Загрузка...
26.06.2023
3 мин. на чтение

Что грозит виновнику разлива нефтепродуктов: тенденции судебной практики

Инциденты, в результате которых загрязняющие вещества, включая нефтепродукты, попадают в водный объект, к сожалению, происходят в России в последнее время все чаще. Реагируя на подобные случаи, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) обращается к виновникам разливов с требованиями о возмещении вреда, причиненного водному объекту.

При этом размер ответственности виновника разлива российским законодательством не ограничен, а сумма претензий Росприроднадзора может достигать миллиардов рублей. На практике подобные дела сложны, а их рассмотрение судом занимает длительное время. Подробнее в статье партнера, руководителя экологической практики «Пепеляев Групп» Натальи Стениной и юриста Ольги Ядрихинской.

Почему компании проигрывают суды по разливам

Мы внимательно наблюдаем за судебной практикой по спорам о разливах: представляется, что в последние годы суды демонстрируют все более жесткий подход к виновникам подобных происшествий, в том числе, прибегая к расширительному толкованию правил расчета размера вреда. В результате в большинстве случаев требования истца о взыскании возмещения вреда, причиненного водному объекту, оказываются удовлетворены в полном объеме (или близком к тому).

Полагаем, что такой подход во многом предопределен особенностями законодательного регулирования, которые предоставляют определенные преимущества истцу по соответствующей категории дел, а также сформированными в последние годы правовыми позициями Верховного Суда РФ.

Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с учетом общих положений гражданского законодательства об ответственности за внедоговорный вред. Как известно, применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков требует совокупности следующих условий:
  1. противоправности действий виновника разлива;
  2. причинной связи между противоправными действиями виновника разлива и убытками и
  3. подтверждения размера понесенных убытков.
Что касается противоправного поведения виновника разлива, то судебные акты достаточно редко содержат подробное обоснование соответствующей противоправности.

Иногда в качестве такового суд ссылается на материалы дела, подтверждающие факт попадания в водоем загрязняющего вещества в результате аварийного разлива на объекте ответчика. Суды, вероятно, полагают, что сам факт попадания загрязняющего вещества в водоем в результате аварийного разлива свидетельствует о такой противоправности, поскольку это нарушает водное законодательство, а причинитель вреда, который не предотвратил попадание загрязняющих веществ в водный объект, рассматривается как допустивший противоправное бездействие.

Кроме того, выявив разлив, Росприроднадзор на практике сначала привлекает виновника разлива к административной ответственности за нарушение требований к охране водных объектов, на основании части 4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Данное правонарушение наказывается административным штрафом, который для юридических лиц составляет от 150 до 300 тысяч рублей.

Когда постановление о назначении административного наказания вступает в силу, Росприроднадзор обращается в суд уже с иском о взыскании значительно большей суммы вреда, причиненного водному объекту, и ссылается на факт привлечения причинителя вреда к административной ответственности как на дополнительное доказательство противоправности поведения последнего. Многие суды соглашаются с этим аргументом.

Доказывание причинной связи между противоправным поведением и вредом также происходит по упрощенным правилам. В случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред. Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.

Иными словами, если компанию обвинили в причинении вреда водному объекту в результате разлива, на нее и ложится бремя доказывания того обстоятельства, что негативные последствия для водного объекта (в частности, превышение ПДК по загрязняющим веществам), наступили не в результате допущенного ей разлива, а в результате каких-либо иных факторов (например, в результате действий третьих лиц, которые длительно загрязняли водный объект).

Кроме того, истцу в таких спорах достаточно просто подтвердить размер понесенных убытков. Закон предусматривает, что вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде. Только при отсутствии соответствующих такс и методик сумма вреда рассчитывается исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды.

Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Нефть, газ, право»

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

07.03.2025

Новости недвижимости и строительства: практика КС РФ за 2024, эскроу-счета в частном строительстве

В этом выпуске Наталья Стенина, партнер и руководитель практики недвижимости и строительства «Пепеляев Групп», расскажет про запрет на использование иностранных слов в на...

Смотреть

07.05.2025

Когда местные власти отвечают за загрязнение почвы, обнаруженное на подконтрольной им территории?

24 апреля Верховный Суд вынес Определение № 309-ЭС24-22782 по делу № А50-15416/2023, в котором он пояснил, когда местная...

05.05.2025

Новости экологии: дороги в водоохранных зонах, обращение с твердыми отходами (ТКО) и др.

Сегодня в ролике Наталья Стенина — партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о самых главн...

05.05.2025

Экология: MustRead от 5 мая 2025 г.

Главные новости: Планируется расширить перечень оснований освобождения от административной ответственности В Москве...

23.04.2025

Утилизация отходов в Красноярском крае требует комплексного подхода, считают общественники

21 апреля в Общественной палате Красноярского края на круглом столе обсудили проблемы и перспективы развития отрасли утилизации...