Минфин разъяснил цель изменения СИДН с Республикой Кипр, Республикой Мальта и Герцогством Люксембург
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о разъяснении Минфина России, в котором регулятор указал на цель предполагаемых изменений СИДН, касающихся налогообложения дивидендного и процентного дохода.
В конце апреля Минфин России выпустил письмо[1], в котором указал, что предполагаемые изменения в статьи СИДН, относящиеся к налогообложению дивидендного и процентного дохода, направлены на борьбу с уклонением от налогообложения посредством использования схем, с помощью которых большая часть доходов российского происхождения выплачивается в конечном итоге российским бенефициарам через транзитную юрисдикцию. Таким образом, Минфин РФ подчеркнул, что предполагаемые изменения не призваны ухудшить положение национальных кипрских, люксембургских и мальтийских инвесторов в экономику России, но направлены на борьбу с уклонистами российского происхождения.
Ведомство отмечает, что предлагаемые изменения в части повышения ставки налога у источника на доходы в виде дивидендов и процентов продиктованы сложной экономической ситуацией как в России, так и в мире в целом, что, в свою очередь, вызвано предпринимаемыми мерами по поддержке населения и экономики России в свете угрозы распространения эпидемии коронавирусной инфекции. Данные меры по поддержке национальной экономики и социальных программ, по мнению ведомства, требуют концентрации финансовых ресурсов и прекращения злоупотребления положениями СИДН инвесторами российского происхождения.
В письме[2] Минфина РФ указано, что вышеуказанный подход к изменению СИДН затрагивает только те юрисдикции, через которые проходят значительные ресурсы российского происхождения, что является наиболее чувствительным для российской экономики. Иными словами, изменения касаются только так называемых транзитных юрисдикций, в которых расположены компании, самостоятельно не распоряжающиеся указанными доходами, и через которые такие доходы проходят транзитом, попадая в итоге в распоряжение инвесторов российского происхождения.
Изменение СИДН в отношении налогообложения дивидендного и процентного дохода с рядом стран является принципиальной позицией для Минфина России в соответствии с поручением Президента РФ, поскольку бюджет страны может потерять значительные доходы ввиду введенных налоговых льгот для МСП. Изменения, в соответствии с нашими ожиданиями, не должны затронуть СИДН со странами с высокой налоговой нагрузкой, например, Францией, КНР, США. Однако Минфин РФ до настоящего времени так и не проинформировал деловую общественность о планах в отношении изменения СИДН с такими популярными юрисдикциями как Нидерланды и Швейцария. Мы будем отслеживать заявления представителей Минфина РФ по этому вопросу. Данные меры являются продолжением политики деофшоризации российской экономики, предлагающей, в том числе, редомициляцию активов, находящихся на территории транзитных государств, в российские специальные административные районы (САР), которые пока не пользуются большой популярностью у инвесторов российского происхождения. Как указывалось нами ранее, регулирование САР совершенствуется и предоставляет все больше льгот для потенциальных инвесторов, на что мы рекомендуем обратить самое пристальное внимание. На практике до настоящего времени остается открытым вопрос применения так называемого «сквозного подхода» в условиях предполагающихся изменений в СИДН с Кипром, Мальтой и Люксембургом. Представители Минфина РФ в ходе публичных диалогов с представителями бизнеса дают деловой общественности понять, что ведомство готово к усовершенствованию «сквозного подхода», но не путем внесения соответствующих изменений в НК РФ, а путем дальнейших переговоров со странами-партнерами России по СИДН в целях внесения поправок в СИДН. |
Помощь консультанта
Команда «Пепеляев Групп» всегда готова оказать клиентам поддержку путём консультирования по различным вопросам международного налогообложения, редомицилирования в САР, а также представления интересов клиента как на досудебной, так и на судебной стадиях споров в отношении трансграничного налогообложения.