Загрузка...
05.03.2010
4 мин. на чтение

«Евросеть» борется с Роспатентом за «халяву»

Роспатент не дает «Евросети» свободно распоряжаться брендом «Халява», под которым продаются карты экспресс-оплаты. Поместить это слово на новые товары чиновники не разрешают. Понятие «халявы» они считают аморальным и антиобщественным, ссылаясь на его трактовку в одном из словарей. Но у «Евросети» для грядущего суда в московском арбитраже припасен более современный словарь.

О том, что желание «Евросети» расширить группу товаров под торговой маркой «Халява» столкнулось с противодействием «Роспатента», GZT.ru рассказала представитель компании Ульяна Смольская. По ее словам, когда товарный знак был зарегистрирован в 2007 г., никаких проблем с ним не возникло. Тогда бренд был зарегистрирован в нескольких категориях, среди которых – телекоммуникации, печатная продукция и реклама. На распространение "Халявы" на другие группы товаров компания не претендовала.

«В свое время мы думали, что это не нужно», — пояснил GZT.ru президент компании Александр Малис, однако, по его словам, позже оказалось, что «так не очень удобно». Но когда компания решила занять другие категории, чтобы на рынке не появились товары-двойники, то получила отказ.

Основанием для отказа послужил «Большой словарь русского жаргона» под редакцией В.М. Мокиенко и Т.Г. Никитиной (издан в 2001 г.). Согласно ему, «халява» означает «удовлетворение потребностей, получение чего-либо за чужой счет, бесплатно».

В Роспатенте решили, что выпуск товаров под таким брендом «противоречит общественным интересам». И отказали в регистрации "товарного знака со словесным обозначением «Халява», выполненным прописными буквами русского алфавита стандартным шрифтом, по классам 18, 25, 32 и 33 Международной классификации товаров и услуг (МКТУ)".

Кожа, пиво и микстура

В указанные классы, в частности, входят кожа и изделия из кожи, одежда и обувь, пиво и безалкогольные напитки, а также микстуры и напитки с небольшим содержанием алкоголя. Что именно из этого набора хотела бы продавать «Евросеть» в своих магазинах, ее представители не уточняют.

Шуток не понимают

Решение Роспатента «Евросеть» попыталась оспорить в Палате по патентным спорам (ППС), которая входит в состав того же ведомства. Главный аргумент компании сводился к тому, что слово «Халява» в настоящее время носит шутливый характер и потому не наносит вреда общественным интересам.

Но ППС не согласилась с этими доводами, сославшись на результаты экспертизы. Последняя заключила, что «обозначение "ХАЛЯВА" противоречит принципам морали и интересам общества в целом», а «удовлетворение своих потребностей за чужой счет носит явно негативный и аморальный характер». Получить комментарий в «Роспатенте» не удалось.

Словарная брань

«Евросеть» решила бороться за «халяву» до конца и подала иск в арбитражный суд Москвы. Для нового разбирательства компания тоже вооружилась поддержкой филологов. Но определение «халявы» ритейлеры взяли из другого словаря, который издан позднее и имеет, по словам представителей компании, более современную трактовку понятия.

В частности, «Современный толковый словарь русского языка» под редакцией Т.Ф. Ефремовой, изданный в 2006 году, дает более "мягкое" толкование слова "халява": «1. Небрежность. 2. перен. Получение чего-либо бесплатно, задаром».

В «Евросети» настаивают, что данный словарь самый полный среди существующих толковых словарей по объему словника, к тому же в него вошла «основная терминологическая лексика, в том числе заимствованная в последние годы». Компания подчеркивает, что согласно аннотации словаря, в него не включалась грубая, жаргонная и бранная лексика.

Если когда-нибудь слово «халява» действительно официально признают «аморальным», компания к этому прислушается, говорит Александр Малис. «Пока же мы думаем иначе, а ханжей всегда было достаточно», – добавляет он.

Любители толкований

Казус, при котором Роспатент сначала выдает разрешение, а потом отказывает тому же бренду в других категориях, вполне объясним, говорят юристы. «Экспертиза по товарным знакам в разных категориях проводится отдельно, даже если их названия пересекаются», – поясняет Александра Пелих, руководитель группы по защите интеллектуальной собственности компании «Пепеляев Групп». Эксперт ведомства по определенному классу товаров может даже не знать о том, что данный знак был зарегистрирован ранее в другом классе, говорит юрист. Кроме того, не исключена и роль «человеческого фактора». «Экспертиза — вещь субъективная; один эксперт будет поднимать словари и смотреть в нем определения, другой подойдет к этому более лояльно», – поясняет Пелих.

По словам юриста, тот факт, что словарь, на который ссылается «Евросеть», имеет более позднюю дату, а также утрата «аморального» значения слова дает шансы истцу отстоять право на торговую марку.

Халява в «Евросети»

Тема «халявы» наряду с лейтмотивом «низких цен» всегда играла важную роль в маркетинговой стратегии «Евросети», отмечают маркетологи. В этим,среди прочего, связаны многие рекламные акции компании. К примеру, известна скандальная первоапрельская акция 2003 года под названием «Разденься и получи телефон!». А в 2007 г. в Казани была проведена акция для студентов «Шара, ловись!», когда промо-персонаж по имени Шара бегал по городу и «сеял халяву».

«Евросеть» прославилась продвижением своих товаров и услуг на грани фола, – отмечает маркетолог Ирина Зеленкова из компании «ФинЭкспертиза». – Бренд «Евросеть» всеми нами подсознательно ассоциируется с таким «хулиганством». В том сегменте, в котором работает компания, это продуктивно: скандальные кампании и бренды лучше «выстреливают» на определенную аудиторию, нежели что-то более нейтральное и интеллигентное».

Суд не остановится

В среду 3 марта Арбитражный суд Москвы сообщил о решении судьи Ольги Цукановой оставить без движения исковое заявление ООО «ТД Евросеть» к Роспатенту. Решение на сайте суда объяснялось тем, что истец не направил копию иска ответчику. Однако в самой «Евросети» GZT.RU в четверг рассказали, что имело место недоразумение: «На самом деле мы предоставили все документы, просто судья не увидел нужной бумаги в папке документов, – рассказала GZT.RU представитель компании Ульяна Смольская. – Но теперь все нашлось, и процесс остановлен не будет».


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

01.03.2024

Новости банкротства. Налог на сверхприбыль в банкротстве: не анекдот! Юлия Литовцева

В этом ролике Юлия Литовцева партнер, руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп», расскажет о налоге на сверхприбыль в банкротстве...

Смотреть

04.09.2019

Ритейл и закон: что важно знать участникам отрасли?

Может ли торговая сеть взыскать убытки с поставщика некачественной продукции? Как повлияет на отрасль ритейла развитие...

16.01.2018

Законы и ритейл: что нужно учесть в 2018-м?

Ритейл – один из наиболее серьезных драйверов российской экономики, но, в то же время, и одна из наиболее чувствительных...

11.05.2017

Сделаем Ваш бизнес эффективным. Презентация о компании

Компания «Пепеляев Групп» — это более 160 юристов, являющихся признанными экспертами в своих областях права. Наши офисы ...

11.05.2017

Сделаем Ваш бизнес эффективным. Брошюра о компании

Компания «Пепеляев Групп» — это более 160 юристов, являющихся признанными экспертами в своих областях права. Наши офисы ...