Загрузка...
03.10.2023
4 мин. на чтение

Экологические и гигиенические нормативы: особенности и отличия

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», нормативы в области охраны окружающей среды – это установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие. Руководитель экологической группы Сибирского офиса ООО «Пепеляев Групп» Юлия Юрченко обращает внимание на проблему нормативов качества окружающей среды, в том числе на действующие сегодня нормативы, пробелы правового регулирования и применение гигиенических нормативов для целей охраны окружающей среды.

Виды нормативов в области охраны окружающей среды

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), нормативы в области охраны окружающей среды - это установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

Нормативы качества окружающей среды – это нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.

Нормативами допустимого воздействия на окружающую среду признаются нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.

Нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ, иных веществ и микроорганизмов – это нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем.

Согласно ст. 19 Закона № 7-ФЗ, нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях сохранения благоприятной окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также в целях государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду (НВОС).

Нормирование заключается в установлении нормативов качества окружающей среды и нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

Согласно ст. 20 Закона № 7-ФЗ, и экологические, и санитарно-гигиенические нормативы (ПДК химических и иных веществ и микроорганизмов) относятся к нормативам качества окружающей среды. Их отличие заключается в том, что экологические нормативы устанавливаются в целях охраны окружающей среды, а гигиенические - для оценки окружающей среды как среды обитания человека.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ), гигиенический норматив – это установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека.

Соответственно, у экологических и гигиенических нормативов различны объекты охраны: в первом случае - природная среда и ее компоненты (объекты охраны окружающей среды); а во втором - здоровье и среда обитания человека.

На основании гигиенических нормативов устанавливаются санитарные правила, которые в ст. 1 Закона № 52-ФЗ определены как обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания.

В частности, в СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» предусмотрены ПДК и ориентировочно допустимые концентрации (ОДК) загрязняющих (химических) веществ для атмосферного воздуха, воды и почв населенных мест и сельскохозяйственных угодий.

Согласно ч. 2 ст. 20 Закона № 7-ФЗ, к нормативам качества окружающей среды относятся:
  • нормативы, установленные для химических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативы ПДК;
  • нормативы, установленные для физических показателей состояния окружающей среды, в том числе для показателей уровней радиоактивности;
  • нормативы для биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе для видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды;
  • иные нормативы качества окружающей среды.
Положение о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды утверждено постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 № 149. Согласно этому документу федеральные и региональные нормативы качества окружающей среды утверждаются органами исполнительной власти соответственно Российской Федерации и субъекта Федерации. Заинтересованными лицами в инициативном порядке могут быть разработаны региональные нормативы (подп. «в» п. 25) и направлены на согласование в орган субъекта Федерации.

Региональный норматив качества почв обосновывается материалами оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), которые содержат в том числе результаты экспериментальных исследований.

Нормативы качества окружающей среды установлены только для водных объектов рыбохозяйственного значения. Так, действует приказ Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» (далее - приказ № 552).

Также разработаны региональные нормативы качества почв в отдельных субъектах РФ.

В связи с этим на практике гигиенические нормативы применяются в целях охраны окружающей среды. Например, при определении размера вреда, причиненного объекту охраны окружающей среды.

Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Экология производства»

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Авторы

Юлия Юрченко
Руководитель экологической группы (г. Красноярск)
y.yurchenko@pgplaw.ru

Практики

Подписаться на рассылку

Вас также может заинтересовать

skill

07.04.2025

Главные новости недвижимости и строительства: земельные участки, процедура перепланировки и др.

В этом выпуске Наталья Стенина, партнер и руководитель практики недвижимости и строительства «Пепеляев Групп», расскажет про закон о повторном предоставлении бесплат...

Смотреть

23.04.2025

Утилизация отходов в Красноярском крае требует комплексного подхода, считают общественники

21 апреля в Общественной палате Красноярского края на круглом столе обсудили проблемы и перспективы развития отрасли утилизации...

17.04.2025

Экология: MustRead за 24 марта – 13 апреля 2025 г.

Главные новости: В административном процессе появится электронный документооборот Обновлен перечень парниковых ...

11.04.2025

Право пользования участком недр не создает автоматического возникновения права на земельный участок

3 апреля Верховный Суд вынес Определение № 305-ЭС24-21544 по делу № А40-164047/2023, в котором рассмотрел спор о взыскании...

09.04.2025

Плата за воодоотведение должна быть обоснованной

Конституционный Суд РФ опубликовал Постановление от 24 марта № 13-П/2025, которым признал абз. 2 п. 34, п. 45 Правил осуществления...