Загрузка...
11.01.2011
5 мин. на чтение

Установление административной ответственности за нарушения закона о торговле

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что фактически c 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 411-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – «Дополнения в КоАП»), в соответствии с которым установлена административная ответственность в виде штрафа до 5 миллионов рублей за нарушения обязательных требований Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о торговле).

Дополнениями в КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа для юридических лиц максимум до 5 миллионов рублей и для их должностных лиц – максимум до 50 тысяч рублей :

- за создание запрещенных Законом о торговле дискриминационных условий, в том числе препятствий для доступа на товарных рынок или для выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов;
- за нарушение нормативно установленного порядка ценообразования;
- за навязывание контрагенту условий, запрещенных Законом о торговле;
- за оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии, в зависимости от степени вины лица, инициировавшего заключение договора;
- за непредоставление торговой сетью запрашиваемой поставщиком торговой сети информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в Интернете или путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в четырнадцатидневный срок со дня получения соответствующего запроса;
- за непредоставление поставщиком торговой сети запрашиваемой торговой сетью информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора, а также о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров путем размещения соответствующей информации на своем сайте в Интернете или путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в четырнадцатидневный срок со дня получения соответствующего запроса;
- за включение в договор поставки в качестве условия вознаграждения в размере, превышающем 10 % от цены приобретенных продовольственных товаров, за приобретение торговой сетью определенного количества (объема) продовольственных товаров  либо условия о выплате указанного вознаграждения (от объема) за приобретение торговой сетью отдельных видов социально значимых продовольственных товаров по перечню, установленному Правительством РФ в Постановлении от 15 июля 2010 г. N 530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения»;
- за включение в договор поставки продовольственных товаров иных видов вознаграждения для торговой сети, за исключением указанного выше  вознаграждения за приобретение торговой сетью определенного количества (объема) продовольственных товаров;
- за установление в договоре поставки продовольственных товаров сроков оплаты таких товаров, превышающих сроки, определенные в Законе о торговле;
- за установление в договоре поставки продовольственных товаров запрета на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования либо гражданско-правовой ответственности за несоблюдение указанного запрета сторонами такого договора;
- за включение в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении торговой сетью в отношении поставленных продовольственных товаров определенных действий, об оказании услуг по рекламированию товаров, маркетингу или подобных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров. Речь идет о совершении действий, влияющих на увеличение оборота продовольственных товаров (ч. 12 ст. 9 Закона о торговле). При этом услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и подобные услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров, могут оказываться торговой сетью на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг (ч. 11 ст. 9 Закона о торговле). В таком случае административная ответственность не применяется.
- за понуждение к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, при заключении договора поставки таких товаров. При этом административная ответственность применяется за совершение действий, влияющих на увеличение оборота продовольственных товаров (ч. 12 ст. 9 Закона о торговле). При этом под понуждением понимаются действия, которые направлены на заключение договора поставки продовольственных товаров, при условии заключения иного договора, а именно договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров.

Административная ответственность за нарушения требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров при ведении торговой деятельности применяется также к лицам, входящим в одну группу лиц с торговыми сетями и их поставщиками. При этом группа лиц определяется по правилам, предусмотренным в ст. 9 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Составлять протоколы и рассматривать дела о перечисленных административных правонарушениях уполномочены должностные лица федерального антимонопольного органа и его территориальных органов (ст. 23.48, ч. 1 ст. 28.3. КоАП РФ). Таким образом, Федеральная антимонопольная служба фактически уполномочена контролировать соблюдение всех обязательных требований Закона о торговле, а не только антимонопольных требований этого Закона.

В качестве преимущества для бизнеса можно рассматривать дополнение ст. 19.5. КоАП РФ специальной частью 2.7. об административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50 тысяч рублей или дисквалификации от 1 года до 3 лет для должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, исполняющих их функции органов или организаций за неисполнение или ненадлежащее исполнение (неисполнение в установленный срок) предписаний антимонопольного органа об отмене или изменении акта, прекращении действий или бездействия, которые приводят или могут привести к нарушениям требований законодательства об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ.

Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом консультирования и представительства интересов клиентов по вопросам соблюдения законодательства об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ, производства по делам об административных правонарушениях и окажут любую необходимую помощь по вопросам, связанным с минимизацией и устранением рисков привлечения к административной ответственности за нарушения Закона о торговле, с защитой от неправомерных действий, связанных с нарушением Закона о торговле, со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Юристы компании выступают в качестве защитников лиц, привлекаемых к административной ответственности, в производстве по делам об административных правонарушениях на любых его стадиях.

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста, к юристам группы Административно-правовой защиты бизнеса:

в Москве — к Елене Овчаровой, Руководителю группы Административно-правовой защиты бизнеса, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail; Наталии Травкиной, Старшему юристу,  по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail; Елене Лазаревой, Старшему юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail;

в Санкт-Петербурге – к Сергею Спасеннову, Партнеру, руководителю Санкт-Петербургской практики, по тел.: (812) 333-07-17 либо по  e-mail


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

16.04.2024

Интервью с Романом Бевзенко: почему выбрал «Пепеляев Групп», с чем приходят клиенты, медийность и др

Интервью с Романом Бевзенко - партнером и руководителем практики специальных проектов «Пепеляев Групп».

Смотреть

11.04.2024

Закон имеет обратную силу вне зависимости от того, как назначается штраф — в твердом размере или кратном размере от суммы всех незаконных операций

Конституционный суд РФ пришел к выводу, что постановления о назначении административных штрафов за одинаковые правонарушения,...

16.02.2024

Открываем заведение общепита

Руководитель группы административно-правовой защиты бизнеса «Пепеляев Групп» Наталия Травкина приняла участие в подготовке...

22.01.2024

О назначении административной ответственности за нарушения валютного законодательства

ФНС России выразила позицию по поправкам в КоАП РФ, регулирующим административную ответственность юридических лиц. Руководитель...

29.12.2023

Административная ответственность: важные изменения 2023 года

Право прокурора на возбуждение административного дела вне рамок надзорной деятельности прокуратуры комментирует руководитель...