Загрузка...
05.10.2015
9 мин. на чтение

Налоговые отношения с «иностранным элементом»: Как избежать лишних проблем

В кризисное время стоит обратить особенное внимание на то, насколько компании защищены от налоговых рисков, перепроверить, не оказались ли, в силу изменившихся подходов, прежде безобидные операции в зоне потенциальных налоговых претензий налоговых органов. В результате введения новых правил налогообложения и активной позиции фискальных органов налогоплательщикам могут потребоваться введение новых бизнес-процессов и привлечение дополнительных ресурсов.

Ужесточение фискальной политики и международные операции

Одно из следствий экономического кризиса, как российского, так и мирового, – ужесточение фискальной политики. Это происходит сейчас практически во всем мире, ведь государство не может функционировать без стабильной наполняемости бюджета, а другие источники его (например, простое повышение налоговых ставок) уже исчерпаны. В то же время, регулярное поступление (и даже рост) налоговых платежей особенно критично в условиях экономической нестабильности. Этим объясняется, на наш взгляд, рост числа налоговых претензий и повышенное внимание налоговых и правоохранительных органов к разного рода «оптимизациям» налогообложения, которые в прошлом были достаточно популярны среди российских налогоплательщиков (особенно в среднем и мелком бизнесе), рост числа возбужденных уголовных дел по факту недоплаты налогов.

Отношения, связанные с «иностранным элементом», - выплаты за рубеж, построение бизнеса через иностранные холдинги, участие иностранных компаний в управлении российскими дочерними обществами, - также в сфере повышенного интереса налоговых органов в последнее время. Это неудивительно, ведь налоговым органам трансграничные операции контролировать намного сложнее, что дает налогоплательщикам дополнительные возможности для оптимизации своего налогообложения. Таким образом, именно в кризисное для многих компаний время их руководителям стоит обратить особенное внимание на то, насколько они защищены от налоговых рисков, перепроверить, не оказались ли, в силу изменившихся подходов, прежде безобидные операции в зоне потенциальных налоговых претензий налоговых органов. 

Прежде всего, мы рекомендуем обратить внимание на расчеты с аффилированными лицами и выплаты доходов за рубеж, поскольку, по нашим наблюдениям, именно они – главный повод налоговых споров с крупными компаниями в последнее время. Более того, внимание к этой сфере будет расти и дальше благодаря новым правилам, которые направлены на так называемую «деофшоризацию» российской экономики.

Несмотря на то, что декларируемой целью изменений налогового законодательства является борьба с так называемыми «карманными» компаниями и структурами, инкорпорированными в безналоговых офшорных юрисдикциях, под действие новых положений подпадут также компании, созданные по реальным экономическим, неналоговым причинам (например, необходимость защиты активов, привлечение внешних инвестиций, разделение функций внутри холдинга). 

Дополнительное налогообложение в связи с законом о КИК

Согласно новым нормам Налогового кодекса, вступившим в силу с 1 января 2015 года , дополнительное налогообложение в России у компании может возникнуть как минимум тремя путями. Во-первых, прибыль иностранных компаний, которые контролируются российскими бенефициарами, может быть обложена налогом в России как доход самих бенефициаров. Во-вторых, входящие в холдинг иностранные компании могут быть признаны российскими налоговыми резидентами, если они фактически управляются из России, что также приведет к уплате налога на прибыль в России. Наконец, в-третьих, если налоговые органы докажут, что иностранная компания, получающая доходы от российских компаний, в действительности транзитом перечисляет его в офшорную юрисдикцию, доход будет обложен налогом по общим ставкам. Пониженные ставки (освобождения) по международным налоговым соглашениям в этом случае применяться не будут, а сумма налога (а также пени и штраф) будет взыскана с российской компании, выплачивающей доход. Остановимся на «деофшоризационных» правилах поподробнее. 

В первую очередь, новые положения будут применяться к российским налоговым резидентам (организациям и физическим лицам), которые участвуют в иностранных компаниях или иным образом контролируют распределение их прибыли. Такие иностранные организации будут признаваться контролируемыми (КИК), а их прибыль будет включена в состав доходов российских налоговых резидентов и обложена налогом в РФ. 

На российских налоговых резидентов-контролирующих лиц возложены обязанности по расчету прибыли КИК на основании аудированной финансовой отчетности КИК либо, в случае отсутствия таковой, по данным первичных документов. Расчет прибыли может потребовать значительных трудовых затрат, связанных со сбором документов и их анализом. Если у налоговых органов возникнут вопросы относительно исчисленной суммы прибыли КИК и налога, расчет придется подтвердить документами КИК, переведенными на русский язык. 

Налоговым законодательством предусмотрены освобождения, позволяющие контролирующим лицам не уплачивать налог с прибыли КИК. Но право на применение освобождения потребуется доказать не только документально, но и, в ряде случаев, специальными расчетами по КИК. 

Таким образом, применение правил КИК к иностранным структурам российских собственников неизбежно приведет к дополнительным временным и трудовым затратам, а в ряде случаев повлечет доплату налога. При этом может сложиться ситуация, когда налоговая экономия, полученная в результате использования той или иной структуры, будет меньше затрат на ее содержание. В этом случае мы рекомендуем проанализировать группу, выявить компании и структуры, подпадающие по действие правил КИК, и внести соответствующие изменения – например, ликвидировать компании, зарегистрированные в офшорных юрисдикциях. Учитывая, что законодатель предусмотрел возможность безналоговой ликвидации КИК, до 2017 года иностранные компании можно закрыть, а их активы перевести в Россию без существенных налоговых издержек.

Налоговое резидентство юридических лиц 

Еще одно следствие «деофшоризационных» изменений в налоговое законодательство - формирование нового для российской практики института налогового резидентства юридических лиц. Теперь управление иностранной компанией из РФ может привести к ее признанию российским налоговым резидентом с соответствующими последствиями: подачей деклараций и уплатой налога на прибыль в РФ, налоговыми проверками, ведению налоговой отчетности по российским правилам. Факт управления иностранной компанией из России будет определяться исходя из места деятельности органов управления компании. В качестве доказательств могут быть использованы, например, протоколы собраний совета директоров, доказательства физического присутствия генерального директора на территории России и другие документы. Налоговые органы могут также ссылаться на отсутствие квалифицированного персонала, собственного офиса иностранной компании в стране ее инкорпорации. 

Отметим, что признанная российским налоговым резидентом иностранная компания может являться налоговым резидентом и в государстве своей инкорпорации, а значит, уплачивать налоги в двух юрисдикциях одновременно. Поэтому необходимо проанализировать структуру управления иностранными компаниями (в особенности зарегистрированными в низконалоговых либо офшорных юрисдикциях) и продумать подходы к уровню присутствия («substance») входящих в группу структур, их функций, активов, полномочий, рисков.

Фактический получатель дохода

Наконец, еще одно внесенное в налоговое законодательство изменение - это, скорее, формализация подхода к транзитным платежам за рубеж, который уже давно принят в странах ОЭСР, но лишь недавно начал применяться налоговыми органами на практике. В соответствии с новыми правилами российские компании, выплачивающие «пассивный» (проценты, дивиденды, роялти) доход за рубеж, вправе воспользоваться преимуществами налогового соглашения и применить пониженную ставку налога (или освобождение от уплаты налога) только в том случае, если иностранная компания-получатель дохода, является не только его юридическим и формальным получателем, но и фактическим получателем дохода. В противном случае российской компании, выплатившей доход, будет начислены не только штраф и пени, но и вся сумма неудержанного налога. 

Понятие фактического получателя дохода включено в большинство заключенных РФ налоговых соглашений. Оно затрагивает, в первую очередь, случаи, когда доход из России лишь для видимости перечисляется в «благонадежную» (как правило, европейскую) юрисдикцию, после чего транзитом переводится в офшор. Использование такого рода транзитных схем позволяет не платить налоги с перечисляемого дохода ни в России, ни за рубежом. Разумеется, схемы, созданные с целью уклонения от уплаты налогов, всегда находились под риском претензий со стороны налоговых органов. Но после внесения изменений в НК РФ налоговые органы будут намного чаще использовать понятие фактического получателя дохода и доказывать транзитный характер платежей – тем более, что наличие этого понятия в налоговых соглашениях позволяет предъявлять претензии и в отношении прошлых периодов. 

В связи с этим именно сейчас крайне своевременно провести анализ сложившихся хозяйственных связей и финансовых потоков, чтобы выявить транзитные перечисления денежных средств зарубежным контрагентам и оценить налоговые риски, возникающие вследствие применения концепции фактического получателя дохода. 

Активный обмен информацией между налоговыми органами 

Безусловно, эффективное применение новых положений НК РФ невозможно без получения налоговыми органами информации о том, кто является контролирующим лицом той или иной иностранной компании, каким образом осуществляется управление компанией, а также об экономической судьбе дохода, полученного компанией от источников в РФ. До недавнего времени возможности налоговых органов были ограничены запросами информации в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения. Последняя судебная практика показывает, что даже источники такого рода могут обеспечить получение всесторонней и детальной информации об экономических связях российских налогоплательщиков. В рамках ряда судебных споров налоговые органы смогли обосновать взаимозависимость российского налогоплательщика и его иностранных контрагентов, отсутствие у иностранной компании-получателя дохода собственного персонала и активов, выявлялось ее финансовое состояние . Активный обмен налоговой информацией в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения позволяет налоговым органам установить характер финансово-хозяйственных операций российских налогоплательщиков, факт их вхождения в группу компаний и даже бенефициара группы. 

Но налоговые соглашения заключены не со всеми юрисдикциями, популярными в международном налоговом планировании. Например, у России нет соглашений с такими территориями как Британские Виргинские Острова, Каймановы Острова, Сейшельские острова и так далее. Именно по этой причине российские налоговые органы все активнее участвуют в мероприятиях, которые направлены на улучшение взаимодействия по вопросам налогообложения на международном уровне.

Так, Россия ратифицировала, и для нее с 01 июля 2015 года вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам. На настоящий момент к Конвенции присоединились страны БРИКС, Большой Двадцатки и почти все страны члены ОЭСР – в том числе и традиционно использующиеся в налоговом планировании, например, Нидерланды, Ирландия, Люксембург, Мальта, Великобритания, а также Швейцария и Кипр. Конвенция будет применяться и некоторыми офшорными юрисдикциями, в частности, Белизом, Гибралтаром, Британскими Виргинскими Островами, Сейшельскими и Каймановыми Островами. Также Конвенцию подписали и могут в ближайшее время ратифицировать Лихтенштейн и Сингапур. Ратификация Конвенции позволяет России с 2018 года обмениваться информацией по налоговым вопросам со всеми странами, присоединившимся к Конвенции.

Кроме того, нужно помнить, что 20 мая 2015 года Европейский Парламент принял 4-ю Директиву по борьбе с легализацией незаконных денежных средств, которая предусматривает введение центрального реестра с информацией о конечных бенефициарах организаций и трастов. В соответствии с Директивой до конца 2017 года каждая страна-член Европейского союза должна будет создать реестр конечных бенефициаров всех зарегистрированных на ее территории компаний (в том числе и в зависимых офшорных юрисдикциях). Доступ к информации, содержащейся в реестре, получат правоохранительные и государственные органы ЕС, а также «юридически обязанные лица» – в частности, финансовые организации (банки) и юридические фирмы, обязанные проводить надлежащую проверку клиента, в рамках проведения такой проверки. Несмотря на то, что доступ к информации получат в первую очередь страны, входящие в ЕС, российские налоговые органы рассчитывают на получение сведений о бенефициарах через общие процедуры обмена налоговой информацией.

Как видим, в результате введения новых правил налогообложения, активной позиции фискальных органов налогоплательщикам могут потребоваться и введение новых бизнес-процессов, и привлечение дополнительных ресурсов. Чтобы устранить налоговые риски, а заодно и сократить ненужные затраты на содержание зарубежных структур, следует тщательно изучить структуру группы, хозяйственные и финансовые связи между входящими в нее компаниями, выявить факторы, которые или однозначно приводят к дополнительному налогообложению, или создают риски – в силу неясности положений Закона или уже выработанных подходов в судебной практике. Результатом такого анализа должна стать общая стратегия и конкретный план действий, направленные на минимизацию налоговых потерь компании.

Источник - Legal Insight

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

23.01.2024

Новости экологии: ГЭЭ, РОП, недропользование, угольные шахты, экологическая информация и др.

В ролике Наталья Стенина — партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о самых главных новостях экологии за последнее время.

Смотреть

28.03.2024

Вычет НДФЛ на долгосрочные сбережения и иные сопутствующие поправки

Принят федеральный закон, которым вводится единый вычет НДФЛ для вложений на ИИС, взносов в программу долгосрочных сбережений...

27.03.2024

Судебное обжалование мотивированных мнений: первые прецеденты

Информируем о принятии Арбитражным судом г. Москвы решений по делам о признании недействительными мотивированных мнени...

26.03.2024

ФНС начислила почти 8 млрд рублей штрафов за налоговые нарушения

В 2023 г. ФНС начислила гражданам и бизнесу 7,9 млрд руб. штрафов за налоговые правонарушения, установленные 16-й главой...

25.03.2024

Налоговые новости. Дайджест 18-24 марта 2024 г.

Главные новости: Правительство внесло в Госдуму очередной пакет поправок в НК РФ; крупный российский бизнес предлагает...