Загрузка...
12.02.2021
6 мин. на чтение

Вступает в силу методика исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху стационарными источниками

en
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что с 16 февраля 2021 г. вступает в силу Методика[1], устанавливающая порядок исчисления размера вреда, причиненного в результате выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками на указанных объектах.

Основанием для утверждения и применения данной Методики являются нормы Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – 7-ФЗ), а также нормы Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – 96-ФЗ):
  • согласно п. 3 ст. 77 7-ФЗ вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды;
  • согласно п. 1 ст. 78 7-ФЗ определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, а при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды;
  • согласно ст. 32 96-ФЗ вред, причиненный здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме и в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, при их отсутствии в полном объеме и в соответствии с фактическими затратами на восстановление здоровья, имущества граждан и окружающей среды за счет средств физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха.
comment.jpgОтметим, что п. 3 ст. 77 7-ФЗ предусматривает приоритетное применение такс и методик при исчислении размера причиненного вреда, а п. 1 ст. 78 7-ФЗ – приоритетное применение фактических затрат при исчислении размера вреда, то есть данные нормы противоречат друг другу. При этом судебная практика исходит из того, что при исчислении размера вреда в первую очередь должны применяться таксы и методики, и только в случае их отсутствия должны учитываться фактические затраты на восстановление нарушенного состояния окружающей среды[2]. Приоритетное применение такс и методик предусмотрено также статьей 32 96-ФЗ. С учетом этого положения Методики подлежат обязательному применению в случаях, предусмотренных этой Методикой.

1. Случаи причинения вреда, на которые распространяет свое действие Методика

Методика распространяет свое действие на случаи причинения вреда в результате осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – Объекты НВОС), I, II, III категорий, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, превышающих следующие нормативы:
  • для объектов I категории – технологические нормативы, нормативы допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), установленные комплексным экологическим разрешением (далее – КЭР)[3];
  • для объектов II категории, для которых может быть получено КЭР, – технологические нормативы, нормативы допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), установленные КЭР;
  • для объектов II категории, не указанных в предыдущем абзаце, – нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в декларации о воздействии на окружающую среду (далее – Декларация);
  • для объектов III категории – (i) нормативы допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), а также (ii) нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее – Отчет)[4].
При этом Методика распространяется на следующие случаи исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху[5]:
  • в период отсутствия неблагоприятных метеорологических условий (далее – НМУ);
  • в период действия НМУ, когда юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух[6].
Методика не распространяется на случаи, когда вред причинен:
  • выбросами радиоактивных веществ[7];
  • до принятия Методики[8].

2. Соотношение внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду и возмещения вреда, причиненного атмосферному воздуху

В Методике указано, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, взимаемой в соответствии со ст. 16 7-ФЗ, не освобождает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на Объектах НВОС, от возмещения вреда, причиненного атмосферному воздуху[9].

comment.jpgАналогичное правило ранее было установлено в п. 4 ст. 16 7-ФЗ: «Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде»[10]. По всей видимости, Минприроды, утвердившее Методику, желает сохранить данный подход.

Необходимо отметить, что 7-ФЗ и 96-ФЗ не содержат положений о том, что плата за негативное воздействие является формой возмещения вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны природы. Таким образом, при наличии такого нарушения, как выброс загрязняющего вещества сверх разрешенного объема (массы):
  • лицо, осуществившее выброс, будет обязано при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении объема (массы) выброса, превышающего разрешенный объем (массу) выброса, применить к ставкам такой платы коэффициент 100[11]; а также
  • будет возможно взыскать с такого лица сумму вреда окружающей среде, причиненного объемом (массой) выброса, превышающего разрешенный объем (массу) выброса, определенную на основании Методики.
Например, при выбросе в 2020 году одной тонны аммиака сверх разрешенной массы выброса помимо платы за негативное воздействие в размере 14 904 рубля за данную тонну (14 904 = 1 тонна * 138 рублей за тонну * 1,08 * 100) с лица, осуществившего выброс этой тонны аммиака, возможно будет также взыскать ущерб, причиненный выбросом этой тонны аммиака, рассчитанный согласно Методике (если выброс был осуществлен в период отсутствия НМУ, размер такого ущерба составит примерно 237 тысяч рублей).

comment.jpgПри текущем нормативном регулировании размер платы за негативное воздействие на окружающую среду, рассчитываемый с применением коэффициента 100, по своей сути является штрафной санкцией, взыскиваемой сверх размера причиненного окружающей среде вреда. При этом можно заметить, что в приведенном выше примере с аммиаком плата за негативное воздействие, рассчитанная с применением коэффициента 100, примерно в 16 раз меньше рассчитанного согласно Методике соответствующего размера вреда. То, что данная плата, по сути, носит штрафной характер, а рассчитанный согласно Методике размер вреда во много раз превышает ее, наводит на мысль, что применяемые при расчете размера вреда таксы, утвержденные Методикой, носят штрафной характер, несмотря на их компенсационную цель.

3. Формулы исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху

Методикой предусмотрены две формулы для исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху в результате превышения установленных КЭР технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), и нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанных в Декларации, Отчете[12]:
  • для исчисления размера вреда, причиненного в период отсутствия НМУ;
  • для исчисления размера вреда, причиненного в период действия НМУ.
Вторая формула отличается от первой:
  • порядком расчета сверхнормативной массы выброса загрязняющего вещества[13]; и
  • наличием во второй формуле коэффициента, учитывающего формирование повышенных уровней загрязнения атмосферного воздуха в период действия НМУ[14].
Методикой установлены также таксы (в отношении соответствующих загрязняющих веществ) для исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху[15].

О чем подумать, что сделать

Рекомендуем внимательно ознакомиться с Методикой и учитывать ее требования при планировании и осуществлении хозяйственной деятельности.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать юридическую поддержку компаниям по вопросам, связанным с возмещением вреда, причиненного окружающей среде, в том числе вопросам, связанным с применением новой Методики.



[1] Методика исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды, утв. Приказом Минприроды России от 28.01.2021 № 59 (далее – Методика). Аналогичная методика ранее отсутствовала.
[2] Решение Верховного Суда РФ от 20.03.2020 № АКПИ19-1029, п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде».
[3] КЭР должно быть получению в отношении объектов I категории. КЭР также может быть получено в отношении объектов II категории при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям (п. 12 ст. 31.1 7-ФЗ).
[4] По всей видимости, данное правило установлено в связи со следующей нормой п. 8 ст. 16.3 7-ФЗ: «при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении объектов III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности)».
[5] Пункт 4 Методики.
[6] Обязанность проведения указанных мероприятий установлена п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Согласно указанной норме данные мероприятия подлежат обязательному согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
[7] Пункт 5 Методики.
[8] Пункт 7 Методики.
[9] Пункт 6 Методики.
[10] Необходимо отметить, что, хотя данное правило было исключено из 7-ФЗ, данный закон не содержит положения о том, что плата за негативное воздействие является формой возмещения причиненного вреда.
[11] Абзац 8 п. 5 ст.16.3 7-ФЗ.     
[12] Пункты 8 и 9 Методики.
[13] В первой формуле масса сверхнормативного выброса загрязняющего вещества определяется как разница между фактической величиной выброса загрязняющего вещества, установленной в ходе государственного экологического надзора, и величиной норматива выброса для данного вещества.
Во второй формуле масса сверхнормативного выброса загрязняющего вещества определяется как разница между фактической величиной выброса загрязняющего вещества, установленной в ходе государственного экологического надзора, и массой выброса данного загрязняющего вещества, сниженного в соответствии с планом мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, реализуемых в периоды НМУ. Под «сниженным выбросом» понимается величина выброса после осуществления мероприятия по уменьшению выбросов. Размер «сниженного выброса» указывается в отношении каждого мероприятия в перечне мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ (см., например, графу «Величины выбросов после мероприятия» таблицы, приведенной в Приложении № 3 к «Требованиям к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий», утвержденным приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811). Методикой также предусмотрен порядок определения массы сниженного выброса для случаев отсутствия плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, реализуемых в периоды НМУ (последний абзац п. 11 Методики).
[14] Данный коэффициент учитывает высоту выбросов. Например, он равен 1 при высоте выбросов более 100 м, и 1,5 при высоте выбросов от 51 до 100 м включительно.
[15] Приложение к Методике. Например, такса за выброс 1 тонны аммиака составляет 92 701 руб.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

29.01.2024

Без вины не должно быть ответственности! Включение в реестр недобросовестных поставщиков

Из ролика вы узнаете о проблемах доказывания вины в таком виде публично-правовой ответственности как включение в реестр недобросовестных поставщиков.

Смотреть

17.04.2024

Обзор практики по РОП и взысканию экологического сбора

Главные новости: глубина переработки и утилизация; кто может быть утилизатором?; утилизация и субподряд; ответственность...

01.04.2024

Отчетность по РОП: Какие изменения ждут производителей и импортеров

1 января 2024 года вступила в силу основная часть положений Федерального закона № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный...

29.03.2024

Значимые споры в сфере экологии за январь-март 2024 г.

Главные новости: обращение с отходами; плата за негативное воздействие на окружающую среду; возмещение вреда окружающей ...

19.03.2024

Новости экологии: обращение с пестицидами и агрохимикатами, лесные дороги, свалки, мед. отходы и др.

В этом ролике Наталья Стенина, партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о самых главных н...