Загрузка...
14.10.2019
2 мин. на чтение

Потребительские права и экстремизм

Конституционный суд России больше двадцати лет назад признал потребителей слабой стороной, нуждающейся в особой защите. Действующее законодательство предоставляет гражданам право обращаться в суд по месту жительства и освобождает от государственной пошлины. Тогда как участники рынка за нарушение прав клиентов должны выплачивать неустойку свыше тысячи процентов годовых и порой несоразмерные штрафы. Проблему защиты добросовестного бизнеса от так называемого потребительского экстремизма или терроризма обсудили участники конференции, организованной порталом MarketMedia.

Судебная практика по этому вопросу остается противоречивой. Чаще всего мировые, районные и даже областные суды удовлетворяют иски потребителей о взыскании соответствующих сумм, изредка возлагая на них обязанность вернуть покупку. Причем механизм реализации этого требования не определен, а его игнорирование не приостанавливает исполнение решения по взысканию. Тогда как, по мнению Верховного суда России, праву потребителя на заявление требования о возврате уплаченной денежной суммы предшествует обязанность вернуть товар. 

Мнение: 

Елена Рыбальченко, юрист компании «Пепеляев Групп»

"Действующий закон предоставляет покупателям товаров, в которых обнаружены дефекты, право предъявить требование о ремонте, уменьшении цены и так далее. Однако излюбленным для потребителей остается требование о возврате денежных средств. Большинство компаний-продавцов в таких случаях идут навстречу пожеланиям покупателя, но просят сначала вернуть товар. И вот здесь начинается спор, что раньше – «утром деньги, вечером стулья» или наоборот.

Например, гражданин приобретает iPhone, гарантийный срок на него составляет один год, срок службы – пять лет. Где-то на втором году потребитель пишет претензию, что аппарат не включается, или тому подобное. Продавец или производитель предлагает ему принести смартфон для экспертизы. Покупатель ответ не читает (или делает вид, что не читает) и заказывает стороннюю экспертизу за свой счет. На основании заключения, подтверждающего, что аппарат не подлежит ремонту, гражданин предъявляет новую претензию, в которой требует вернуть деньги. Производитель не отказывается от выплаты, но снова просит покупателя вернуть неисправный товар. Вместо этого покупатель отсчитывает 20 дней, в течение которых по закону требование о возврате денежных средств должно быть удовлетворено, и с этим идет в суд.

На основании предоставленных результатов экспертизы и претензий судья удовлетворяет иск о взыскании стоимости товара, неустойки и штрафа. Хотя представитель Apple подтверждает, что производитель не отказывался добровольно исполнить требования покупателя о возврате денежных средств. Апелляционная инстанция лишь уточняет решение суда, возлагая на потребителя обязанность передать продавцу товар в течение семи дней после вступления решения в законную силу.

К счастью, Верховный суд России, рассмотрев подобные дела, указал, что потребитель обязан вернуть товар до того, как предъявляет требование о выплате его стоимости. В ином случае продавец лишен возможности вернуть покупателю деньги".

Источник: Агентство правовой информации 


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q