Загрузка...
25.03.2014
3 мин. на чтение

B2B: Взгляд на Комплаенс в России

Сегодня в России, когда власть активно использует административные ресурсы для регулирования бизнес-процессов, взаимодействие с органами государственной и местной администрации — важная составляющая успешного бизнеса.

Реализация любой бизнес-задачи требует соблюдения административных процедур, связанных с необходимостью получать разрешительную документацию, направлять уведомления в органы исполнительной власти и местного самоуправления либо согласовывать с ними условия предпринимательской деятельности и конкретных сделок во избежание рисков предъявления возможных претензий.

В таких обстоятельствах комплаенс должен стать для бизнеса системой внутреннего контроля за соблюдением обязательных требований законодательства и подзаконных нормативных правовых актов, неисполнение либо ненадлежащее исполнение которых влечет административную ответственность для компании, уголовную либо административную ответственность для ее должностных лиц.

В настоящее время комплаенс воспринимается как система внутреннего контроля за добросовестностью и благонадежностью контрагентов по бизнесу и работников. Подобный подход не позволяет оценить и предотвратить риски применения мер государственного принуждения (штрафов, пени, административного приостановления деятельности, приостановления и аннулирования лицензии) к компании и ее менеджменту за нарушения обязательных требований. Эти нарушения могут быть совершены, если отсутствует система внутреннего контроля, и выявлены государственными органами в ходе проверки.

В такой ситуации рекомендуем наладить в компании систему внутреннего контроля и документооборота, позволяющую обеспечить соблюдение обязательных требований, а также предпроверочный аудит при подготовке к возможным проверкам.

Напомним, что информация о плановых административных проверках на следующий год размещается на сайте Генеральной прокуратуры РФ не позднее конца предыдущего года. Основаниями для внеплановых проверок являются: обращения третьих лиц в органы государственной власти с информацией о нарушениях обязательных правил либо об угрозе таких нарушений, если они создают опасность; невыполненные в срок предписания государственных органов; нарушения прав потребителей.

Осуществляя комплаенс, целесообразно обеспечивать лояльность в отношениях с контрагентами и работниками, которые могут обратиться с жалобой на нарушения компанией их прав и законных интересов, путем предупреждения либо урегулирования возможных конфликтов с ними. Следует также заблаговременно исполнять предписания о соблюдении обязательных требований и сообщать о результатах государственным органам.

Для предотвращения возможных рисков привлечения к ответственности и в случаях применения иных мер государственного принуждения рекомендуем обращаться за письменными разъяснениями в уполномоченные государственные органы. Выполнение таких разъяснений является основанием для вывода, что было сделано все, чтобы соблюсти обязательные требования. Это, как правило, исключает вину в совершении нарушений и, следовательно, ответственность.

Разрабатывая и используя систему комплаенс во взаимоотношениях между бизнесом и властью в России, компании должны учитывать следующее обстоятельство.

Субъектам предпринимательской деятельности разрешено все, что прямо не запрещено законом. Это связано с тем, что реализация конституционного права на защиту предполагает свободу выбора субъектами предпринимательства не запрещенных законом способов и приемов защиты их прав и законных интересов, а обязанность государства — обеспечить надлежащее применение этих способов и приемов. В то же время, чиновникам разрешено лишь то, что непосредственно предписано им административными и должностными регламентами. Исчерпывающий перечень и рамки административных процедур, предусмотренные этими регламентами, ограничивают процессуальные возможности должностных лиц органов государственного контроля.

Поэтому если какие-либо требования должностных лиц выходят за рамки предоставленных им законодательством возможностей, компании вправе направить им письменный мотивированный отказ от выполнения незаконных требований. Кроме того, организация может обжаловать как в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), так и в суд любые незаконные требования, действия, бездействие и решения органов государственной власти и их должностных лиц в случаях, если они затрагивают ее права и законные интересы, на их основании на компанию незаконно возлагается какая-либо обязанность или компания может быть незаконно привлечена к какой-либо ответственности.

Подробнее...


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

03.04.2024

Legal Drinks. Антон Никифоров в гостях у Романа Бевзенко: о карьере, о жизни, о налоговом праве и др

В рамках проекта LEGAL DRINKS Роман Бевзенко берет интервью у Антона Никифорова партнера «Пепеляев Групп».

Смотреть

17.06.2024

Блок без посредников: контроль над Рунетом станет ещё жёстче

РКН получит право самостоятельно блокировать «зеркала» пиратских сайтов. Мера должна помочь российским онлайн–кинотеатрам,...

17.06.2024

Копейка к копейке. В райсудах Петербурга выросло число налоговых споров с физлицами

Петербургская практика следует в русле общероссийского тренда – роста числа административных дел, в том числе дел о ...

14.06.2024

Нюансы налоговой амнистии при «дроблении бизнеса»

Правительство внесло в Госдуму масштабный законопроект № 639663-8, которым, в частности, вводятся правила амнистии налогоплательщиков,...

14.06.2024

Законодательный ответ на вопросы о доступе операторов связи в жилые дома

Вопрос свободного доступа операторов связи в многоквартирные дома без громоздкой процедуры «захода» имеет долгую историю:...