На сайте ведутся технические работы. При возникновении проблем с регистрацией на мероприятия и подпиской на рассылки, пожалуйста, обращайтесь по эл. адресу: marketing@pgplaw.ru Приносим извинения за доставленные неудобства!
Загрузка...
14.04.2020
4 мин. на чтение

Дистанционное рассмотрение материалов налоговой проверки: комментарии "Пепеляев Групп" к Приказу ФНС России от 20.03.2020 №32ЕД-7-2/181@


20 марта 2020 года ФНС России был издан Приказ №32ЕД-7-2/181@, согласно которому в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции исключается проведение мероприятий налогового контроля с непосредственным контактом с налогоплательщиками, а также предписывается обеспечить вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки по телекоммуникационным каналам связи (далее, - ТКС), а также видеоконференцсвязи.

Согласно Приказу для участия в видеоконференцсвязи необходимо к дате рассмотрения материалов проверки направить по ТКС в налоговый орган копии документов, подтверждающих личность и полномочия представителей. При этом при непредставлении заявления об обеспечении участия в дистанционном рассмотрении, а также копий указанных документов, в случае отсутствия ходатайства об отложении рассмотрения, оно будет произведено без представителей налогоплательщика.

Стоит отметить, что при издании данного Приказа налоговым органом не была соблюдена процедура принятия нормативно-правового акта, - он не был зарегистрирован в Минюсте и не опубликован в надлежащем порядке[1]. Таким образом, формально он не влечет правовых последствий, как не вступивший в силу, и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений[2]

Более того, НК РФ не предусматривает использование ТКС и видеоконференцсвязи не только по отношению к рассмотрению материалов налоговой проверки, но и вообще не содержит указанных терминов[3]. Единственное упоминание данных понятий в налоговом регулировании содержится в Приказе Министерства по налогам и сборам от 03.03.2003 № БГ-3-28/96, которой установил, что стандарты, форматы и процедуры информационного взаимодействия с налогоплательщиками по ТКС определяются самим Министерством. Но эти стандарты так и не были утверждены. 
 
После издания Приказа ФНС многие организации получили извещения о проведении рассмотрения материалов проверки с использованием различных сервисов видеоконференцсвязи. Следует обращать серьезное внимание на выбранные инспекторами программу и сервисы, поскольку информация, которая может быть оглашена во время рассмотрения материалов проверки, составляет налоговую тайну, включающую в себя любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике[4]. Так, например, зачастую предлагаемый инспекциями сервис Zoom не отвечает предусмотренным законодательством требованиям к охране налоговой, коммерческой тайны, а также к охране секретов производства[5]
 
Используемая при дистанционном рассмотрении программа должна соответствовать законодательству о защите персональных данных (далее - ПД). В силу прямого указания Закона налоговый орган признается оператором ПД, а значит и он, и используемый при видеоконференцсвязи сервис, также признаваемый оператором, должны обеспечивать локализацию ПД, т.е. обработка данных о гражданах РФ должна происходить на серверах, расположенных на территории России[6]
 
При этом оператор обязан убедиться, что трансграничная передача данных осуществляется исключительно в государства, обеспечивающие адекватную защиту ПД граждан[7]. Такими признаются европейские государства-члены Конвенции о защите персональных данных, а также страны, не являющиеся членами Конвенции, но указанные в специальном Перечне Роскомнадзора (в их числе Австралия, Канада, Израиль, Южная Корея, Сингапур и др.)[8]. В указанном списке государств, например, отсутствует США, что означает невозможность использования при рассмотрении материалов проверки программ, использующих американские базы данных.

Также налогоплательщику при получении уведомления о рассмотрении материалов проверки по видеоконференцсвязи помимо изложенных выше вопросов мы рекомендуем рассмотреть следующие вопросы:

1) возможность (законность) рассмотрения материалов проверки в период, когда течение срока для их рассмотрения приостановлено Правительством. Последствия рассмотрении материалов проверки в день, приходящийся на период, когда течение срока для рассмотрения материалов проверки императивно приостановлено Правительством;

2) целесообразность подачи ходатайства об отложении рассмотрения материалов проверки и выбор времени для подачи такого ходатайства. Так, организация может:

a) заявить такое ходатайства до начала рассмотрения, либо
b) принять участие в рассмотрении материалов проверки, заявив ходатайство о его отложения до окончания такого рассмотрения.

3) возможность и порядок предъявления (демонстрации) доказательств, судебной практики, выдержки из правовой нормы лицу, рассматривающему материалы проверки;

4) порядок фиксации процедурных нарушений, которые могут быть допущены при рассмотрении материалов проверки по видеоконференцсвязи, особенность тех из них, которые влекут за собой безусловного отмену решения инспекции (выбранный способ фиксации должен быть признан допустимым при дальнейшем обжаловании (оспаривании) решения и др.

Ответ на эти вопросы должен учитывать текущую ситуацию, когда восстановление прав в судах затруднено приостановлением их работы, а также существо вменяемого нарушения, объем материалов проверки и собранных налогоплательщиком доказательств, перспективы успеха при обжаловании доначислений и многие другие факторы. 
 
Но, на наш взгляд, при любом способе рассмотрения материалов проверки не должна страдать эффективность представления налоговому органу позиции налогоплательщика и возможности для ее защиты. Ведь участие налогоплательщика в этом процедурном действии необходимо для того, чтобы было принято законное решение по проверке, а налоговое администрирование выполняло свои задачи. 
________________________________________
[1]  П. 10 Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009; П. 12 Приказа Минюста РФ от 04.05.2007 № 88.
[2]  П. 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763.
[3]  Напротив, Кодекс предусматривает ознакомление с материалами проверки непосредственно на территории налогового органа (абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ).
[4]   Ст. 102 НК РФ.
[5]  Ст. 3 ФЗ «О коммерческой тайне»; ст. 1465 ГК РФ. Сервис конференц-связи Zoom оказался скомпрометирован. В интернет утекли записи тысяч видеозвонков его пользователей. URL.: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2020/04/04/827177-zoom?utm_source=facebook.com&utm_medium=social&utm_campaign=neskolko-tysyach-lichnyh-videozvonkov--sde .
[6]  Ст. 2, 18 ФЗ «О персональных данных».
[7]  Ст. 12 ФЗ «О персональных данных».
[8]  Конвенция Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (Заключена в г. Страсбурге 28.01.1981); Приказ Роскомнадзора от 15.03.2013 № 274.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

23.11.2023

Новости недвижимости и строительства: регулирование КРТ, краткосрочный наём жилья, согласование СТУ

Из ролика вы узнаете о самых важных новостях за последние 2 недели, которые произошли в сфере недвижимости и строительства.

Смотреть

30.11.2023

Налоговые нарушения в трансграничных сделках. Проблемы установления действительных налоговых обязательств

Определение действительных налоговых обязательств — это выработанный практикой применения налогового законодательства подход,...

27.11.2023

От Сербии до Китая: международная экспансия российских юрфирм

В последние два года одним из трендов развития российских юрфирм стало открытие офисов в зарубежных юрисдикциях. Там они...

27.11.2023

Врачам, природе и бизнесу: кому помогают законы юристов

Юрфирмы активно участвуют в законотворческой деятельности. Одни сами разрабатывают и продвигают инициативы, направленные...

27.11.2023

«Рваный» НДФЛ, путаница в уведомлениях и штрафы за уточненки. Давайте оставим это в прошлом

Предлагаем вам присоединиться к открытому письму в Госдуму, чтобы помочь законодателям исправить недоработки ЕНС. Депутаты...