Загрузка...
22.03.2023
6 мин. на чтение

Смягчение ответственности за налоговые преступления

29 марта 2023 г. вступают в силу федеральные законы о внесении изменений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство в части сроков и порядка уголовного преследования за налоговые преступления[1].

Принятыми законами реализованы поручение Президента РФ от 26.04.2022 № Пр-740 и Постановление КС РФ от 19.05.2022 № 20-П, направленные на гуманизацию уголовной политики, а именно:

  • с 10 лет до 6 лет снижены сроки давности привлечения к ответственности за налоговые преступления:

    • за уклонение от уплаты налогов, неисполнение обязанностей налогового агента в особо крупном размере (45 млн. руб. и более),
    • за сокрытие имущества, за счёт которого должно производиться взыскание налогов, в особо крупном размере (9 млн. руб. и более)

  • до 5 лет снижены максимальные сроки лишения свободы по налоговым преступлениям;

  • введён запрет на возбуждение уголовных дел по налоговым преступлениям в случае возмещения ущерба бюджетной системе. Ранее закон требовал только прекращения дела по данному основанию, что на практике приводило к случаям возбуждения дел даже после возмещения ущерба;

  • уточнён порядок возмещения ущерба – в соответствии с налоговым законодательством;

  • введён запрет на повторное прекращение уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям в отсутствие нового согласия лица.

Снижение максимальных сроков лишения свободы и сроков давности привлечения к уголовной ответственности

Федеральным законом от 18.03.2023 № 78-ФЗ с 29.03.2023 года снижены максимальные сроки лишения свободы за совершение налоговых преступлений:

изменения в нормы Уголовного кодекса РФ

лишение свободы

было

стало

Часть 2 статьи 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов, сборов и/или страховых взносов, подлежащих уплате организацией)

до 6 лет

до 5 лет

Часть 2 статьи 199.1 УК РФ

(неисполнение обязанностей налогового агента)

до 6 лет

до 5 лет

Часть 2 статьи 199.2 УК РФ (сокрытие денежных средств или имущества организации или ИП от взыскания налогов)

до 7 лет

до 5 лет

Часть 2 статьи 199.4 УК РФ (уклонение организации от уплаты взносов на ОСС от несчастных случаев и заболеваний)

до 4 лет

до 3 лет

Предусмотренное законом снижение максимальных сроков привлечения к ответственности переводит квалифицированные составы налоговых преступлений, предусмотренные частями вторыми статей 199, 199.1 и 199.2 УК РФ в категорию преступлений средней тяжести (ч. 2 ст. 199.4 УК РФ – небольшой тяжести).

Это значит, что срок давности привлечения к уголовной ответственности по таким преступлениям составит 6 лет вместо предусмотренных ранее 10 лет (для ч. 2 ст. 199.4 УК РФ - 2 года вместо 6 лет).

6-летний срок давности по налоговым преступлениям в большей мере соответствует сроку хранения документов (5 лет). Сокращение срока давности должно также способствовать сокращению сроков проведения налоговых проверок.

Комментарий

Например, согласно прежнему порядку, при выявлении в ходе налоговой проверки за 2016-2018 гг. уклонения от уплаты налога на прибыль в особо крупном размере, совершённого в 2016 году, лицо может быть привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 199 УК РФ вплоть до 28 марта 2027 г. (срок уплаты налога за 2016 г.– 28 марта 2017 г. + 10 лет).

Теперь привлечь к ответственности за уклонение 2016 г. будет нельзя, поскольку срок давности истечёт 28 марта 2023 г.

Для правильной оценки рисков важно понимать, однако, что, если в ходе налоговой проверки будет выявлено уклонение в нескольких проверяемых периодах, совершённое одним лицом и охваченное единым умыслом, срок давности с учетом сложившейся практики будет исчисляться от последнего из таких периодов. В приведённом примере – при выявленном уклонении 2016-2018 гг. – срок давности будет исчислен с 28 марта 2019 г. и истечёт только 28 марта 2025 г.

Отказ в возбуждении уголовного дела при возмещении ущерба

Тем же Федеральным законом № 78-ФЗ внесены изменения в статьи 24, 144, 148 Уголовно-процессуального кодекса РФ, согласно которым уголовное дело не может быть возбуждено, если причинённый преступлением ущерб (недоимка, пеня и штраф) возмещён в полном объёме, на основании статьи 76.1 УК РФ.

Ранее по этому основанию (в связи с возмещением ущерба бюджетной системе) подлежало прекращению возбуждённое уголовное дело, что на практике приводило к случаям возбуждения дел даже после уплаты ущерба и их последующему прекращению по нереабилитирующему основанию.

Комментарий

Включённая в новый пункт 7 части 1 статьи 24 УПК РФ ссылка на статью 76.1 УК РФ порождает вопрос о том, в каком порядке будет осуществляться отказ в возбуждении дела. Прекращение уголовного дела в порядке статьи 24 УПК РФ в связи с возмещением ущерба (статья 28.1 УПК РФ со ссылкой на ст. 76.1 УК РФ) осуществляется по нереабилитирующим основаниям и требует согласия конкретного лица на такое прекращение.

Вопрос о процедуре возникает и относительно изменений в статью 148 УПК РФ, новая часть 1.2 которой предусматривает вынесение постановления об отказе в возбуждении дела при получении следственными органами данных, подтверждающих возмещение ущерба, однако не устанавливает порядок их получения.

К сожалению, изменениями не урегулирован вопрос о недопустимости возбуждения уголовного дела в случае передачи материалов налоговыми органами не в порядке специальной нормы пункта 3 статьи 32 НК РФ, а в ином порядке. Практика свидетельствует о фактах обхода установленного порядка передачи материалов и возбуждения уголовных дел посредством применения пункта 3 статьи 82 НК РФ (дело Русской Лесной Компании).

Порядок возмещения ущерба

Тем же Федеральным законом № 78-ФЗ уточнены формулировки статей 198, 199, 199.1 УК РФ, а также статьи 28.1 УПК РФ в части порядка уплаты ущерба.

Указано, что уплата в полном объеме недоимки, пеней и штрафов осуществляется в порядке и размере, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ранее в УК РФ и УПК РФ говорилось только о размере).

Комментарий

Указание на определение порядка уплаты ущерба в соответствии с налоговым законодательством было включено в законопроект уже в ходе его рассмотрения в Государственной Думе. Целью его могло быть устранение разночтений о порядке уплаты.

Следует учитывать, что с 2023 г. налоговое законодательство связывает передачу материалов в следственные органы для решения вопроса о возбуждении дела с исполнением решения уплатой средств на единый налоговый счёт. Механизм единого налогового счёта и единого налогового платежа не предусматривает возможности перечисления денежных средств в счет погашения сумм недоимки, пени и штрафов по отдельно взятым налогам и возможности учета денежных средств в качестве поступивших в счет исполнения конкретной обязанности (на это указал в своём заключении на законопроект и Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам).

При таком порядке возможность отказа в возбуждении дела (или его прекращения) в связи с полной уплатой ущерба может быть поставлена в зависимость от состояния единого налогового счёта (наличия достаточной суммы положительного сальдо).

Иные изменения

Федеральным законом от 18.03.2023 № 81-ФЗ статья 27 УПК РФ дополнена новой частью 2.1, согласно которой повторное прекращение уголовного преследования по нерабилитирующим основаниям[2], в том числе при прекращении уголовного преследования в связи с возмещением ущерба, после отмены постановления о прекращении уголовного преследования по данным основаниям не допускается, если подозреваемый или обвиняемый против этого возражает.

Помощь консультанта

Обладая обширным опытом сопровождения налоговых проверок и уголовно-правовой защиты (на всех стадиях уголовного судопроизводства – от запросов о предоставлении документов до защиты в суде), специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать помощь в полноценном использовании возможностей, появившихся ввиду законодательных изменений, для исключения угрозы уголовного преследования.


[1] Федеральные законы от 18.03.2023 № 78-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и № 81-ФЗ «О внесении изменения в статью 27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

[2] По основаниям, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 24, , п. 3 ч. 1 ст. 27, ст.ст. 25, 25.1, 28 и 28.1 УПК РФ.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

06.04.2023

Осмотр и выемка документов и предметов при налоговой проверке. Как вести себя при осмотре и выемке

В этом ролике вы узнаете об особенностях осмотра и выемки документов и предметов при проведении налоговой проверки, а также конкретные рекомендации как подготовиться и&nb...

Смотреть

15.04.2024

Налоговые споры в арбитражных судах – 2023: горячая десятка

Продолжаем обзоры налоговых тем, которые не дошли до рассмотрения высшими судами, но интересны с точки зрения развития налогового...

15.04.2024

Подтвержденные нотариусом обстоятельства в налоговых спорах

Продолжая тему доказательств в налоговых делах, автор исследует нотариально удостоверенный допрос. О том, какие процессуально-правовые...

15.04.2024

Определение действительного размера налогового обязательства налогоплательщика: кто, как и когда?

КС РФ называет налоговую реконструкцию способом определения действительного размера налогового обязательства (ДРНО) налогоплательщика....

15.04.2024

Новая редакция пункта 1 статьи 129.3 НК РФ: проблемы толкования

Нормы, устанавливающие публично-правовую ответственность, должны отвечать высоким стандартам с точки зрения ясности и непротиворечивости....