Загрузка...

Безупречный шедевр за токсичные деньги: чем грозит коллекционеру новый закон ЕС

Как новые европейские меры по борьбе с отмыванием денег повлияют на российских коллекционеров и арт-дилеров и какие меры необходимо предпринять, чтобы избежать негативных последствий и уголовных рисков

В 2018 году Евросоюз ужесточил правила по борьбе с отмыванием денег. Это законодательство впервые напрямую коснулось арт-рынка и стало первым шагом к развитию глобальной мировой тенденции по введению финансовой прозрачности в указанной сфере. В январе 2020 года новые правила начнут действовать во всех странах ЕС.

Рынок произведений искусства стал предметом законодательного регулирования в Европе как одна из наиболее привлекательных сфер для отмывания денег в силу чрезвычайно высоких неконтролируемых цен, отсутствия единых правил, использования участниками рынка офшорных юрисдикций и беспошлинных складов (свободных портов). Одна из причин, по которой именно сфера искусства стала привлекательным средством отмывания денег, в том, что другие каналы были практически перекрыты усилиями финансовых и правоохранительных органов. Чем жестче регулировался международный финансовый сектор, тем больше средств поступало в мир искусства, где анонимность и расчеты наличными были и остаются нормой.

В мае 2018 года законодательными органами Евросоюза была принята Пятая Директива по борьбе с отмыванием денег (5AMLD), которая добавила рынок предметов искусства в список регулируемых отраслей. Этот документ носит обязательный характер и имеет прямое влияние на законы государств-членов. К январю 2020 года все члены Евросоюза обязаны внести в национальное законодательство соответствующие поправки, усиливающие контроль за сделками с искусством. С этого момента новые правила заработают в полной мере. Цель закона — противодействие преобразованию денег или предметов искусства, полученных преступным путем, в легальную форму.

Новые требования

По существу, Пятая Директива распространила требования к отчетности, которые ранее применялись к банкам и другим финансовым организациям, на лиц, торгующих или выступающих в качестве посредников в торговле произведениями искусства, в том числе на художественные галереи и аукционные дома. Нововведения возлагают на указанных лиц обязанность по сбору, хранению и предоставлению государственным органам информации о сделках и клиентах. В зону государственного контроля попадают все сделки с предметами искусства, цена которых составляет €10 000 или более независимо от формы оплаты.

В частности, в силу новых правил европейские арт-дилеры, галереи и аукционные дома при сопровождении сделок обязаны проводить определенные проверочные мероприятия, направленные на установление реальных сторон сделки, выяснение личности клиента (в случае, если стороной сделки является организация — ее конечного бенефициара), источника происхождения его средств, полномочий и личности представителя/посредника, действующего от стороны сделки. Требования к документации и отчетности распространяются даже на сделки в свободных портах в зонах с льготными режимами налогообложения и таможенных сборов. О любых подозрительных сделках, когда личность покупателя или законность его благосостояния вызывают сомнения, арт-дилеры под риском собственной ответственности будут обязаны сообщать государственным органам.

Арт-дилеры выступают против новых правил, ссылаясь на то, что они вызовут недоверие и отток покупателей, а также разорение средних и мелких участников индустрии, не имеющих ресурсов для реализации административного бремени. Кроме того, открытость крайне непривычна для арт-рынка, особенно в части вопросов об источниках происхождения денег покупателей. Традиция секретности многие годы оставалась негласным правилом рынка искусства.

Поскольку национальные законы пока не приняты и отсутствует детальная регламентация обязанностей и критериев проверки, сохраняется неопределенность в том, как новые требования будут работать на практике. Сейчас европейские дилеры ожидают разъяснений относительно того, как именно им собирать и предоставлять государству сведения и проводить проверку.

Читать полностью: Forbes.ru, Финансы и инвестиции / Искусство, 23.07.2019

Возврат к списку

Отправить статью

Для получения доступа к Обзорам судебной практики по налоговым спорам необходимо оформить подписку.

Год

30000 рублей + НДС

Подписаться
Я уже подписчик

Необходимо авторизоваться чтобы получить доступ

Авторизоваться

По вопросам подписки обращайтесь, пожалуйста, к Маргарите Завязочниковой
E-mail: m.zavyazochnikova@pgplaw.ru
Nел. +7 (495) 767 00 07

24.01.2023
«Пепеляев Групп» запустила проект «История компании»
30.12.2022
Ключевые проекты «Пепеляев Групп» в 2022 г.
23.12.2022
Елена Соколовская рассказала в РСПП о применении и развитии методик антимонополь...
19.12.2022
Айдар Султанов победил в номинации «Публикация года» премии ОКЮР
07.12.2022
«Пепеляев Групп» и «Актион право» подготовили совместный авторский курс по налог...
05.12.2022
Уроки по комплаенсу с регулятором
05.12.2022
Практики и отраслевые группы «Пепеляев Групп» продемонстрировали выдающиеся резу...
02.12.2022
БФ «Содействие лекарственному обеспечению» учрежден при поддержке «Пепеляев Груп...
X

25 антикризисных задач

которые мы можем решить
вместе с вами


Узнать