Загрузка...

«Авторский» налог

С октября 2010 года производители и импортеры копирующего оборудования (компьютеры, мобильные телефоны и т.п.) и материальных носителей (компакт-диски, флешки и т.п.) обязаны платить 1% от стоимости проданной продукции (таможенной стоимости) для выплаты компенсаций авторам. Данный платеж является по сути новым налогом.

Гражданский кодекс РФ (Ст. 1245)  предусматривает выплату вознаграждения авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. На основании данной нормы 14 октября 2010 г. Правительством РФ принято Постановление № 829, которым предусмотрены основные элементы платежа: объект обложения, база для начисления, отчетный период и срок для уплаты, порядок исчисления и уплаты. Также Постановлением предусмотрены механизмы контроля за сбором средств: учет плательщиков в некоммерческой организации, аккредитованной для сбора и распределения средств, обязанность таможенной службы представлять аккредитованной организации информацию о ввезенном оборудовании, право аккредитованной организации направлять запросы торговым организациям, обязанность плательщиков подавать отчет по установленной форме; право аккредитованной организации направлять плательщикам требование об уплате средств.

Механизм «сбора» средств для выплаты «вознаграждений-компенсаций» авторам, установленный в Постановлении Правительства РФ, не вызывает сомнений, что с октября в России взимается новый налог.

Во-первых, Конституция РФ не предусматривает иных обязательных платежей, кроме налогов и сборов, а во-вторых, этот платеж отвечает всем существенным признакам налогов, предусмотренным пунктом 1 ст. 8 НК РФ.

Как справедливо отмечает в одном из своих Особых мнений судья Конституционного Суда РФ в отставке А.Л. Кононов, для установления юридической природы платежа важны его сущностные, а не внешние признаки, такие как название, наличие или отсутствие его в перечне налогов или фактическое поступление в бюджетные или иные фонды.

Для плательщиков «налог на копирование» является обязательным и индивидуально безвозмездным, означает отчуждение денежных средств и взимается в целях финансового обеспечения деятельности российского государства, которое обязалось выплачивать авторам компенсации в связи с объективной невозможностью обеспечить полноценную защиту их прав в условиях технического прогресса.

Другими словами, необходимость установления платежа вызвана технической возможностью неконтролируемого копирования аудио- и видеофайлов, в связи с чем у авторов возникает потенциальный ущерб в виде неполученного вознаграждения. Как разъяснил Суд Европейского Союза (Европейский суд справедливости) в Решении от 21.10.2010 г. (пункт 46), есть практические сложности в идентификации конкретных пользователей, поэтому в целях финансирования справедливого возмещения государства могут устанавливать «плату за копирование в личных целях», которая взимается не с частных лиц, а с тех, кто располагает оборудованием, устройствами и носителями и юридически или фактически предоставляет их в распоряжение частных лиц или оказывает им услуги копирования.

Конституционный Суд РФ неоднократно разъяснял, что установить налог или сбор можно только путем прямого определения его элементов в законе. Таким образом, правительственным постановлением в нарушение п. 5 ст. 3, п. 6 ст. 12 НК РФ и правовых позиций Конституционного Суда РФ установлен федеральный целевой налог, не предусмотренный Налоговым кодексом РФ. Отличие этого «авторского» налога от других лишь в том, что средства поступают не на бюджетные счета федерального казначейства, а на счет специально уполномоченной организации. Подобные платежи именуются парафискальными.

Особенность парафискальных платежей в том, что отвечая всем признакам налогов и сборов, эти платежи с целью их целевого использования зачисляются не на казначейские счета бюджетов, а на счета внебюджетных фондов или уполномоченных лиц, чьи органы управления выполняют одновременно функции и контролера, и казначейства, и главного распорядителя. Отсюда и название (от лат. para – помимо, кроме, около; fisc – общественная казна в Древнем Риме). Другими словами, парафискалитеты – это особые целевые налоги. Долгое время классическим примером государства с множеством парафискалитетов служила Франция, однако французский закон от 01.08.2001 г. предписал отмену парафискальных налогов с 1 января 2004 г.

Следует сделать вывод, что есть все основания для обращения в Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ по вопросу о правомерности установления платежа правительственным постановлением. Если «налог в поддержку авторов» получит санкцию высших судов, то ввиду необходимости финансирования все новых и новых государственных расходов можно ожидать появления в ближайшие годы и новых парафискальных платежей, например, в Фонд поддержки Чемпионата мира по футболу – 2018, в Резерв полицейского обслуживания, на счета госкорпорации «Модернизация».

Возврат к списку

Отправить статью

Для получения доступа к Обзорам судебной практики по налоговым спорам необходимо оформить подписку.

Год

30000 рублей + НДС

Подписаться
Я уже подписчик

Необходимо авторизоваться чтобы получить доступ

Авторизоваться

По вопросам подписки обращайтесь, пожалуйста, к Маргарите Завязочниковой
E-mail: m.zavyazochnikova@pgplaw.ru
Nел. +7 (495) 767 00 07

28.09.2022
Александр Виноградов в «Топ 100 директоров по персоналу»
28.09.2022
Елена Соколовская выступила на Антимонопольном форуме 2022
15.09.2022
Внесудебное урегулирование спора между двумя клиентами компании
15.09.2022
Сайт «Пепеляев Групп» признан лучшим среди российских юридических фирм
07.09.2022
Наталья Присекина рассказала на ВЭФ о Международном коммерческом арбитражном суд...
07.09.2022
«Пепеляев Групп» оказала правовую поддержку АО «КТК-Р» в ходе судебного разбират...
02.09.2022
Усиление IP-практики «Пепеляев Групп»
29.08.2022
Юристы «Пепеляев Групп» провели семинар для корейского бизнеса во Владивостоке