Загрузка...
04.10.2022
5 мин. на чтение

Экоправо: тренды и события — 2022

Год 2022, вероятно, запомнится нам всем исключительно яркими политическими событиями. Несмотря на то что внимание законодателя в связи с этим было вынужденно отвлечено иной, более насущной проблематикой, вопросы экологического благополучия не планируется снимать с повестки дня, отмечает в своей статье Наталья Стенина, партнер, руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», к. ю. н.

Тенденции этого года в природоохранной сфере все же следует признать разнонаправленными: так, во многих случаях мы наблюдаем либерализацию государственного регулирования, например, в части законодательства об отходах.

В качестве иллюстрации противоположной тенденции достаточно привести инициативу Минприроды о введении оборотного штрафа за превышение квот на выбросы, а также продолжение реализации планов по реформированию концепции расширенной ответственности производителя и импортера.

Нестабильность политической ситуации и желание «пойти навстречу» бизнесу в эти непростые времена сталкивается с наметившейся годами ранее общей тенденцией на ужесточение экологических требований и повышение соответствующей финансовой нагрузки на бизнес.

Либерализация законодательства об отходах

Законодатель принял целый ряд важных и, без преувеличения, долгожданных нормативных правовых актов в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Так, в июле Президент подписал закон, который разрешает пользователям недр добывать полезные ископаемые и компоненты из отходов недропользования (таких как вскрышные и вмещающие горные породы, шламы, хвосты обогащения и пр.) и использовать такие отходы различными способами. Закон вступает в силу с 1 сентября 2023 года, за исключением некоторых его положений.

В качестве мер стимулирования с 1 января 2023 года при размещении отходов недропользования, из которых добываются полезные ископаемые / компоненты, будет применяться нулевой коэффициент при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Закон устанавливает, что наряду с извлечением полезных компонентов отходы недропользования V класса опасности могут быть также использованы для собственных производственных и технологических нужд недропользователя; ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами; рекультивации земель.

Важнейшим нововведением закона является то, что вскрышные и вмещающие породы выведены из категории «отходов производства и потребления». Таким образом, при их размещении не нужно будет вносить плату за НВОС (при условии, что недропользователь в последующем использует данные породы).

Законом также закреплена возможность использования вскрышных и вмещающих пород различными способами — от ведения горных работ до передачи их иному пользователю недр в целях дальнейшего использования.

Еще один закон, направленный на стимулирование вовлечения полезных компонентов отходов в хозяйственный оборот, был одобрен Государственной думой в июле (также вступает в силу с 1 марта 2023 года). Он вводит понятие «вторичных ресурсов» — то есть отходов производства и потребления (например, лома цветных и черных металлов), которые могут быть использованы в хозяйственном обороте повторно.

Также вводится понятие «вторичного сырья» — продукции, полученной в результате переработки вторичных ресурсов. Компании, которые будут использовать вторичное сырье при производстве продукции и выполнении работ, смогут претендовать на налоговые и иные льготы, а также на помощь из бюджета.

Кроме того, закон закрепил общее правило, согласно которому побочные продукты производства не признаются отходами. В данном случае законодатель учел существующую практику, когда получаемый в производственной деятельности побочный продукт используется в качестве сырья в собственном производстве, а также потребляется или реализуется в качестве готовой продукции. Компании теперь вправе самостоятельно относить образованные вещества и предметы к отходам либо побочным продуктам производства вне зависимости от их включения в ФККО.

В настоящее время также имеется ряд инициатив в части лицензирования обращения с отходами. Так, Минприроды разработан проект федерального закона, согласно которому лицензии на обращение с отходами станут бессрочными при условии осуществления периодического контроля лицензиата на соответствие лицензионным требованиям.

Кроме того, глава Росприроднадзора Светлана Радионова также сообщала о том, что ведомство планирует в обозримом будущем отказаться от лицензирования транспортировки отходов.

Отмена проверок Росприроднадзора

Согласно введенному Правительством в марте 2022 года мораторию на плановые проверки, Росприроднадзор внес изменения в план мероприятий на 2022 год, отменив 6 тыс. плановых выездных проверок. По словам главы ведомства Светланы Радионовой, такая мера призвана поддержать устойчивость российской экономики и снизить нагрузку на предпринимателей.

Более того, надзорный орган полагает, что мораторий на плановые проверки необходимо продлить и на 2023 год. А Минэкономразвития предлагает проводить проверки в 2023 году только в отношении тех объектов контроля, которые относятся к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска.

Продолжение реформирования института «расширенной ответственности производителя» (РОП)

В конце 2021 года после длительных обсуждений Правительство подготовило редакцию законопроекта о расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки.

Законопроектом, в частности, предлагалось постепенное увеличение норматива утилизации для всех видов товаров, за исключением упаковки, с учетом переходного периода — не менее 10 процентов ежегодно, с 2023 года.

В случае если производители не достигают норматива утилизации, сумма экологического сбора за «недоутилизированные» объемы отходов подлежала умножению на два.

В отношении упаковки законопроект вводил обязанность производителей обеспечить утилизацию в полном объеме, без установления каких-либо нормативов.

Законопроект также предусматривал меры по усилению контроля за процессом утилизации, в том числе с помощью введения реестра утилизаторов и пр.

Тем не менее в апреле 2022 года в условиях изменившейся политической и экономической ситуации Минприроды предложило заморозить еще на один год изменение перечня продукции, которая подлежит утилизации. Еще Минприроды предложило также сохранить ранее установленные нормативы утилизации по всем 50 группам товаров или упаковки.

В дальнейшем законопроект о расширенной ответственности производителей подвергся серьезной критике со стороны целого ряда профильных министерств. В настоящее время его доработка продолжается.

Продолжение эксперимента по квотированию выбросов

В этом году продолжилась реализация эксперимента по квотированию выбросов, инициированного еще в 2019 году в рамках федерального проекта «Чистый воздух». Правда, в марте 2022 года сроки окончания эксперимента были перенесены с 31 декабря 2024-го на 31 декабря 2026 года. По мнению некоторых экспертов, далеко не все города смогли успешно реализовать утвержденные планы по снижению выбросов. Кроме того, можно предположить, что компаниям, осуществляющим деятельность на квотируемых объектах, все сложнее будет реализовывать планы мероприятий по достижению квот выбросов. Основой для снижения выбросов является техническое перевооружение предприятий-загрязнителей, что, учитывая текущую рыночную конъюнктуру и недоступность импортного оборудования и технологий, может оказаться весьма затруднительным. В свете вышесказанного, перенос срока окончания эксперимента кажется вполне логичным.

Одновременно в июле этого года перечень городов-участников был расширен постановлением Правительства с первоначальных 12 до 41. Для вновь присоединившихся городов эксперимент будет проходить с 1 сентября 2023 года по 31 декабря 2030 года.

Также в начале года Минприроды разработало проект закона (поправки к Кодексу об административных правонарушениях со вступлением в силу в сентябре 2023 года), согласно которому за нарушение законодательства о проведении эксперимента по квотированию выбросов вводятся различные штрафы.

При этом при недостижении компаниями установленных квот выбросов взимается оборотный штраф в размере от 1/20 до 1/10 всей выручки юридического лица за предшествующий календарный год. В настоящее время проект проходит публичное обсуждение. Представители бизнес-сообщества неоднократно высказывались о необходимости установления размера штрафов в прямом денежном эквиваленте, а также возможности компенсационных мероприятий при недостижении квот.

Источник: «Корпоративный юрист»

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

05.04.2024

Мотивированное мнение – ненормативный акт, который можно обжаловать в суде? Евгений Леонов

Из ролика вы узнаете о возможности признания мотивированного мнения ненормативным правовым актом, подлежащим судебному обжалованию.

Смотреть

17.04.2024

Обзор практики по РОП и взысканию экологического сбора

Главные новости: глубина переработки и утилизация; кто может быть утилизатором?; утилизация и субподряд; ответственность...

01.04.2024

Отчетность по РОП: Какие изменения ждут производителей и импортеров

1 января 2024 года вступила в силу основная часть положений Федерального закона № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный...

29.03.2024

Значимые споры в сфере экологии за январь-март 2024 г.

Главные новости: обращение с отходами; плата за негативное воздействие на окружающую среду; возмещение вреда окружающей ...

19.03.2024

Новости экологии: обращение с пестицидами и агрохимикатами, лесные дороги, свалки, мед. отходы и др.

В этом ролике Наталья Стенина, партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о самых главных н...