Загрузка...
25.03.2014
3 мин. на чтение

B2B: Взгляд на Комплаенс в России

Сегодня в России, когда власть активно использует административные ресурсы для регулирования бизнес-процессов, взаимодействие с органами государственной и местной администрации — важная составляющая успешного бизнеса.

Реализация любой бизнес-задачи требует соблюдения административных процедур, связанных с необходимостью получать разрешительную документацию, направлять уведомления в органы исполнительной власти и местного самоуправления либо согласовывать с ними условия предпринимательской деятельности и конкретных сделок во избежание рисков предъявления возможных претензий.

В таких обстоятельствах комплаенс должен стать для бизнеса системой внутреннего контроля за соблюдением обязательных требований законодательства и подзаконных нормативных правовых актов, неисполнение либо ненадлежащее исполнение которых влечет административную ответственность для компании, уголовную либо административную ответственность для ее должностных лиц.

В настоящее время комплаенс воспринимается как система внутреннего контроля за добросовестностью и благонадежностью контрагентов по бизнесу и работников. Подобный подход не позволяет оценить и предотвратить риски применения мер государственного принуждения (штрафов, пени, административного приостановления деятельности, приостановления и аннулирования лицензии) к компании и ее менеджменту за нарушения обязательных требований. Эти нарушения могут быть совершены, если отсутствует система внутреннего контроля, и выявлены государственными органами в ходе проверки.

В такой ситуации рекомендуем наладить в компании систему внутреннего контроля и документооборота, позволяющую обеспечить соблюдение обязательных требований, а также предпроверочный аудит при подготовке к возможным проверкам.

Напомним, что информация о плановых административных проверках на следующий год размещается на сайте Генеральной прокуратуры РФ не позднее конца предыдущего года. Основаниями для внеплановых проверок являются: обращения третьих лиц в органы государственной власти с информацией о нарушениях обязательных правил либо об угрозе таких нарушений, если они создают опасность; невыполненные в срок предписания государственных органов; нарушения прав потребителей.

Осуществляя комплаенс, целесообразно обеспечивать лояльность в отношениях с контрагентами и работниками, которые могут обратиться с жалобой на нарушения компанией их прав и законных интересов, путем предупреждения либо урегулирования возможных конфликтов с ними. Следует также заблаговременно исполнять предписания о соблюдении обязательных требований и сообщать о результатах государственным органам.

Для предотвращения возможных рисков привлечения к ответственности и в случаях применения иных мер государственного принуждения рекомендуем обращаться за письменными разъяснениями в уполномоченные государственные органы. Выполнение таких разъяснений является основанием для вывода, что было сделано все, чтобы соблюсти обязательные требования. Это, как правило, исключает вину в совершении нарушений и, следовательно, ответственность.

Разрабатывая и используя систему комплаенс во взаимоотношениях между бизнесом и властью в России, компании должны учитывать следующее обстоятельство.

Субъектам предпринимательской деятельности разрешено все, что прямо не запрещено законом. Это связано с тем, что реализация конституционного права на защиту предполагает свободу выбора субъектами предпринимательства не запрещенных законом способов и приемов защиты их прав и законных интересов, а обязанность государства — обеспечить надлежащее применение этих способов и приемов. В то же время, чиновникам разрешено лишь то, что непосредственно предписано им административными и должностными регламентами. Исчерпывающий перечень и рамки административных процедур, предусмотренные этими регламентами, ограничивают процессуальные возможности должностных лиц органов государственного контроля.

Поэтому если какие-либо требования должностных лиц выходят за рамки предоставленных им законодательством возможностей, компании вправе направить им письменный мотивированный отказ от выполнения незаконных требований. Кроме того, организация может обжаловать как в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), так и в суд любые незаконные требования, действия, бездействие и решения органов государственной власти и их должностных лиц в случаях, если они затрагивают ее права и законные интересы, на их основании на компанию незаконно возлагается какая-либо обязанность или компания может быть незаконно привлечена к какой-либо ответственности.

Подробнее...


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

21.03.2025

Строительные споры в практике Верховного Суда РФ в 2024 году - 6 ключевых кейсов.

В видеоролике, Наталья Стенина, партнер, руководитель практики земельного права, недвижимости и строительства «Пепеляев Групп», расскажет о строительных спорах в ВС ...

Смотреть

21.04.2025

Объём взысканий налогов с физлиц в судах Петербурга вырос в 20 раз за год

По данным председателя ВС РФ Ирины Подносовой, иски ФНС к физлицам демонстрируют стабильный рост. Так, в 2023 году по...

21.04.2025

А если 150 раз по ₽10 млн? Прокуратура наказывает за дробление дивидендов

Ограничение дивидендов участникам из недружественных стран суммой10 млн рублей в месяц было воспринято как сигнал «много...

17.04.2025

Актуальные смягчающие обстоятельства 2024 года: какие из них помогут снизить штраф в суде?

Юристы «Пепеляев Групп» Елизавета Щербак и Юлия Терешко представляют практику кассационных судов за 2024 г. по спорам, в...

16.04.2025

Как оспорить экспертизу налогового органа

Чтобы налогоплательщик мог эффективно реализовать свои права в рамках налоговой проверки, важно организовать контроль за...