А теперь – другое дело
В среднем рынок юридического консалтинга
В тисках экономии
Так как разбирательства с долгами и банкротствами остались едва ли не единственным направлением, где спрос был относительно стабилен, конкуренция в этой сфере ужесточилась. Плюс заказчики существенно урезали бюджеты, в том числе и на консалтинг, так что юридическим компаниям ничего не оставалось, как пойти на снижение цен.
Довольно сложно пришлось крупным фирмам, так как, учитывая расхожее мнение о дороговизне их услуг, клиенты стали чаще обращаться в небольшие компании. «Пересматривать ставки и ценовую политику пришлось и крупным международным консалтинговым компаниям, и локальным. Причем вторые в этом плане более гибкие – им легче подстроиться под требования рынка. Российским консалтинговым и юридическим фирмам кризис принес массу новых возможностей. Я бы сказал, что рынок сместился в сегмент
Вынужденная гибкость в ценообразовании привела к снижению заработных плат юристов, пересмотру схем оплаты. Многие стали работать на конкретный проект по фиксированному бюджету, зависящему от количества времени, затраченного работающей над заказом командой. Тогда как ранее чаще применялись почасовые ставки, которые устанавливались в зависимости от квалификации специалиста. «То, что консультанты стали зарабатывать меньше, – факт. Закончились шальные деньги из фондовых пузырей, прекратилась скупка спекулятивных земель. Остался реальный сектор экономики, который всегда был прижимист и не слишком щедр на гонорары», – констатирует партнер, руководитель
Оборотная сторона того, что борьба за клиента переместилась в ценовое поле, – активный демпинг со стороны некоторых игроков рынка. «Как всегда, вопрос цены напрямую связан с качеством оказываемых услуг. Есть масса примеров, когда клиенты, выбирая более дешевых или очень дешевых провайдеров, сталкивались с проблемой ненадлежащего качества оказываемых юридических услуг», – рассказывает Зачек. Кроме того, на рынке стали появляться фирмы, предлагающие не юридические услуги, а скорее «решение вопросов». Открыто рекламируя гарантированное решение дел в судах, они не скрывают возможность подкупа судей, экспертов, свидетелей.
Удалось устоять
Впрочем, основная структура юридического рынка
На рынке функционируют несколько крупных и профессиональных игроков, в том числе международные бренды и небольшие юридические конторы, которые тянутся за лидерами и работают в основном с малым (и не всегда прозрачным) бизнесом. Особая группа – непубличные «карманные» консалтинговые фирмы, аффилированные с крупными приватизированными предприятиями, когда сотрудничество основано на родственных и партнерских связях менеджмента. Попытки таких фирм привлечь клиентов не всегда удачны, поскольку их стандарты работы далеки от современных требований.
«На данный момент лидеры рынка – это, как правило, те, у кого доля юридических услуг в общем портфеле составляет примерно 20−30%, – отмечает генеральный директор компании „БАНКО“ Вера Гиршова. – Так как специализация исключительно на юридическом сопровождении изначально сужает список потенциальных клиентов, что не позволяет подобным фирмам рассчитывать на лидерство».
Смена приоритетов
Доходы юридических компаний все еще не вернулись на прежний уровень, но восстановление спроса на услуги, в которых не было потребности в период кризиса, все же очевидно. В частности, это происходит в сегменте M&A, заметны первые признаки оживления рынка коммерческой недвижимости, что также требует участия профессиональных консультантов в проектах, вновь возникает необходимость в проведении due diligence (юридической проверки на наличие рисков). «Найдут свое дальнейшее развитие и вопросы, связанные с корпоративной реструктуризацией бизнеса, так как после кризиса многие компании очень серьезно смотрят на его структуру, продолжая избавляться от непрофильных активов», – считает партнер PriceWaterHouseCoopers в России Яна Золоева.
Одним из драйверов рынка выступает спрос на налоговое консультирование. По словам управляющего партнера компании «РАУД» Александра Митина, клиент стал смелее в отношениях с налоговыми органами: он не принимает на веру решения о взыскании штрафов без проведения собственного правового анализа. В целом непосредственно консультирование по юридическим и налоговым вопросам сегодня составляет 40% всего
Между тем на полное восстановление рынка юридического консалтинга пока рассчитывать не стоит и услуги по банкротству и долговым спорам продолжат занимать не последнее место в портфеле участников рынка. Однако они не приносят такой прибыли, которую можно было получить от сопровождения сделок. И для юристов основная задача в новых условиях – изменить привычную схему работы. «Заказчики стали гораздо более требовательными к услугам юристов. Они рациональнее подходят к бюджетам на консалтинг, и главное их требование – получить практичный продукт, позволяющий решить стоящие перед бизнесом задачи», – говорит Владислав Мазурок.
По его словам, все большее значение приобретает способность консалтинговой компании предоставить комплексные
Возрастет и роль человеческого фактора. Одной из особенностей юридического бизнеса всегда было то, что клиенты работают даже не с брендом (хотя регалии все же важны), а с конкретным человеком – юристом. Нередко юрфирмы переманивают у конкурентов целые команды специалистов, за которыми уходят и заказчики. То есть в настоящее время качественный аспект в кадровой политике для консалтинговых компаний более чем важен. Ставки должны делаться на наиболее талантливых юристов, а не на набор большого количества сотрудников, как это было до кризиса. И консалтерам предстоит сфокусировать внимание на повышении производительности труда – именно того, чего не хватает российскому бизнесу, в том числе юридическому.