Загрузка...
09.04.2020
4 мин. на чтение

Принят закон о защите и поощрении капиталовложений в России

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, с 1 апреля вступил в силу Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», регулирующий отношения в связи с осуществлением инвестиций на основании соглашения о защите и поощрении капиталовложений. Одновременно внесены поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ (Федеральные законы от 01.04.2020 № 70-ФЗ и от 01.04.2020 № 71-ФЗ).

Вводится специальный инвестиционный режим для организаций, реализующих инвестиционные проекты с использованием нового механизма - соглашения о защите и поощрении капиталовложений (далее – СЗПК).

Стороны СЗПК

Соглашение заключается между частным субъектом - организацией, реализующей проект (российское юридическое лицо, в том числе проектная компания), - и публично-правовым образованием - субъектом РФ, на территории которого предполагается реализация инвестиционного проекта (возможно также участие РФ и/или муниципального образования (МО)).

Предусматривается возможность заключения СЗПК как по инициативе частных субъектов (частная проектная инициатива, реализуемая в заявительном порядке), так и по инициативе органов исполнительной власти (публичная проектная инициатива, реализуемая в декларационном конкурсном порядке).

Предмет СЗПК

Предметом соглашения является реализация нового инвестиционного проекта в одной из сфер экономики, за исключением следующих видов деятельности:

  • игорный бизнес;
  • производство табачной и алкогольной продукции;
  • добыча нефти и газа;
  • оптовая и розничная торговля;
  • деятельность финансовых организаций;
  • строительство жилых домов, деловых и торговых центров.

В обмен на капиталовложения инвесторам могут быть предоставлены меры государственной поддержки в виде возмещения затрат на энергетическую, транспортную, коммунальную, социальную и цифровую инфраструктуры, необходимые для реализации инвестиционного проекта, а также на уплату процентов по привлеченным для этого кредитам и займам.

В зависимости от объема капиталовложений инвесторам также будут предоставлены стабилизационные оговорки, гарантирующие неприменение в течение определенных сроков актов (решений), ухудшающих условия ведения деятельности, связанной с реализацией проекта, в частности, актов (решений):

  • об изменении мер государственной поддержки;
  • об изменении порядка предоставления прав на земельный участок;
  • об установлении дополнительных обязанностей и уменьшении объема прав владельцев земельных участков;
  • об изменении процедур, связанных с градостроительной деятельностью и др.

При объеме капиталовложений не менее 10 млрд руб. предметом стабилизационной оговорки может быть также:

  • увеличение ставок вывозных таможенных пошлин;
  • увеличение ставок или расширение объектов обложения при определении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, за пользование водными объектами, утилизационного и экологического сборов.

Срок применения стабилизационной оговорки не может превышать:

  • 6 лет – если инвестиции не превышает 5 млрд руб.;
  • 15 лет - при объеме инвестиций более 5 млрд руб., но менее 10 млрд руб.;
  • 20 лет – если инвестиции составляют 10 млрд руб. и более.

Указанный срок при определенных условиях может быть однократно продлен на 6 лет.

При этом акты (решения) об изменении законодательства о налогах и сборах, увеличении ставок вывозных таможенных пошлин и изменении мер государственной поддержки не применяются в течение всего срока, предусмотренного СЗПК, в то время как стабилизационная оговорка в отношении остальных актов (решений) действует только в течение 3 лет со дня их вступления в силу.

Изменения в НК РФ в части стабилизации налоговых правоотношений

Изменения не предусматривают предоставления каких-либо налоговых льгот для инвестора.

Статья 5 НК РФ дополнена пунктом 4.3, предусматривающим стабилизационную оговорку в отношении действия актов законодательства о налогах и сборах. Сфера действия оговорки зависит от субъектного состава СЗПК с публичной стороны.


Сторона СЗПКСфера действия стабилизационной оговорки
1Субъект РФ
  • изменение порядка определения налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, порядка и (или) сроков уплаты по налогу на имущество организаций и транспортному налогу.
2РФ и субъект РФ

в дополнение к № 1:

  • изменение объекта налогообложения, порядка определения налоговой базы, налогового периода, налоговых ставок, порядка исчисления, порядка и (или) сроков уплаты по налогу на прибыль организаций;
  • изменение сроков уплаты и (или) порядка возмещения НДС;
  • введение новых налогов и (или) сборов.
3Субъект РФ и МО

в дополнение к № 1:

  • изменение налоговых ставок, налоговых льгот, порядка и (или) сроков уплаты по земельному налогу.
4РФ, субъект РФ и МО№ 1 +№ 2 + № 3

Особенности применения налоговой стабилизационной оговорки:

  • не распространяется на вновь вводимые налоги и сборы, если они вводятся взамен отмененного платежа, имевшего схожий объект обложения;
  • не распространяются на акты, устанавливающие льготы по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам, а также условия и сроки применения и прекращения их действия;
  • действует при условии ведения раздельного учета объектов налогообложения, налоговой базы и сумм налогов по налогам, подлежащим уплате при исполнении СЗПК и при осуществлении иной деятельности, а также раздельного учета доходов (расходов).

О чем подумать, что сделать

Рекомендуем компаниям:

  • оценить экономическую целесообразность применения предлагаемых условий налоговой стабилизации, землепользования и градостроительной деятельности, предоставления мер поддержки;
  • рассмотреть возможность заключения СЗПК (в том числе в отношении начатых проектов);
  • отслеживать принятие нормативных актов (по плану - к 1 июля) с учетом того, что полноценная работа механизма будет запущена только после утверждения Правительством РФ подзаконных актов. Хотя в нынешней ситуации эта работа, наверняка, затянется.

Помощь консультантов

Юристы компании «Пепеляев Групп» готовы оказать комплексное правовое сопровождение, включая помощь в подготовке заявления о заключении СЗПК и сопутствующих документов; содействие в заключении СЗПК, включая участие в переговорном процессе с органами государственной власти; а также помощь при взаимодействии с налоговыми и иными контролирующими органами, иные юридические услуги в ходе производственной деятельности.

О развитии законодательства, направленного на стимулирование инвестиционной деятельности на Дальнем Востоке и иных регионах России, мы будем информировать вас и дальше.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Авторы

Андрей Микулин
Руководитель Сахалинского офиса
a.mikulin@pgplaw.ru

Практики

Подписаться на рассылку

Вас также может заинтересовать

skill

15.07.2024

Маркировка интернет-рекламы: правоприменительная практика регуляторов (ФАС, Роскомнадзор).

В этом выпуске Елена Соколовская, партнер и руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп», расскажет о правоприменительной практике по маркировке ...

Смотреть

30.09.2024

СпецИнвестРежимы в Сибири и на Дальнем Востоке. Дайджест 23–29 сентября 2024 г.

Главные новости: зоны территориального развития в РФ планируют упразднить; определены 4 площадки под размещение МТОР ...

26.09.2024

Бизнес из дружественных стран и БРИКС: кто приходит в Россию

В 2014 году на Дальнем Востоке и в Сибири создали специальные территории опережающего социально-экономического развития ...

23.09.2024

СпецИнвестРежимы в Сибири и на Дальнем Востоке. Дайджест 16–22 сентября 2024 г.

Главные новости: в международную ТОР хотят привлечь всего 20 компаний; механизм списания задолженности по бюджетным кредитам...

16.09.2024

СпецИнвестРежимы в Сибири и на Дальнем Востоке. Дайджест 9–15 сентября 2024 г.

Главные новости: РФ разрешит инвестиционно-строительные каботажные перевозки только через полгода; автоматизацию производства...