Верховный Суд РФ подтвердил избыточность контроля за ценами со стороны налоговых органов.
Цена в договоре – это важное условие, которое позволяет получить доход, платить из него зарплату, арендовать офис и нести иные расходы, связанные с обычной хозяйственной деятельностью. Со стороны заказчика – это напротив затраты, также направленные на обеспечение нормальной деятельности.
Налоговые органы всегда хотели иметь право корректировать эту цену с целью доначисления налогов, и Налоговый кодекс РФ регулирует порядок применения этих полномочий.
С 01 января 2012 года действуют новые правила законодательства о контроле за ценами в сделках между взаимозависимыми лицами. Право осуществлять такой контроль предоставлено Центральному аппарату ФНС РФ в отношении контролируемых сделок (ограниченный перечень самых «дорогих» или внешнеторговых), а местные налоговые решили, что вправе проверять все другие сделки, не являющиеся контролируемыми.
Большинство крупных и средних компаний осуществляют бизнес в России через аффилированные организации, поэтому проблема приобрела массовый характер и осложнялась наличием противоречивой судебной практики и жесткой позицией налоговых органов.
11 апреля Судебная коллегия ВС РФ решила, что рядовые налоговики не вправе подвергать сомнению цены по сделкам между взаимозависимыми лицами и доначислять налоги на этом основании. Налоговый Кодекс РФ наделяет правом по контролю за ценами только Центральный аппарат ФНС РФ.
Кроме того, неограниченный контроль за ценами поставил бы в неравное положение налогоплательщиков: одни (которых проверяет ФНС) наделяются дополнительными правами и гарантиями, предусмотренными НК РФ, а другие (проверка рядовыми налоговыми) – не имеют этих прав и гарантий. Такой подход противоречил бы основам российского налогового законодательства.
Суд не убедила цель сбора большего количества налогов посредством максимального и незаконного контроля. Главное – это нормы Налогового Кодекса РФ и воля законодателя: при принятии новых законодательных правил депутаты Государственной Думы РФ и Минфин РФ готовили соответствующие заключения и выступали на заседаниях Государственной Думы РФ за ограничение контроля. Основной причиной этих изменений стало крайне неудачное применение на практике рядовыми инспекторами ст. 40 НК РФ, что было связано с их недостаточной компетенцией и общим несовершенством прежних правил контроля за ценами.
Поэтому судьи ВС РФ правильно ограничили в правах налоговые органы и сформировали важное решение для судебной практики. Оно означает, что большинство договоров не подлежат переоценке, особенно, если речь идет о российских сторонах сделки.
В тоже время местные налоговые органы вправе выявлять получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, когда есть признаки искусственного занижения цен по сделкам, использования мошеннических схем и т.п., и на этом основании доначислять налоги. Судьи ВС РФ указали на возможность реализации этого права только в случае сбора всех необходимых доказательств. Наличие лишь фактов взаимозависимости и нерыночной цены не является достаточным основанием для такого вывода.
В любом случае позиция судебной коллегии существенно снижает административную нагрузку на бизнес, что немаловажно в текущих экономических условиях.