банка с ходатайствами (1) об установлении рыночной стоимости необоснованно переоцененного недвижимого имущества кредитной организации, и (2) об определении справедливой стоимости и ликвидности недвижимого имущества, представленного заемщиками Банка в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитным договорам и учитываемого Банком в целях формирования резервов. По результатам данных экспертиз дисбаланс активов мог быть сокращен более, чем на 850 млн. руб., при якобы существующей по мнению временной администрации недостаточности активов в размере около 995 млн. руб. 

К сожалению, как и в ряде других дел о банкротстве, суд оказался не готов подвергнуть сомнению заключение временной администрации и доводы Банка России, и вопреки аксиоме о том, что ни одно доказательство не имеет заранее установленной силы, отказал в назначении экспертиз и признал Банк «Уссури» банкротом. Суд не смутило, что стоимость залогового имущества и имеющегося иного обеспечения требований заемщиков перед Банком составляет более 14 миллиардов, что примерно в 3 раза превышает размер всей кредиторской задолженности Банка. 

В настоящее время представитель акционеров обжалует решение о введении конкурсного производства в апелляционном порядке, ссылаясь, в том числе, на необоснованность отказа в проведении экспертиз и необходимость их назначения на стадии апелляционного производства. Хочется надеяться, что апелляционный суд сможет преодолеть стереотип «непогрешимости» действий Банка России в лице его сотрудников, входящих в состав временной администрации, поскольку осуществить цель акционеров «Уссури» - рассчитаться со всеми кредиторами – можно будет только вопреки «деятельности» АСВ. Ведь то, за что любой обычный арбитражный управляющий был бы дисквалифицирован, нередко встречается в деятельности этой государственной корпорации.

В первую очередь, это касается бездействия АСВ, которое в конкретном комментируемом деле за период с даты введения в отношении Банка «Уссури» конкурсного производства (около 2-х месяцев), судя по данным КАД-Арбитр, не подало ни одного иска в арбитражные суды о взыскании просроченной задолженности и не проводит какой-либо иной работы, направленной на пополнение конкурсной массы. Аналогичная ситуация имела место и в течение около 5 месяцев деятельности временной администрации. Не трудно предположить, к каким губительным для банка и его кредиторов последствиям приводит подобный подход к осуществлению полномочий органов управления кредитной организации.

При этом, оперативно, как и в случаях с иными ликвидируемыми банками, разработана смета на проведение мероприятий конкурсного производства, предусматривающая на двухмесячный период административно-хозяйственные расходы более 30 млн. руб. То есть, за 10 месяцев расходов такими темпами только эта категория затрат увеличит дефицит активов на 30%! А конкурсное производство кредитной организации, как известно, длится не один год, и это далеко не единственный вид расходов. 

Так стоило ли спешить с отзывом лицензии и последующим банкротством, или надо было дать акционерам шанс реализовать любой из четырех разработанных ими планов финансового оздоровления? И можно ли согласиться с аргументацией суда первой инстанции, отказавшего в назначении судебных экспертиз со ссылкой на то, что их “проведение … является нецелесообразным, приведёт к затягиванию процедуры банкротства и увеличению расходов по делу о банкротстве”. 

Не слишком ли дорого обойдется кредиторам процедура конкурсного производства, которой, при много меньших затратах на проведение экспертиз, с высокой степенью вероятности можно было бы избежать?

И еще: до сих пор мучает любопытство: кто, кроме крупных игроков, представленных в дальневосточном регионе, выиграл от ликвидации единственного хабаровского банка, очевидно имевшего все шансы на положительные результаты оздоровительных процедур?

Источник: Право.ру

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

22.10.2025

Банкротство: MustRead за 16–22 октября 2025 г. Выпуск № 293

Главные новости: Единственное жилье в ипотеке может стать неприкосновенно Не уверен – не распределяй конкурсную...

15.10.2025

Банкротство: MustRead за 9–15 октября 2025 г. Выпуск № 292

Главные новости: Введение новой процедуры и иные глобальные изменения в сфере банкротства Впервые решение российского...

14.10.2025

Кассация: вывод о заниженной цене актива требует объективного анализа рынка

Арбитражный суд Дальневосточного округа указал, что при оспаривании сделок должника судам следует тщательно исследовать ...

08.10.2025

ВС изучит влияние ЕНС на процедуру банкротства

ФНС обратилась в суд с заявлением о признании ООО «Партнер-Строй» банкротом на основании налоговой задолженности. Комментирует...