Загрузка...
02.06.2020
8 мин. на чтение

Парламент принял федеральные законы о поправках в налоговое законодательство

en

Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (принят Государственной Думой 22 мая, одобрен Советом Федерации 2 июня как законопроект № 959325-7).

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции» принят Государственной Думой 22 мая, одобрен Советом Федерации 2 июня как законопроект № 953580-7).

Как мы ранее сообщали[1], большинство поправок (но не все) направлены на реализацию так называемого «третьего пакета» мер поддержки бизнеса и населения в связи с пандемией коронавирусной инфекции.

Принятые поправки можно разделить на несколько групп

1) освобождение от дополнительной налоговой нагрузки организаций и индивидуальных предпринимателей, которые получат льготные кредиты на возобновление деятельности или на поддержку занятости с возможностью списания задолженности

Условия этой программы кредитования установлены Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2020 г. N 696[2]. Программа предусматривает субсидирование государством процентных ставок и списание банками не позднее 1 апреля 2021 г. задолженности заемщиков, если численность работников заемщика в течение периода наблюдения по кредитному договору на конец каждого месяца составляла не менее 80 % численности работников заемщика по состоянию на 1 июня 2020 г.

Поправки в Налоговый кодекс устанавливают, что при прекращении банками обязательств по уплате задолженности по кредиту и (или) начисленным процентам у заемщиков (как организаций, так и индивидуальных предпринимателей) не возникнет налогооблагаемых доходов.

2) возможность признать расходы и заявить вычеты НДС по имуществу, безвозмездно переданному медицинским организациям, государству и муниципальным образованиям для борьбы с коронавирусной инфекцией

Исключена из объектов обложения НДС передача на безвозмездной основе имущества, предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции, органам государственной власти и управления и (или) органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Также не является реализацией и не облагается НДС передача имущества негосударственным (и не муниципальным) медицинским организациям, являющимся некоммерческими организациями (подп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ).

Следовательно, организации и предприниматели, передающие такое имущество, не должны будут исчислять и уплачивать НДС. Но на основе специальных новых правил они вправе будут принять к вычету НДС, уплаченный при ввозе такого имущества либо предъявленный им при его приобретении на территории России. Отдельно оговорено, что принятый к вычету НДС не надо будет восстанавливать.

По налогу на прибыль, единому сельскохозяйственному налогу и упрощенной системе налогообложения для этих операций также установлены «зеркальные» нормы: передающая сторона вправе признать стоимость переданного имущества (включая денежные средства) в составе расходов, а у получателей (органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий) не возникнет облагаемого дохода.

У негосударственных медицинских организаций, являющихся некоммерческими организациями, но не относящихся к муниципальными учреждениями, полученное имущество не будет облагаться налогом на прибыль в том случае, если будет соответствовать признакам целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ).

comment.jpg

Во всех рассматриваемых нормах используется широкая формулировка: «имущество, предназначенное для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции».

Это шире, чем указанные в ранее принятом подп. 48.12 п. 1 ст. 264 НК РФ «расходы на приобретение медицинских изделий для диагностики (лечения) новой коронавирусной инфекции по перечню, утверждаемому Правительством РФ[3]».


3) возможность признать расходы по имуществу, безвозмездно переданному некоммерческим и религиозным организациям

Ранее российский НК исходил из того, что расходы, понесенные на помощь некоммерческим организациям, ни в коем случае не могут уменьшать налогооблагаемую прибыль.

Теперь установлено, что организация вправе признать в расходах (в пределах 1% выручки организации от реализации) стоимость любого имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного трем категориям организаций:

  • социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным в специальный Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента РФ (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества), получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг;
  • централизованным религиозным организациям[4], религиозным организациям, входящим в структуру централизованных религиозных организаций, социально ориентированным некоммерческим организациям, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций;
  • иным некоммерческим организациям, включенным в Реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Таким образом, для того, чтобы нормы заработали на практике, Правительство РФ должно будет определить федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные вести два новых реестра некоммерческих организаций, а органы – должны будут составить сами реестры.

Поправки в налоговое законодательство будут применяться к отношениям, возникшим с 01.01.2020 г. Но реестры некоммерческих организаций, очевидно, будут утверждены только в июне этого года. В связи с этим, на наш взгляд, может возникнуть вопрос о возможности признания расходов на передачу имущества тем организациям, которые попадут в реестры, если операции по передаче совершены до утверждения реестров.

Расходы на передачу имущества централизованным религиозным организациям уже сейчас можно учитывать для целей налога на прибыль по всем операциям, совершенным начиная с 01.01.2020 г.

4) списание налоговой обязанности по всем налогам (кроме НДС) за 2 квартал 2020 г. для налогоплательщиков – субъектов МСП из наиболее пострадавших отраслей, индивидуальных предпринимателей, а также социальных некоммерческих и религиозных организаций

Мера будет касаться нескольких категорий налогоплательщиков:

А) индивидуальные предприниматели

Б) организации, включенные на основании отчетности за 2018 год в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляющие при этом деятельность в наиболее пострадавших отраслях российской экономики[5]

В) - Д) социально ориентированные некоммерческие организации, религиозные организации и «пострадавшие» некоммерческие организации, перечисленные выше в предыдущем разделе нашего алерта.

Для всех этих налогоплательщиков установлено, что они освобождаются от обязанности уплатить налоги (авансовые платежи) за 2 квартал 2020 г. по налогу на прибыль, акцизам, водному налогу, НДПИ, ЕСХН, единому налогу в рамках УСН, ЕНВД, транспортному налогу, налогам на имущество организаций и физических лиц, земельному налогу, торговому сбору, НДФЛ (речь о НДФЛ, который индивидуальные предприниматели уплачивают с собственных доходов; обязанность налоговых агентов перечислить удержанный налог с доходов, выплаченных третьим лицам, остается).

Обязанность исчислить эти налоги и подать налоговые декларации (расчеты) в установленные нормативными актами сроки сохраняется – насколько мы понимаем, на основании такой отчетности налоговые органы подтвердят отсутствие обязанности уплачивать конкретные суммы налогов (авансовых платежей).

Перечисленные плательщики освобождены также от финансового бремени по уплате страховых взносов и налога в рамках ПСН, но юридически это оформлено иным образом – по взносам в отношении вознаграждений застрахованным за апрель – июнь 2020 г. установлен тариф 0%, а по ПСН при исчислении налога из срока, на который выдается патент, исключаются календарные дни, приходящиеся на 2 квартал 2020 года.

5) уточнена возможность включения лиц в реестр субъектов МСП

На практике у многих хозяйствующих субъектов возникли трудности с получением мер поддержки, установленных для субъектов МСП. Несмотря на соответствие установленным законом о МСП требованиям и среднесписочной численности и доходам за 2018 г., ряд лиц не были включены в реестр субъектов МСП по состоянию на 10.08.2019 г., так как не представили своевременно необходимую отчетность.

Теперь установлено, что хозяйствующих субъектов все же включат в реестр, если они представили (представят) в налоговый орган такие сведения за 2018 год после 1 июля 2019 г., но не позднее 30 июня 2020 г.

6) Меры поддержки самозанятых - плательщиков налога на профессиональный доход

Плательщикам налога на профессиональный доход будут возвращены суммы налога за 2019 г. путем выплаты субсидий из федерального бюджета в сумме, равной уплаченному ранее налогу. Поправками в НК РФ установлено, что эта субсидия не будет облагаться у получателей налогами.

Для уплаты налога за 2020 г. самозанятым будет предоставлен так называемый «налоговый капитал» в размере 1 МРОТ. Для этого налоговый вычет из налога, предусмотренный ст. 12 закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (по общему правилу не свыше 10 000 ₽ в год), для исчисления налога за 2020-2021 гг. увеличен на 12 130 рублей.

7) Для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в наиболее пострадавших отраслях российской экономики, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2020 года снижены до 20 318 ₽

8) освобождены от НДФЛ выплаты стимулирующего характера, которые на основании федеральных законов и актов Президента и Правительства РФ получают за счет средств федерального и региональных бюджетов лица, участвующие в борьбе с коронавирусной инфекцией

О чем подумать, что сделать

Поправки, внесенные в Налоговый кодекс РФ, распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2020 г.

Даже если Ваша организация не получала и не получает специальные меры поддержки, налоговые последствия которых урегулированы комментируемыми поправками, рекомендуем проверить, не передавали ли вы в этом году безвозмездно имущество некоммерческим и религиозным организациям (например, в рамках благотворительной помощи). А если передавали – нет ли оснований признать стоимость такого имущества в расходах на основании вновь принятых поправок. Возможно, для этого потребуется оформление или получение от адресатов помощи дополнительных документов.

Также целесообразно проверить, соответствуете ли вы условиям признания субъектом МСП по итогам 2018 г. Если соответствуете, но не были включены в реестр из-за несвоевременного представления отчетности, есть смысл воспользоваться предоставленной новым законом возможностью.

Юристы «Пепеляев Групп» готовы оказать вам необходимое содействие по всем вопросам.



[2] "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности"

[4] Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 26.09.97 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

[5] Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 434


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

25.07.2024

Правовые позиции Верховного Суда РФ. Автор комментария Сергей Савсерис в гостях у Сергея Пепеляева

Перед ВС РФ стоял вопрос о том, имеют ли установленные в гражданско-правовом деле обстоятельства преюдициальное значение для налогового спора. Отрицательный ответ Суда ко...

Смотреть

09.10.2024

Обзор писем Минфина России и ФНС России за июнь – сентябрь 2024 г.

Письмом от 16 июля 2024 г. № 03-04-05/66095 Минфин России ответил на вопрос об учете компенсаций за использование личного...

09.10.2024

Журнал «Налоговед» № 10, 2024

«Налоговед» - журнал для профессионалов налогового права. Главные статьи номера: Возврат необоснованно учтенного...

07.10.2024

Налоговые новости. Дайджест 30 сентября – 6 октября 2024 г.

Главные новости: в Госдуму внесен правительственный законопроект с поправками в НК РФ: госпошлина, НДПИ, налог на прибыль...

04.10.2024

ВС РФ рассмотрел очередной спор о законности включения лицензионных платежей в таможенную стоимость

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Пепеляева с автором статьи «Не в пробке veritas» Александром Косовым....