Загрузка...
25.03.2014
3 мин. на чтение

B2B: Взгляд на Комплаенс в России

Сегодня в России, когда власть активно использует административные ресурсы для регулирования бизнес-процессов, взаимодействие с органами государственной и местной администрации — важная составляющая успешного бизнеса.

Реализация любой бизнес-задачи требует соблюдения административных процедур, связанных с необходимостью получать разрешительную документацию, направлять уведомления в органы исполнительной власти и местного самоуправления либо согласовывать с ними условия предпринимательской деятельности и конкретных сделок во избежание рисков предъявления возможных претензий.

В таких обстоятельствах комплаенс должен стать для бизнеса системой внутреннего контроля за соблюдением обязательных требований законодательства и подзаконных нормативных правовых актов, неисполнение либо ненадлежащее исполнение которых влечет административную ответственность для компании, уголовную либо административную ответственность для ее должностных лиц.

В настоящее время комплаенс воспринимается как система внутреннего контроля за добросовестностью и благонадежностью контрагентов по бизнесу и работников. Подобный подход не позволяет оценить и предотвратить риски применения мер государственного принуждения (штрафов, пени, административного приостановления деятельности, приостановления и аннулирования лицензии) к компании и ее менеджменту за нарушения обязательных требований. Эти нарушения могут быть совершены, если отсутствует система внутреннего контроля, и выявлены государственными органами в ходе проверки.

В такой ситуации рекомендуем наладить в компании систему внутреннего контроля и документооборота, позволяющую обеспечить соблюдение обязательных требований, а также предпроверочный аудит при подготовке к возможным проверкам.

Напомним, что информация о плановых административных проверках на следующий год размещается на сайте Генеральной прокуратуры РФ не позднее конца предыдущего года. Основаниями для внеплановых проверок являются: обращения третьих лиц в органы государственной власти с информацией о нарушениях обязательных правил либо об угрозе таких нарушений, если они создают опасность; невыполненные в срок предписания государственных органов; нарушения прав потребителей.

Осуществляя комплаенс, целесообразно обеспечивать лояльность в отношениях с контрагентами и работниками, которые могут обратиться с жалобой на нарушения компанией их прав и законных интересов, путем предупреждения либо урегулирования возможных конфликтов с ними. Следует также заблаговременно исполнять предписания о соблюдении обязательных требований и сообщать о результатах государственным органам.

Для предотвращения возможных рисков привлечения к ответственности и в случаях применения иных мер государственного принуждения рекомендуем обращаться за письменными разъяснениями в уполномоченные государственные органы. Выполнение таких разъяснений является основанием для вывода, что было сделано все, чтобы соблюсти обязательные требования. Это, как правило, исключает вину в совершении нарушений и, следовательно, ответственность.

Разрабатывая и используя систему комплаенс во взаимоотношениях между бизнесом и властью в России, компании должны учитывать следующее обстоятельство.

Субъектам предпринимательской деятельности разрешено все, что прямо не запрещено законом. Это связано с тем, что реализация конституционного права на защиту предполагает свободу выбора субъектами предпринимательства не запрещенных законом способов и приемов защиты их прав и законных интересов, а обязанность государства — обеспечить надлежащее применение этих способов и приемов. В то же время, чиновникам разрешено лишь то, что непосредственно предписано им административными и должностными регламентами. Исчерпывающий перечень и рамки административных процедур, предусмотренные этими регламентами, ограничивают процессуальные возможности должностных лиц органов государственного контроля.

Поэтому если какие-либо требования должностных лиц выходят за рамки предоставленных им законодательством возможностей, компании вправе направить им письменный мотивированный отказ от выполнения незаконных требований. Кроме того, организация может обжаловать как в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), так и в суд любые незаконные требования, действия, бездействие и решения органов государственной власти и их должностных лиц в случаях, если они затрагивают ее права и законные интересы, на их основании на компанию незаконно возлагается какая-либо обязанность или компания может быть незаконно привлечена к какой-либо ответственности.

Подробнее...


Вас также может заинтересовать

03.02.2023

Эксперты обсудили изменения в трудовом законодательстве на встрече клуба работодателей Петербурга

В 2023 году вступил в силу ряд изменений в трудовом законодательстве: требования к правилам и инструкциям по охране труда,...

03.02.2023

Уроки обжалования от Конституционного Суда РФ – комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 31 января 2023 г. N 5-П

Уроки обжалования от Конституционного Суда РФ. Комментарий руководителя представительства «Пепеляев Групп» в Республике ...

02.02.2023

Зелёные риски: контроль за экологическими нормами ужесточится

«2022 год обошёлся без громких экологических катастроф, но количество судебных дел о возмещении вреда природе продолжает...

02.02.2023

С курсовыми разницами чиновники все переиграли. Надо ли пересчитать налог

В конце прошлого года чиновники изменили позицию по учету курсовых разниц для налога на прибыль. Теперь в налоговые расходы...

X

25 антикризисных задач

которые мы можем решить
вместе с вами


Узнать