Как государство борется с нелегальными схемами
С мая 2024 г. в России заработал новый Закон о занятости населения, которым предусмотрено создание региональных межведомственных комиссий по борьбе с нелегальной занятостью (далее — МК). Постановлением Правительства РФ от 03.05.2024 № 571 утверждено Положение о создании и деятельности МК.
Комиссии по легализации заработной платы существовали в некоторых субъектах РФ и ранее, но у налоговых органов не было полномочий предоставлять им сведения, составляющую налоговую тайну. Теперь таких ограничений нет.
Комиссия вправе запрашивать у налоговых органов сведения и информацию, в том числе составляющие налоговую тайну, рассматривать факты нелегальной занятости, а также выплаты зарплаты ниже МРОТ. При наличии у МК информации о таких фактах, она направляет ее в территориальный орган Роструда для инициирования контрольных/надзорных мероприятий.
Между ФНС России и Рострудом заключено Соглашение об информационном взаимодействии (утв. Рострудом № С-3-3-1, ФНС России № ЕД-22-11/10@ 27.04.2024). Согласно документу, ведомства обмениваются информацией о хозсубъектах, которые не удерживают и не перечисляют НДФЛ, не уплачивают страховые взносы в отношении работников, работающих по гражданско-правовым договорам (ГПД) (но по факту находящихся в трудовых отношениях с работодателем) или без оформления гражданско-правовых/трудовых договоров.
А с 1 января 2025 г. Роструд совместно с ФНС запустили реестр недобросовестных работодателей (РНР). Основанием для внесения записи в Реестр является наличие вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении об уклонении от оформления трудового договора или заключении ГПД, фактически регулирующего трудовые отношения, в соответствии с ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.
Налоговые органы обращают внимание на то, что организации, попадающие в Реестр, столкнутся с серьезными последствиями, включая внеплановые проверки и ограничения на доступ к государственным ресурсам, таким как субсидии, льготы и налоговые преференции. Доступ к Реестру открытый, соответственно, нахождение в нем создает и репутационные риски для компании. Сейчас в реестре более 150 юридических и физических лиц.
Надо отметить, что компания может попасть в Реестр не только по итогам проверочных мероприятий Роструда, но и в результате спора с работником.
Представим такую ситуацию. Лицо, с которым был заключен гражданско-правовой договор, обращается в суд с иском о признании отношений трудовыми. Установив наличие признаков фактических трудовых отношений, суд удовлетворяет иск. После того как решение вступит в законную силу, истец (его представитель), чтобы дополнительно «насолить» компании, направляет решение суда в ГИТ и требуют привлечь компанию к административной ответственности за заключение гражданско-правового договора вместо трудового. Так как этот факт уже установлен судом, компанию штрафуют и автоматически заносят в Реестр, в котором она будет находиться, как минимум, один год.
Такое может произойти не только со злостными приверженцами нелегальной занятости, но и с вполне законопослушными компаниями, неудачно использовавшими практику заключения ГПД с физлицами.
План мероприятий противодействия нелегальной занятости в РФ на 2025 — 2027 гг. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 08.05.2025 № 1166-р) включает:
- мероприятия, направленные на профилактику, выявление и пресечение фактов осуществления трудовой деятельности с нарушением порядка оформления трудовых отношений;
- наделение МК полномочиями по вынесению решения о включении работодателей в Реестр; по составлению протоколов об административном правонарушении за неявку работодателей на заседания МК.
Можно прогнозировать, что меры борьбы с нелегальной занятостью будут только совершенствоваться и дополняться.
Полная версия статьи доступна подписчикам портала РБК