Загрузка...
13.02.2014
6 мин. на чтение

Деофшоризация как одно из основных направлений реформирования налогового законодательства РФ и российской экономики в целом

Деофшоризация в цифрах:

- за последние 20 лет из РФ выведено около 800 млрд. долларов в офшоры,

- около 20 трлн. долларов находится в офшорах,

- Британские Вирджинские острова получили больше иностранных инвестиций, чем Германия

Отток капиталов в офшоры и низконалоговые юрисдикции является одной из основных проблем и угроз современной экономики. Согласно отчету ОЭСР 12.02.2013 «О размывании налоговой базы и выводе прибыли из-под налогообложения» современное международное налоговое планирование приняло угрожающие мировой экономике масштабы в результате ухода от налогообложения многих компаний при помощи офшорных инструментов. Поэтому борьба с офшоризацией - это не только элемент российской внутренней политики, но и согласованная политика крупнейших международных экономик. Офшоры плохи не тем что они есть, а тем, что они позволяют не платить налоги с доходов в производящих экономиках и экономиках стран, где находятся сами офшорные компании (двойное неналогообложение).

Президент РФ Путин В. В. В своем ежегодном послании Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г. указал на необходимость внесения изменений в законодательство РФ, предусматривающих налогообложение доходов компаний, находящихся в офшорной юрисдикции, если эти компании не распределяют полученные доходы в пользу российских лиц, контролирующих такие компании. Следует отметить, что идея деофшоризации экономики озвучивалась в послании Президента России и ранее (в 2005 г.), тогда, однако, конкретных шагов по изменению налогового законодательства РФ предпринято не было.

9 января 2014 г. Дмитрий Медведев дал Поручение во исполнение перечня указаний Президента России от 27 декабря 2013 года №Пр–3086 (резолюция от 31 декабря 2013 года № ДМ–П13–9589) подготовить и представить в Правительство РФ до 19 мая 2014 г. соответствующий проект федерального закона, которым будет реализован комплекс мер по деофшоризации экономики.

К таким мерам Правительством предложены: обложение налогом на прибыль доходов иностранных компаний с российскими бенефициарами (правило об иностранных контролируемых компаниях), если они не выплачивают дивиденды в РФ, введение запрета на предоставление государственной поддержки компания, зарегистрированным в офшорных юрисдикциях, введения запрета на заключение государственных или муниципальных контрактов с компаниями, находящимися в офшорной юрисдикции. Недавно нам также известно о подготовке Правительством проекта подробного плана действий по деофшоризации экономики, согласно которому, помимо указанных выше мер, предлагается так же предпринять следующие шаги: введение понятия "налоговое резидентство организаций", закрепление в законодательстве РФ понятия «бенефициарного собственника» и требований по его раскрытию. Предлагается также разработать договорную базу для повышения эффективности сотрудничества между ФНС России и налоговыми органами зарубежных государств в области обмена информацией по налоговым делам, в качестве первоочередных шагов предлагается ратифицировать Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам, внести изменения в законодательство о трансфертном ценообразовании (подробнее см. файл).

Правило об иностранных контролируемых компаниях существует в налоговом законодательстве многих стран мира с развитыми экономиками, в разной форме оно принято некоторыми из ближайших соседей РФ.

Что стоит ожидать российским предприятиям от введения данного института в налоговое законодательство РФ, по какому пути может пойти российский законодатель при разработке правила об иностранных контролируемых компаниях?

В мировой практике нормы законодательства об иностранных контролируемых компаниях существенно различаются.

На постсоветском пространстве механизм деофшоризации реализуется через установление специальных заградительным мер при работе с офшорными компаниями: путем введения специального налога на любые перечисления в офшоры (Республика Белоруссия), запрет на вычет определенных видов расходов понесенных в пользу офшорных компания (платежи за услуги, оказываемые офшорными компаниями) (Украина, Казахстан). В комплексе с мерами валютного ограничения (требования репатриации валютной выручки, более жесткое администрирование банковских расчетов с иностранными компаниями) такие меры направлены на создание дополнительных финансовых и административных издержек и барьеров при работе с офшорными и низконалоговыми команиями.

В правовых системах экономик развитых стран институт иностранных контролируемых компаний существует многие годы. Заключается он в том, что компания, зарегистрированная в иностранном государстве, но принадлежащая акционерам или группе акционеров – резидентов другой государства может при определенных условиях платить налоги в стране местонахождения акционеров.

Согласно упомянутому Поручению Председателя Правительства РФ именно такой подход предлагается применить и в России. На данный момент детали законопроекта не подготовлены, остаются не понятными, как технические аспекты, например, какой «порог» владения иностранной компанией будет установлен, чтобы она была признана контролируемой, так и сама концепция нового правила. В частности, представляется спорной основная идея проекта, как она сейчас сформулирована в Поручении, - прибыль иностранной контролируемой компании будут облагаться в РФ, только если она не распределяется в виде дивидендов российским бенефициарам. Следует отметить, что ставки налога на доход физических лиц в РФ одна из самых низких, на дивиденды она составляет 9 %. Таким образом, «вывести» корпоративную прибыль в офшорную юрисдикцию и заплатить потом с нее невысокий налог на дивиденды при получении такой прибыли бенефициарами офшорных компаний позволит корпорациям продолжать существенно экономить на налогах, против таких схем новые правила о контролируемых компаний работать не будут. А значит такие модели налогового планирования продолжат существовать. Поэтому та концепция новых правил, как она определена в Поручении, следует признать «полумерой», эффективно не препятствующей схемам увода капитала за рубеж. Наконец, офшорные компании не единственный и не самый распространенный механизм налоговой оптимизации. Помимо классических офшоров (стран в которых отсутствует налог на прибыль, оборот или капитал с доходов от международной деятельности) крайне распространены в схемах увода капиталов из экономики низконалоговые юрисдикции, предоставляющие существенные налоговые льготы на некоторые виды операций и имеющие договоры об устранении двойного налогообложения с РФ. К таким странам, помимо Кипра, относятся Нидерланды, Люксембург, Австрия и ряд других. Эти страны очень часто используются как государства - транзитеры капиталов из экономик зарабатывающих в офшорные юрисдикции. Такие страны – транзитеры также должны быть включены наравне с офшорами в ту группу стран, в отношении которых будут применяться правила об иностранных контролируемых компаниях. Принятие данных правил может потребовать изменений международных соглашений об устранении двойного налогообложения, что является более сложным процессом, поскольку выходит за рамки компетенции только российского законодателя.

Наконец, следует отметить, что правила об иностранных контролируемых компаниях – это всего лишь одна из мер борьбы с оттоком капиталов в офшоры. Сам по себе этот институт не будет достаточным для предотвращения оттока капиталов. Принимать его нужно одновременно с принятием других мер, таких как, введение института налогового резидентства для юридических лиц, развитие концепции бенефициарного собственника, совершенствование международных договоров об устранении двойного налогообложения, построение системы эффективного обмена информацией с иностранными налоговыми органами, международной помощи во взимании налогов, развития администрирования мер трансфертного ценообразования. Следует отметить, что контроль за трансфертным ценообразованием является одним из эффективных способов борьбы офшоризацией экономики. При этом, данные меры не являются запретительными, а лишь позволяют государству обложить налогом справедливую часть прибыли, приходящуюся на предприятие.

Выводы:

1) Поручение Председателя Правительства с указанием сроков подготовки проектов федеральных законов, вносящих поправки в законодательство, подтверждает, что данная проблематика из плоскости дискуссионной перешла в плоскость практическую. Насколько эффективным будет новый институт, зависит уже от содержания правил,

2) Концепция правил о контролируемых компаниях требует доработки, выплата дивидендов российскому бенефициару не должна исключать применение такого правила к доходам иностранной компании,

3) Правила о контролируемых компаниях должны применяться не только к офшорам, но и к низконалоговым компаниям из стран – транзитеров иначе их эффект будет значительно снижен,

4) Правила о контролируемых компаниях позволят эффективно бороться с оттоком капитала, только если они будут реализовываться в комплексе с другими мерами антиофшорной политики – резидентство юридических лиц, развитие концепции бенефициарного собственника и др. Помимо введения запретительных мер, депопуляризации офшоров государство может добиться путем дальнейшего совершенствования налогового администрирования, повышением качества правосудия, развития конкурентности корпоративного законодательства.

Подробнее... 


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

15.07.2024

Маркировка интернет-рекламы: правоприменительная практика регуляторов (ФАС, Роскомнадзор).

В этом выпуске Елена Соколовская, партнер и руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп», расскажет о правоприменительной практике по маркировке ...

Смотреть

09.10.2024

Обзор писем Минфина России и ФНС России за июнь – сентябрь 2024 г.

Письмом от 16 июля 2024 г. № 03-04-05/66095 Минфин России ответил на вопрос об учете компенсаций за использование личного...

09.10.2024

Эксперты обсудили банкротство как способ разрешения корпоративных конфликтов

8 октября газета «Ведомости» провела X юбилейную конференцию о практических аспектах правового регулирования в банкротстве....

09.10.2024

Кассация: общие нормы ГК неприменимы при наличии банкротных оснований оспаривания

ООО «Персонал» поставило оборудование ООО «Тверская усадьба» на 187 млн рублей. Наталья Савенкова, руководитель и участник...

08.10.2024

Без кнута и суда: как бизнесу воздействовать на контрагентов из Китая

Общение с китайскими партнерами никогда не было простой задачей, и дело не только в языковом барьере. В попытках хоть как-то...