Загрузка...

Деловой климат: налоговый рентген

15.06.2017
4 мин.
на чтение
Прочитать позже
Руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп» Вадим Зарипов о предстоящей публикации ФНС данных о компаниях. 

Страны Северной Европы отличаются не только высоким уровнем налогового бремени, но и тем, что многие сведения о налогоплательщиках, в том числе гражданах, общедоступны. Следуя их примеру, Федеральная налоговая служба России (ФНС) 25 июля впервые разместит на своем официальном сайте в форме открытых данных значимые сведения обо всех 4,7 млн компаний, состоящих на учете в налоговых органах. Прежде они не только не подлежали публикации, но и считались налоговой тайной (информация о физических лицах, включая индивидуальных предпринимателей, по-прежнему раскрытию не подлежит).

В открытом доступе окажутся следующие сведения за предыдущий календарный год:

  • суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности компании;

  • среднесписочная численность работников организации;

  • сумма уплаченных компанией налогов (по каждому налогу).

Ежемесячно будут публиковаться:

  • суммы недоимки, пеней и штрафов, допущенные налоговые правонарушения и меры ответственности за них;

  • специальные налоговые режимы, применяемые налогоплательщиком, а также участие налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков.

Поправками в статью 102 Налогового кодекса предлагалось также опубликование совокупной суммы выплат работникам за предыдущий год. На основании этих данных и информации о численности сотрудников можно было бы судить о средней заработной плате в компании, но при утверждении законопроекта в окончательной редакции депутаты исключили это положение – видимо, во избежание роста социальной напряженности. 25 июля 2017 г. будут опубликованы сведения за 2016 г. (в части правонарушений будет опубликована информация о решениях налоговых органов, вступивших в силу в июне 2017 г.).

Это событие может повлиять на состояние налоговой системы и даже произвести серьезные сдвиги в сложившихся общественных отношениях. Нет сомнений, что информация будет востребована не только журналистами, но и гражданами, организациями и государственными органами.

Наибольший интерес представляют сведения об уплаченных налогах, а также начисленных недоимках, пенях и штрафах, поскольку информация о численности работников, а также о доходах и расходах общедоступна в составе отчетности, предоставляемой компаниями органам государственной статистики.

На опубликовании данных об организациях долгое время настаивала сама ФНС. Вполне справедливо она полагает, что это позволит компаниям тщательнее проверять контрагентов и выбирать наиболее состоятельных, чтобы не оказаться случайно вовлеченными в схемы по уходу от налогов.

Опубликование поможет гражданам лучше оценить экономическое положение компаний при инвестировании в строительство жилья, а также в случаях привлечения средств населения финансовыми организациями. С этой информацией компании будут более осознанно принимать решение о выборе деловых партнеров, о необходимости дополнительных гарантий оплаты, о перспективах взыскания долгов. Данных об уплаченных налогах давно ждут региональные и местные власти для планирования своих бюджетов, а также для выстраивания отношений с компаниями, работающими на их территории. Это вполне может быть как режим наибольшего благоприятствования, так и наоборот. Большая прозрачность может повлечь антикоррупционный эффект, особенно при госзакупках, так как нередко заказы получают специально созданные фиктивные (подставные) компании-пустышки. Официальные сведения об уплаченных налогах позволят сформировать объективные рейтинги налогоплательщиков, а также поставить деловую репутацию компании в зависимость от ее доли в финансировании публичных потребностей. Наконец, новая информация может быть использована для оценки налоговой нагрузки компаний отрасли – здесь выявятся свои лидеры и аутсайдеры, что будет дополнительным источником оценки для инвесторов. Сопоставление налоговой нагрузки компаний поможет понять, соблюдается ли конкурентная среда в рамках отрасли.

Конечно же, чаще всего предприниматели будут использовать эти сведения для проверки налоговой благонадежности потенциального контрагента, а также контроля за его текущим состоянием. Кроме того, новый информационный ресурс позволит выявлять случаи корпоративной неверности, когда менеджеры часть прибыли направляют в подконтрольные им компании, намеренно встраиваемые при закупках или продажах. Новые возможности будут использованы и для совершенствования многочисленных коммерческих электронных сервисов по проверке и оценке контрагентов.

По нашему мнению, в дальнейшем можно было бы использовать накопленную сумму уплаченных налогов (своего рода налоговый капитал) в целях предоставления налогоплательщикам налоговых льгот, привилегий и бюджетных субсидий. Сегодня в одинаковом положении и компания, которая за многие годы работы заплатила в бюджет десятки и сотни миллионов, и бизнес, который постоянно переводит активы на новую компанию, чтобы не платить налоги. Это напоминает советскую уравниловку, когда независимо от трудового вклада люди получали примерно одинаковую зарплату. Учет уплаченных в прежние годы налогов в отношениях с государством позволит перейти от формального равенства к равенству настоящему, соразмерному вкладу каждого в общее дело.

Закон предусматривает, что не публикуется информация о налогах, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Исключение таможенных платежей оправдано лишь отсутствием информации о них у налоговой службы и должно быть устранено по мере интеграции налоговых и таможенных органов.

Новые стандарты открытости налоговой информации ставят новые вопросы о балансе публичных и частных интересов в информационной сфере – один из таких вопросов по жалобе компании из Финляндии недавно пришлось решать Европейскому суду по правам человека. Поэтому к определению объема и порядка публикации необходимо подходить очень осторожно. Согласно приказу ФНС информация о правонарушениях, а также недоимках, пенях и штрафах публикуется после вступления в силу решения налогового органа по итогам проверки. Как правило, решение вступает в силу после рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика в вышестоящем налоговом органе. Приказ не принимает во внимание, что в дальнейшем решение может быть обжаловано в суде и признано недействительным, как не предусматривает и публикации сведений о результатах судебного обжалования начисленных сумм. Это может нанести репутационный ущерб компании, поэтому приказ нуждается в доработке. Наиболее комфортным решением была бы публикация не сразу после вступления решения в силу, а только после завершения судебного разбирательства или в том случае, если в законный срок решение не было обжаловано в суде.

Источник: «Ведомости»

Возврат к списку

Отправить статью

Для получения доступа к Обзорам судебной практики по налоговым спорам необходимо оформить подписку.

Год

30000 рублей + НДС

Подписаться
Я уже подписчик

Необходимо авторизоваться чтобы получить доступ

Авторизоваться

По вопросам подписки обращайтесь, пожалуйста, к Маргарите Завязочниковой
E-mail: m.zavyazochnikova@pgplaw.ru
Nел. +7 (495) 767 00 07

28.09.2022
Александр Виноградов в «Топ 100 директоров по персоналу»
28.09.2022
Елена Соколовская выступила на Антимонопольном форуме 2022
15.09.2022
Внесудебное урегулирование спора между двумя клиентами компании
15.09.2022
Сайт «Пепеляев Групп» признан лучшим среди российских юридических фирм
07.09.2022
Наталья Присекина рассказала на ВЭФ о Международном коммерческом арбитражном суд...
07.09.2022
«Пепеляев Групп» оказала правовую поддержку АО «КТК-Р» в ходе судебного разбират...
02.09.2022
Усиление IP-практики «Пепеляев Групп»
29.08.2022
Юристы «Пепеляев Групп» провели семинар для корейского бизнеса во Владивостоке