Для перевозки пассажиров московского авиаузла («Внуково», «Домодедово», «Шереметьево») из города в аэропорты и обратно РЖД в 2005 г. создала «Аэроэкспресс». Половина компании принадлежала монополии, половина — частным инвесторам, скрывавшимся за эстонской Transgroup Invest AS: она контролирует ООО «Дельта-транс-инвест» (ДТИ), владеющее 50% «Аэроэкспресса». Участники рынка называли партнерами РЖД Махмудова и Бокарева.
Это оказалось правдой, по крайней мере отчасти: Махмудов и Бокарев стали акционерами «Аэроэкспресса» с суммарной долей 25%. По данным ЕГРЮЛ, в мае 7,5% акций перешли от ДТИ к Бокареву, а в августе 17,5% — к Махмудову. Вчера «Аэроэкспресс» в пресс-релизе подтвердил это. У РЖД остается 50%, у ДТИ — 25%.
Прямое владение акциями «Аэроэкспресса» может увеличить налоговые платежи Бокарева и Махмудова. Физические лица с дохода от участия в капитале юрлиц платят в казну 9%, напоминает адвокат «Пепеляев групп» Юрий Воробьев, а налоговые отчисления эстонской компании, контролирующей от 25% российского юрлица, составляют 5%.
Совладельцем этой компании с долей 0,45% в мае стал Максим Ликсутов — партнер Махмудова и Бокарева в ряде проектов, до февраля возглавлявший «Аэроэкспресс». Он остается участником ДТИ, подчеркивается в сообщении компании. Контролирует это ООО Transgroup Invest.
Эстонская компания владеет 50% ООО «Трансгрупп АС», входящего в пятерку крупнейших железнодорожных операторов России. Его совладельцы — Махмудов (33%) и Бокарев (15%).
Бокарев, Махмудов и Ликсутов с самого начала были соинвесторами «Аэроэкспресса» в соответствующих долях, добавляет источник, близкий к бизнесменам. Переоформление части пакета в прямое владение он называет технической операцией: Махмудов лично кредитовал ДТИ на проекты «Аэроэкспресса», компания расплатилась с ним долей в капитале.
Бизнесмены и представитель РЖД не стали обсуждать, когда они стали совладельцами «Аэроэкспресса». Махмудов и Бокарев — партнеры в УГМК, «Кузбассразрезугле», «Трансмашхолдинге».
«Изменения [в структуре капитала] связаны с планами по дальнейшему развитию компании, реализация которых требует дополнительных инвестиций», — приводятся в релизе слова гендиректора «Аэроэкспресса» Алексея Криворучко. Не исключено привлечение финансирования за счет владельцев компании, поясняет ее представитель. Компания будет оператором поездов Desiro во время Олимпиады-2014 в Сочи и, возможно, организатором железнодорожного экспресс-сообщения между аэропортами и городами в Казани (Универсиада-2013) и Владивостоке (саммит АТЭС-2012). Размер необходимых для этих проектов инвестиций не раскрывается. На конец 2009 г. долг «Аэроэкспресса» достиг 3,5 млрд руб. — вдвое больше выручки. С такими показателями компании будет сложно привлечь новые кредиты на развитие бизнеса, говорит аналитик «Метрополя» Андрей Рожков: финансирование проектов потребует активного участия совладельцев.