Загрузка...
24.06.2020
5 мин. на чтение

Обращение Президента от 23 июня: налоговые меры

en

В своем обращении к гражданам 23 июня Президент озвучил новые инициативы по изменениям в налоговом законодательстве. Ниже мы приводим эти инициативы с нашими краткими комментариями.

I. С 1 января 2021 года предлагается ввести прогрессивную шкалу налогообложения доходов физических лиц (так называемый «налог на богатых»): при получении доходов свыше 5 миллионов рублей в год ставка НДФЛ составит 15% (вместо действующих 13%). Повышенной ставкой будут облагаться не все доходы, а лишь доходы свыше указанной суммы. Дополнительно полученные доходы бюджета, по словам Президента, планируется направить на лечение тяжелобольных детей.
comment.jpg

До сих пор существование «плоской» шкалы налога в России объяснялось опасением властей, что доходы граждан опять окажутся в тени. Видимо, интересы бюджета в современных условиях позволяют этой опасностью пренебречь. При этом указание Президента на целевой характер повышения налога представляется сомнительной, поскольку наше законодательство не предполагает целевого характера налогов. Все собранные налоговые поступления распределяются по правилам, установленным бюджетным законодательством. Поэтому или в части этих дополнительных 2% НДФЛ бюджетное законодательство будет изменено, или ссылка на детей была просто риторическим оборотом, который не следует понимать буквально.

Также отметим, что любая прогрессивная шкала порождает сложности в налоговом администрировании. Если сейчас налог почти всегда удерживается у источника выплаты, то прогрессивная шкала требует отслеживания налоговым агентом, превышен ли установленный порог (5 млн.). Очевидно, что при получении физическим лицом дохода из нескольких источников порядок исчисления налога налоговыми агентами значительно усложнится. Это должно привести к появлению в Кодексе новых норм о порядке исчисления НДФЛ налоговыми агентами или же к более масштабным изменениям в порядке уплате налога, например, путем самостоятельного декларирования всего полученного дохода и уплаты налога. Впрочем, вполне возможно, что вводимый с 2021 года механизм уплаты налога с процентов по банковским счетам и вкладам - через извещения от налоговых инспекций, без декларирования - будет распространен на все доходы граждан. По существу, имеющейся у налоговых органов информации об основных доходах физических лиц достаточно, чтобы они могли рассчитывать налог и направлять извещения, аналогично извещениям по имущественным налогам. В этом случае механизм самостоятельного декларирования и уплаты налогов может быть сохранен лишь для «выпадающих» из-под контроля ФНС отдельных видов доходов - например, доходов от иных физических лиц.


II. С 1 июля 2020 года на территории всей страны появится режим «самозанятых» граждан с уплатой налога на профессиональный доход. До того этот режим был введен лишь в ряде регионов в порядке эксперимента. Этим режимом смогут пользоваться и «молодые предприниматели» не с 18, как сейчас, а уже с 16 лет.

comment.jpg

В этой части обращение Президента достаточно неясно. Действующее законодательство (п. 1 ст. 23 ГК РФ) не запрещает пользоваться режимом самозанятого и до 18-тилетнего возраста, на что, например, прямо указывала ФНС России (письмо №СД-4-3/2440@ от 13.02.19). Ограничения существуют лишь на занятия видами деятельности, которые требуют обязательной регистрации в качестве ИП. Такой деятельностью «молодые предприниматели» могут заниматься лишь при достижении полной дееспособности (с 18 лет), либо, в особых случаях и в специальном порядке, который предусматривает ГК РФ, начиная с 14 лет.

Видимо, единственное, что можно сделать, чтобы выполнить обещание Президента, - это внести изменения в ГК РФ и упростить достижение полной дееспособности лицам с 16 лет, которые занимаются предпринимательской деятельностью. Например, признать необязательным согласие на это родителей или решение органов опеки и попечительства (ст.27 ГК РФ).

III. Кроме того, Президент официально анонсировал «налоговый маневр» для IT-компаний, включающий в себя бессрочное снижение страховых взносов до 7,6% (вместо действующих до 2023 года 14%), а налога на прибыль - до 3% вместо сегодняшних 20%. 

comment.jpgОзвученная ставка по налогу на прибыль, действительно, - одна из самых низких в мире. Так, например, в популярной для IT-гигантов Ирландии (Microsoft, Apple, Google используют именно эту страну для своих европейских отделений) ставка налога - 12,5%. Учитывая существующие льготы по НДС, инициатива Президента приведет к тому, что IT индустрия, похоже, будет почти полностью освобождена от налогообложения. Очевидно, к этому толкают общемировые тенденции нашего столетия, когда не оборонный бюджет, а инновации, технологии, цифровизация становятся одним из главных (или главным) конкурентных преимуществ государства. Определенно, требуются серьезные меры по поддержке собственной IT отрасли, и по повышению привлекательности нашей страны для зарубежных инновационных, высокотехнологичных компаний. Достаточно ли будет для этого только налоговых стимулов – покажет практика.


IV. Кроме того, для российских налоговых резидентов - владельцев зарубежных иностранных компаний предлагается усовершенствовать действующий «сложный, громоздкий и, можно сказать, запутанный» механизм обложения КИК, кардинально упростив его: предоставить право собственникам таких компаний уплачивать фиксированную налоговую сумму – 5 миллионов рублей в год - без предоставления дополнительной отчётности в налоговые органы.
comment.jpgОгромный массив правовых норм, введенных в законодательство с 01.01.15 г., похоже, оказался неэффективным. Он, действительно, сложен в администрировании, поскольку требует серьезного взаимодействия с налоговыми органами, получения и обработки информации из-за рубежа, хотя сейчас, в эпоху налаженного обмена информацией и высоких технологий, которыми обладает ФНС, ожидалось, что это администрирование не будет для нее слишком проблематичным. Вероятно, дело скорее в том, что при всех потенциальных возможностях ФНС налоговые поступления на практике оказались слишком низкими. Тому может быть множество причин: и особенности финансовой отчетности по международным стандартам, и многочисленные (хотя и обоснованные) исключения, и большие пороговые значения, и существенные административные и иные затраты на выявление ситуаций неполной уплаты налога, и собственные усилия властей, которые стимулируют к закрытию зарубежных КИК и переводу бизнеса в Россию.

Поэтому, возможно, введение ежегодного платежа вместо «лишней» отчетности будет привлекательно для части владельцев КИК (с весьма приличной, примерно от 40 млн. руб. нераспределенной прибыли КИК) и упростит жизнь и им, и налоговым органам.

Но и в этой части обращение Президента оставляет много вопросов. Прежде всего, 5 млн. руб. - это за одну КИК или за все сразу? В структуре ведь редко бывает лишь одна КИК. Также вряд ли можно рассчитывать на полное отсутствие ограничений - ведь в глазах общества это выглядело бы как серьезная поблажка олигархам, аккумулирующим на уровне отдельных КИК прибыль в размере, существенно превышающем 40 млн. руб. И вряд ли можно ожидать, что отчетность вообще сдавать не придется - иначе как налоговые органы проверят, выполнены все условия и ограничения или нет?

Похоже, нужно ждать законопроекта, в тексте которого мы, очевидно, увидим много интересного.

Источник


Вас также может заинтересовать

skill

24.06.2021

Экологические новости за 2022 год и прогноз на 2023 год

В этом ролике вы узнаете о ключевых изменениях законодательства в экологической сфере за 2022 год и прогноз изменений на 2023 год. Наталья Стенина - партнер, руководител...

Смотреть

03.02.2023

Принят закон, расширяющий основания для введения «золотой акции»

11 января 2023 г. вступил в силу Федеральный закон, расширяющий возможности использования специального права государства...

30.01.2023

Уточнены основания проведения внеплановых проверок в условиях моратория в 2023 году

Принято Постановление Правительства РФ, которым внесены изменения в порядок организации и проведения госконтроля (надзор...

25.01.2023

В Лесной кодекс внесены поправки в части аренды лесных участков

Принят Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. № 600-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации»,...

19.01.2023

Правительство расширило и продлило смягчение требований в сфере земельного регулирования

Принято Постановление Правительства РФ от 30.12.2022 № 2536, которым уточнены особенности регулирования земельных отношений,...

X

25 антикризисных задач

которые мы можем решить
вместе с вами


Узнать