Загрузка...
25.03.2014
3 мин. на чтение

B2B: Взгляд на Комплаенс в России

Сегодня в России, когда власть активно использует административные ресурсы для регулирования бизнес-процессов, взаимодействие с органами государственной и местной администрации — важная составляющая успешного бизнеса.

Реализация любой бизнес-задачи требует соблюдения административных процедур, связанных с необходимостью получать разрешительную документацию, направлять уведомления в органы исполнительной власти и местного самоуправления либо согласовывать с ними условия предпринимательской деятельности и конкретных сделок во избежание рисков предъявления возможных претензий.

В таких обстоятельствах комплаенс должен стать для бизнеса системой внутреннего контроля за соблюдением обязательных требований законодательства и подзаконных нормативных правовых актов, неисполнение либо ненадлежащее исполнение которых влечет административную ответственность для компании, уголовную либо административную ответственность для ее должностных лиц.

В настоящее время комплаенс воспринимается как система внутреннего контроля за добросовестностью и благонадежностью контрагентов по бизнесу и работников. Подобный подход не позволяет оценить и предотвратить риски применения мер государственного принуждения (штрафов, пени, административного приостановления деятельности, приостановления и аннулирования лицензии) к компании и ее менеджменту за нарушения обязательных требований. Эти нарушения могут быть совершены, если отсутствует система внутреннего контроля, и выявлены государственными органами в ходе проверки.

В такой ситуации рекомендуем наладить в компании систему внутреннего контроля и документооборота, позволяющую обеспечить соблюдение обязательных требований, а также предпроверочный аудит при подготовке к возможным проверкам.

Напомним, что информация о плановых административных проверках на следующий год размещается на сайте Генеральной прокуратуры РФ не позднее конца предыдущего года. Основаниями для внеплановых проверок являются: обращения третьих лиц в органы государственной власти с информацией о нарушениях обязательных правил либо об угрозе таких нарушений, если они создают опасность; невыполненные в срок предписания государственных органов; нарушения прав потребителей.

Осуществляя комплаенс, целесообразно обеспечивать лояльность в отношениях с контрагентами и работниками, которые могут обратиться с жалобой на нарушения компанией их прав и законных интересов, путем предупреждения либо урегулирования возможных конфликтов с ними. Следует также заблаговременно исполнять предписания о соблюдении обязательных требований и сообщать о результатах государственным органам.

Для предотвращения возможных рисков привлечения к ответственности и в случаях применения иных мер государственного принуждения рекомендуем обращаться за письменными разъяснениями в уполномоченные государственные органы. Выполнение таких разъяснений является основанием для вывода, что было сделано все, чтобы соблюсти обязательные требования. Это, как правило, исключает вину в совершении нарушений и, следовательно, ответственность.

Разрабатывая и используя систему комплаенс во взаимоотношениях между бизнесом и властью в России, компании должны учитывать следующее обстоятельство.

Субъектам предпринимательской деятельности разрешено все, что прямо не запрещено законом. Это связано с тем, что реализация конституционного права на защиту предполагает свободу выбора субъектами предпринимательства не запрещенных законом способов и приемов защиты их прав и законных интересов, а обязанность государства — обеспечить надлежащее применение этих способов и приемов. В то же время, чиновникам разрешено лишь то, что непосредственно предписано им административными и должностными регламентами. Исчерпывающий перечень и рамки административных процедур, предусмотренные этими регламентами, ограничивают процессуальные возможности должностных лиц органов государственного контроля.

Поэтому если какие-либо требования должностных лиц выходят за рамки предоставленных им законодательством возможностей, компании вправе направить им письменный мотивированный отказ от выполнения незаконных требований. Кроме того, организация может обжаловать как в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), так и в суд любые незаконные требования, действия, бездействие и решения органов государственной власти и их должностных лиц в случаях, если они затрагивают ее права и законные интересы, на их основании на компанию незаконно возлагается какая-либо обязанность или компания может быть незаконно привлечена к какой-либо ответственности.

Подробнее...


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

13.11.2025

Экспорт высокой пробы

Спор НПЗ с таможней о проверке вывозимых нефтепродуктов дошел до Верховного суда. Дело комментирует партнер, руководитель...

12.11.2025

Налоговый дайджест за октябрь: новый подход к штрафам и расширение камеральных проверок

В начале октября АСГМ опубликовал мотивировку по спору УГМК и ФНС. Суд встал на сторону налогоплательщика по спору...

12.11.2025

Налоговики смогут вести невыездные проверки бизнеса по принципу экстерриториальности

ФНС сможет перераспределять нагрузку при проведении камеральных проверок бизнеса между налоговыми инспекциями. Комментирует...

12.11.2025

Прощай, партнер: что делать, когда сооснователь мешает бизнесу выжить?

Управляющий партнер «Пепеляев Групп» Сергей Пепеляев о том, почему эпидемия корпоративного паразитизма касается...