Загрузка...
03.10.2023
4 мин. на чтение

Экологические и гигиенические нормативы: особенности и отличия

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», нормативы в области охраны окружающей среды – это установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие. Руководитель экологической группы Сибирского офиса ООО «Пепеляев Групп» Юлия Юрченко обращает внимание на проблему нормативов качества окружающей среды, в том числе на действующие сегодня нормативы, пробелы правового регулирования и применение гигиенических нормативов для целей охраны окружающей среды.

Виды нормативов в области охраны окружающей среды

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), нормативы в области охраны окружающей среды - это установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

Нормативы качества окружающей среды – это нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.

Нормативами допустимого воздействия на окружающую среду признаются нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.

Нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ, иных веществ и микроорганизмов – это нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем.

Согласно ст. 19 Закона № 7-ФЗ, нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях сохранения благоприятной окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также в целях государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду (НВОС).

Нормирование заключается в установлении нормативов качества окружающей среды и нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

Согласно ст. 20 Закона № 7-ФЗ, и экологические, и санитарно-гигиенические нормативы (ПДК химических и иных веществ и микроорганизмов) относятся к нормативам качества окружающей среды. Их отличие заключается в том, что экологические нормативы устанавливаются в целях охраны окружающей среды, а гигиенические - для оценки окружающей среды как среды обитания человека.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ), гигиенический норматив – это установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека.

Соответственно, у экологических и гигиенических нормативов различны объекты охраны: в первом случае - природная среда и ее компоненты (объекты охраны окружающей среды); а во втором - здоровье и среда обитания человека.

На основании гигиенических нормативов устанавливаются санитарные правила, которые в ст. 1 Закона № 52-ФЗ определены как обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания.

В частности, в СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» предусмотрены ПДК и ориентировочно допустимые концентрации (ОДК) загрязняющих (химических) веществ для атмосферного воздуха, воды и почв населенных мест и сельскохозяйственных угодий.

Согласно ч. 2 ст. 20 Закона № 7-ФЗ, к нормативам качества окружающей среды относятся:
  • нормативы, установленные для химических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативы ПДК;
  • нормативы, установленные для физических показателей состояния окружающей среды, в том числе для показателей уровней радиоактивности;
  • нормативы для биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе для видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды;
  • иные нормативы качества окружающей среды.
Положение о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды утверждено постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 № 149. Согласно этому документу федеральные и региональные нормативы качества окружающей среды утверждаются органами исполнительной власти соответственно Российской Федерации и субъекта Федерации. Заинтересованными лицами в инициативном порядке могут быть разработаны региональные нормативы (подп. «в» п. 25) и направлены на согласование в орган субъекта Федерации.

Региональный норматив качества почв обосновывается материалами оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), которые содержат в том числе результаты экспериментальных исследований.

Нормативы качества окружающей среды установлены только для водных объектов рыбохозяйственного значения. Так, действует приказ Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» (далее - приказ № 552).

Также разработаны региональные нормативы качества почв в отдельных субъектах РФ.

В связи с этим на практике гигиенические нормативы применяются в целях охраны окружающей среды. Например, при определении размера вреда, причиненного объекту охраны окружающей среды.

Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Экология производства»

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Авторы

Юлия Юрченко
Руководитель экологической группы (г. Красноярск)
y.yurchenko@pgplaw.ru

Практики

Подписаться на рассылку

Вас также может заинтересовать

27.10.2025

Значимые споры в сфере экологии за сентябрь и октябрь 2025 г.

Главные новости: плата за негативное воздействие на окружающую среду; обращение с отходами; Государственная экологическая...

02.10.2025

ВС напомнил, кто несет расходы на ликвидацию несанкционированной свалки

Суд отметил, что районная администрация, исполнившая за счет бюджетов муниципальных образований соответствующие судебные...

29.09.2025

Обзор судебной практики по спорам, связанным с обращением с отходами недропользования

Федеральным законом № 343-ФЗ внесены существенные изменения в Закон РФ «О недрах», введено понятие «отходы недропользования»...

24.09.2025

ВС пояснил распределение ответственности за разработку карьера на сельхозземлях

Он указал, что неосуществление собственником участка мероприятий по его охране не является безусловным основанием для привлечения...