Вниманию руководства компаний, финансовых директоров, главных бухгалтеров, руководителей юридических служб
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Государственная Дума приняла закон о противодействии незаконным финансовым операциям, который существенно ужесточает требования к налогоплательщикам и предоставляет дополнительные полномочия налоговым органам.
Положения соответствующего правительственного законопроекта (№ 196666-6) в части поправок в налоговое законодательство вызвали столько замечаний, что депутаты предложили их вычеркнуть.
В итоге же их значительно изменили.
В ближайшее время закон будет подписан Президентом РФ и официально опубликован
Камеральные проверки при убытках и переплатах
Расширяются полномочия налоговых органов при проведении камеральных налоговых проверок, если получен убыток в целях налогообложения прибыли или представлена уточненная декларация с уменьшением суммы налога к уплате.
Инспекция получает право истребовать пояснения о причинах образования соответствующих показателей отчетности. Если же представлена уточненная декларация с уменьшением налога к уплате или увеличением убытка по истечении двух лет после истечения срока подачи декларации, то инспекция сможет истребовать также пояснения и документы, подтверждающие изменившиеся показатели, а также аналитические регистры налогового учета.
Возможно, законодатель полагал, что поздно заявленная переплата с большей вероятностью окажется неподтвержденной и указывается в уточненной отчетности лишь в надежде, что налоговый орган, не проверяя, отразит ее по лицевому счету. Однако некоторые налогоплательщики выжидают с заявлением переплат до подведения итогов выездной налоговой проверки соответствующего периода, что происходит обычно через два – три года после его окончания: заявление переплаты позволяет избежать взыскания до начисленной недоимки, доначисления пени и штрафа. Данная тактика в новых условиях породит дополнительное бремя в рамках проверки.
Соответствующие изменения должны вступить в силу с 2014 г. и будут применяться при подаче уточненной декларации в указанном году (т.е., например, поданные следующим летом уточнённые декларации за 2011 год будут проверяться по новым правилам – с истребованием документов и аналитических регистров учета).
О чём подумать, что сделать
Для налогоплательщиков может оказаться предпочтительным как можно скорее выявить,
подтвердить и заявить имеющиеся переплаты, чтобы избежать повышенного бремени проверки, возникающего по истечении первых 2-х лет из отведённого законом 3-летнего срока подачи заявления о переплате.
Камеральные проверки по НДС
С 2014 г. декларации по НДС должны будут подаваться в электронном виде. С 2015 г. в декларации будут включаться данные из книг продаж и покупок, перечень которых определит ФНС России. Возможно, речь пойдет о реестре контрагентов с указанием оборота по каждому из них.
Если при проверке обнаружатся противоречия (расхождения) между показателями одной и той же декларации или с показателями декларации другого налогоплательщика в отношении тех же операций, указывающие на возможность недоплаты НДС или излишнего заявления налога к возмещению, то инспекция будет вправе истребовать любые документы по этим операциям.
Плательщики НДС будут обязаны получать сообщения налоговых органов в электронном виде. Если электронное сообщение налогоплательщиком не получено, то налоговый орган приостановит операции по его счетам. Отметим, что редакция первого чтения законопроекта предусматривала приостановление операций по счетам, если не получено сообщение по «обычной» почте.
Если налог заявлен к возмещению или обнаружены указанные выше противоречия в отчетности и учете, инспекция во время камеральных проверок по НДС сможет также проводить осмотры.
Получение документов вне проверок
Налоговые органы через месяц после обнародования закона получат право вне налоговых проверок истребовать у сторон операций и третьих лиц не только сведения, но и документы о конкретных операциях.
Новое полномочие, возможно, позволит налоговым органам лучше отбирать налогоплательщиков для назначения проверок и готовиться к проведению проверок заранее. Однако есть риск, что такой порядок истребования документов превратится в «альтернативную проверку», которая не ограничена процедурными рамками закона.
О чём подумать, что сделать
Налогоплательщикам следует внимательно относиться к содержанию даваемых налоговым органам пояснений и документов в отношении конкретных операций, как своих, так и операций третьих лиц. Соответствующие сведения, если они будут содержать ошибки, могут привести к истребованию существенных объёмов иных данных, а также к предъявлению ошибочных налоговых претензий.
Получение почты на «юридический адрес»
В свете ужесточения требований к достоверности места нахождения юридического лица («юридический адрес») предусмотрено, что налоговые органы будут высылать почтовые отправления организациям по месту нахождения, указанному в ЕГРЮЛ. Указать иной адрес смогут лишь граждане (в том числе предприниматели). Для юридических лиц, скорее всего, сообщение всегда будет считаться полученным по месту нахождения, указанному в реестре.
О чём подумать, что сделать
Юридическим лицам во избежание процедурных рисков в налоговой сфере, а также в иных сферах правовых отношений желательно обеспечить достоверность «юридического адреса» и получение по этому адресу почтовых сообщений.
Расширение полномочий налоговых органов по взысканию задолженности с третьих лиц
При подготовке законопроекта ко второму чтению появились правила, расширяющие полномочия налоговых органов по взысканию задолженности с третьих лиц. Согласно действующему законодательству взыскать можно только задолженность с третьего лица, выступающего основным или дочерним (преобладающим или зависимым) обществом в отношении налогоплательщика – основного должника, и только при условии, что такому третьему лицу направлялась выручка, причитавшаяся основному должнику.
Спустя месяц после обнародования принятого закона взыскание станет возможным при любой взаимозависимости, посредничестве третьих лиц и в любых случаях выведения имущества основного должника в пользу иного взаимозависимого лица из-за назначенной налоговой проверки.
Данное изменение направлено на противодействие сокрытию имущества налогоплательщика от взыскания по налоговым долгам; однако если имущество начинает выводиться при назначении налоговой проверки, неясно, поможет ли на самом деле новое полномочие взыскивать налоговые долги по окончании проверки, когда после вывода активов пройдет достаточно значительное время.
О чём подумать, что сделать
Мы не рекомендуем в случае назначения налоговых проверок совершать операции, имеющие явные признаки выведения активов от проверяемого налогоплательщика к третьим лицам, если такие операции не будут иметь доказуемого хозяйственного смысла. Налоговые органы будут отслеживать такие операции, использовать сам факт их совершения для доказывания взаимозависимости сторон операций и наличия у них противоправных целей.
Помощь консультантов
Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» готовы оказать помощь по вопросам, возникающим при применении налогового законодательства с учетом указанных нововведений.
Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:
в Москве – к Ивану Хаменушко, Старшему партнеру, по тел.: (495) 967-00-07 либо по i.khamenuchko@pgplaw.ru;
Петру Попову, Ведущему юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо p.popov@pgplaw.ru;
в Санкт-Петербурге – к Сергею Сосновскому, Руководителюналоговой практики, по тел.: (812) 640 -60-10 либо по s.sosnovsky@pgplaw.ru;
В Красноярске - к Егору Лысенко, руководителю сибирского отделения «Пепеляев Групп», по тел. +7 (391) 277-73-00 либо по e.lysenko@pgplaw.ru.