Каким будет налогообложение дивидендного и процентного дохода при выплатах резидентам Кипра
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 31.03.2020 Минфин России по дипломатическим каналам направил в адрес Минфина Кипра Письмо № 03-08-06/25267. Письмо содержит проект Протокола к Соглашению об избежании двойного налогообложения, предусматривающего существенное изменение порядка налогообложения дивидендного и процентного дохода.
В направленном в адрес Министерства финансов Республики Кипр письме Минфин России указал на то, что, несмотря на международные усилия, направленные на противодействие размыванию национальной налоговой базы и перераспределение прибыли, транснациональные корпорации продолжают использовать структуры и механизмы, ведущие к искусственному созданию центров прибыли вне пределов Российской Федерации в тех юрисдикциях, где такие доходы либо полностью не облагаются налогом, либо облагаются по пониженной налоговой ставке.
Данный факт, по мнению российского Министерства финансов, приводит к возникновению недобросовестной налоговой конкуренции со стороны международных корпораций для российских добросовестных налогоплательщиков.
Для решения этой проблемы Минфин России подготовил проект Протокола к СИДН, предполагающий повышение налоговой ставки по дивидендному и процентному доходу до 15%, взамен 5% - 10% по дивидендам и полного освобождения по процентному доходу согласно действующей редакции Соглашения.
На основании ст. 1 предлагаемого к подписанию проекта Протокола к СИДН дивиденды могут облагаться налогом в том государстве, в котором выплачивающая дивиденды компания является налоговым резидентом, но если фактический получатель дивидендов является налоговым резидентом договаривающегося государства, то такой налог не должен превышать 15%.
Иными словами, для предпринимателей это означает, что выплаченные дивиденды будут подлежать налогообложению у источника выплаты в РФ по ставке 15% в соответствии с СИДН. |
Согласно ст. 2 предлагаемого к подписанию проекта Протокола процентный доход может облагаться налогом в том государстве, где он возникает. Однако если фактический получатель такого дохода является налоговым резидентом договаривающегося государства, взимаемый налог не должен превышать 15%.
Тем самым, выплаченные в адрес кипрской компании проценты от источников в Российской Федерации, будут облагаться налогом у источника по ставке либо 15%, при условии подтверждения статуса фактического получателя дохода, либо по общей ставке 20%, установленной п. 1 ст. 284 НК РФ, если наличие фактического права на доход для целей СИДН не будет подтверждено. В результате действующее полное освобождение от налогообложения процентного дохода от источника по СИДН с Кипром утратит силу в случае подписания и ратификации протокола. |
В письме особо указано, что Минфин России ожидает ответ на предложенный проект Протокола до 15.06.2020 и в случае отсутствия ответа от кипрской стороны СИДН может быть расторгнут Россией в одностороннем порядке на основании ст.54 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и ст.31 СИДН.
Минфин России оперативно приступил к реализации мер, озвученных Президентом России в обращении к гражданам в марте 2020 г. Есть все основания предполагать, что аналогичные предложения вскоре последуют и в адрес других государств, с которыми у России заключены подобные соглашения. |
Очевидно, что Российская Федерация как суверенный субъект международного права помимо имплементации мер Многосторонней конвенции ОЭСР (MLI) не отказывается и от ведения односторонних переговоров с государствами-партнёрами по СИДН.
Для директоров, акционеров и контролирующих лиц кипрских компаний в случае подписания и ратификации протокола — это будет означать следующее:
- Фиксация ставки налога по дивидендному доходу на уровне 15% как по СИДН, так и по законодательству России;
- Отмена существующего режима полного освобождения от налогообложения у источника процентного дохода в России по СИДН с Кипром;
- Фиксация ставки налога по процентному доходу на уровне 15% при условии подтверждения статуса фактического получателя дохода, а в иных случаях 20% по законодательству России;
- Карт-бланш для налоговых органов РФ в части отказа в необоснованном применении льгот по СИДН с Кипром, переквалификации внутригрупповых платежей, усложнения практики применения так называемого «сквозного подхода» в соответствии со статьями 7 и 312 НК РФ.
О чем подумать, что сделать
Директорам, акционерам и контролирующим лицам компаний, зарегистрированных как на Кипре, так и в иных юрисдикциях, предоставляющих льготные налоговые режимы, необходимо произвести стресс-тест действующих бизнес-структур, которые используются для трансграничных выплат, в целях возможного изменения действующей модели финансирования бизнеса.
Помощь консультанта
Команда «Пепеляев Групп» готова помочь в проведении стресс-тестов бизнес-структур и их редомициляции, а также в подготовке тактики и стратегии защиты действующих структур при возникновении споров с налоговыми органами России.