Загрузка...
29.11.2023
8 мин. на чтение

Расширен перечень оснований для проведения Роскомнадзором внеплановых проверок в отношении операторов персональных данных

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 18 ноября 2023 года вступил в силу Приказ Минцифры России от 17.08.2023 № 720Приказ Минцифры России от 17.08.2023 № 720 «О внесении изменения в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных, утвержденный приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 15 ноября 2021 г. № 1187»
, дополняющий перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных.

Приказом Минцифры России от 15.11.2021 № 1187Приказ Минцифры России от 15.11.2021 № 1187 «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных»
 утвержден перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных (далее – индикатор риска). Выявление Роскомнадзором у оператора хотя бы одного индикатора риска является основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия (далее – внеплановой проверки).

Приказом Минцифры от 17.08.2023 № 720 к данному перечню добавлен новый индикатор риска, а именно:

  • Установление Роскомнадзором трех и более фактов несоответствия информации, указанной оператором в уведомлениях (о намерении осуществлять обработку персональных данных; об изменении сведений, содержащихся в уведомлении о намерении осуществлять обработку персональных данных; о намерении осуществлять трансграничную передачу персональных данных; о прекращении обработки персональных данных) сведениям, размещенным на принадлежащем контролируемому лицу сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона «О персональных данных».

Рекомендации

В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона «О персональных данных» оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Политика в отношении обработки персональных данных должна определять для каждой цели обработки персональных данных категории и перечень обрабатываемых персональных данных, категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются, способы, сроки их обработки и хранения, порядок уничтожения персональных данных при достижении целей их обработки или при наступлении иных законных основанийП. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»
.

Роскомнадзором активно проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с контролируемым лицом, которые включают в себя:

a)   наблюдение за соблюдением требований при размещении информации в сети «Интернет»;

b)   наблюдение за соблюдением требований посредством анализа информации о деятельности контролируемого лица, которая представляется оператором (например, в уведомлении о намерении осуществлять обработку персональных данных) в Роскомнадзор или может быть получена Роскомнадзором (в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия)П. 59 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за обработкой персональных данных, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.06.2021 № 1046 «О федеральном государственном контроле (надзоре) за обработкой персональных данных»
.

То есть Роскомнадзор вправе самостоятельно анализировать сайт оператора (без взаимодействия с ним). Полагаем, что в случае сравнения Роскомнадзором информации, указанной в реестре операторов персональных данных, и в политике в отношении обработки персональных данных, размещенной на сайте оператора, и выявления несоответствий в указанных сведениях, в отношении оператора может быть проведено внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие.

Указанный выше индикатор риска действует с 18 ноября 2023 г.

Помимо приведенного выше, основанием для проведения Роскомнадзором внеплановой проверки может также стать выявление одного из следующих индикаторов риска:

  • Установление Роскомнадзором в течение календарного года 10 и более фактов несоответствия сведений, предоставляемых оператором по запросу Роскомнадзора, и информации, поступившей в Роскомнадзор от граждан, в части, касающейся наличия в деятельности оператора признаков неправомерной обработки их персональных данных.

Рекомендации

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 23 Федерального закона «О персональных данных» Роскомнадзор имеет право запрашивать у физических или юридических лиц (операторов) информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию. Оператор обязан сообщить в Роскомнадзор необходимую информацию в течение 10 рабочих дней с даты получения такого запроса.

В то же время согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О персональных данных», если субъект персональных данных считает, что оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований законодательства или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие оператора в Роскомнадзор или в судебном порядке.

Если в течение календарного года Роскомнадзором будет установлено 10 и более фактов несоответствия сведений, предоставляемых оператором, и информации, поступившей от субъектов персональных данных, в отношении оператора может быть проведено внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие.

  • Установление Роскомнадзором в течение календарного года 10 и более фактов предоставления неограниченному кругу лиц доступа к базам персональных данных и (или) распространения баз персональных данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», имеющих признаки принадлежности оператору.

Рекомендации

Полагаем, в данном случае речь идет об «утечках» персональных данных в тех случаях, когда невозможно достоверно определить, кому именно принадлежит база данных, подверженная «утечке», однако по отдельным признакам можно говорить о принадлежности базы данных определенному оператору.

Напомним, что предметом федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных является соблюдение операторами обязательных требований в области персональных данных, установленных ФЗ «О персональных данных» и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. 37 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за обработкой персональных данныхУтверждено Постановлением Правительства РФ от 29.06.2021 № 1046 «О федеральном государственном контроле (надзоре) за обработкой персональных данных».
 такой контроль (надзор) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий (далее – проверок).

Исходя из положений п. 11(3) Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» до 2030 года в планы проведения плановых проверок включаются проверки только в отношении операторов, отнесенных к категории высокого рискаКритерии отнесения операторов к определенной категории риска определены Приложением к Положению о контроле за обработкой персональных данных.
.

Что касается внеплановых проверок, то в 2023 году они проводятся исключительно по основаниям, перечисленным в пункте 3 Постановления Правительства № 336, в том числе:

  • при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований;

  • по решению руководителя, заместителя руководителя Роскомнадзора, в случае если установлен факт распространения (предоставления) в сети «Интернет» баз данных (или их части), содержащих персональные данные.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в случае выявления несоответствий требованиям законодательства результатом проведенной внеплановой проверки может стать:

  • предписание об устранении выявленных нарушений;

  • административная ответственность;

  • уголовная ответственность.

Также напомним, что административная ответственность за нарушение законодательства РФ в области персональных данных установлена ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Например, в случае отсутствия у оператора согласий на обработку персональных данных (если их получение обязательно), на него может быть наложен административный штраф в размере от 60 тыс. до 100 тыс. руб.Ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ
 А в случае использования оператором баз данных, находящихся за пределами территории РФ, при сборе персональных данных, в том числе посредством сети «Интернет»Ч. 8 ст. 13.11 КоАП РФ.
, штраф может составить от 1 млн руб. до 6 млн руб.

О чем подумать, что сделать

Проведение Роскомнадзором внеплановой проверки (даже в условиях действующих ограничений) в отношении оператора возможно в следующих случаях:

  • если в течение календарного года Роскомнадзором будет установлено 10 и более фактов несоответствия сведений, предоставляемых оператором, и информации, поступившей от субъектов персональных данных (недовольных клиентов/бывших работников/конкурентов);

  • если в течение календарного года Роскомнадзором будет установлено 10 и более фактов утечек баз персональных данных, имеющих признаки принадлежности оператору;

  • если в результате сравнения Роскомнадзором информации, указанной в реестре операторов персональных данных, и в политике в отношении обработки персональных данных, размещенной на сайте оператора, будет выявлено 3 и более фактов несоответствия.

Таким образом, у каждого оператора персональных данных есть риск проведения Роскомнадзором внеплановой проверки, что может привести к привлечению оператора к административной и/или уголовной ответственности.

Для минимизации рисков привлечения к ответственности за нарушения в области законодательства о персональных данных рекомендуем:

  1. провести аудит соответствия требованиям законодательства о персональных данных самостоятельно или с привлечением консультантов, устранить выявленные нарушения;

  2. вести внутренний реестр процессов обработки персональных данных, содержащий информацию о целях обработки персональных данных, категориях и перечне обрабатываемых персональных данных, категориях субъектов, персональные данные которых обрабатываются, способах, сроках их обработки и хранения, порядке уничтожения персональных данных при достижении целей их обработки или при наступлении иных законных оснований;

  3. отслеживать изменения в процессах обработки персональных данных, своевременно обновлять информацию в локальных нормативных актах (например, в политике в отношении обработки персональных данных);

  4. на регулярной основе проводить обучение сотрудников компании требованиям к обработке персональных данных, а также контролировать уровень осведомленности сотрудников (путем проведения тестирований).

Особое внимание рекомендуем уделить содержанию и функционала сайта компании. Необходимо:

  1. проанализировать, какие персональные данные обрабатываются с помощью сайта (например, посредством форм сбора данных, cookie-файлов, сервисов сбора технических данных),

  2. обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации (то есть обеспечить хостинг сайта в Российской Федерации, отказаться от использования иностранных сервисов сбора персональных данных (например, Google Analytics, Google Forms), использовать российские CMS),

  3. опубликовать на всех страницах сайта, с использованием которых осуществляется сбор персональных данных, политику в отношении обработки персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных,

  4. обеспечить соответствие информации, указанной в реестре операторов персональных данных (в уведомлении о намерении осуществлять обработку персональных данных), информации, размещенной на сайте (в том числе, в политике в отношении обработки персональных данных).

В случае, если компания не подавала уведомление о намерении осуществлять обработку персональных данных и не внесена в реестр операторов персональных данных, необходимо дополнительно оценивать риски, связанные с возможным выявлением несоответствий в предоставленной информации.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать компаниям всестороннюю юридическую поддержку в соблюдении требований законодательства о персональных данных.

Спектр услуг «Пепеляев Групп» включает:

  • актуализация и приведение внутренних документов компании в соответствие с требованиями 152-ФЗ, включая политику в отношении обработки персональных данных, положения об обработке персональных данных, форм согласий на обработку персональных данных и иных необходимых документов в области персональных данных;

  • подготовка и направление в Роскомнадзор уведомления о намерении осуществлять обработку персональных данных, уведомления о намерении осуществлять трансграничную передачу персональных данных, уведомления об изменении сведений, содержащихся в уведомлении о намерении осуществлять обработку персональных данных, трансграничную передачу персональных данных, уведомления о прекращении обработки персональных данных;

  • подготовка правовых заключений и проведение консультаций по вопросам обработки персональных данных; 

  • правовая поддержка при взаимодействии с Роскомнадзором и/или субъектом персональных данных.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

22.08.2023

Антикоррупционное регулирование: тренды и изменения. Цифровой рубль, трансформация комплаенса

Сергей Таут, эксперт «Пепеляев Групп», об основных трендах и изменениях в антикоррупционном регулировании, о влиянии на коррупционные нарушения цифрового рубля, о тр...

Смотреть

18.04.2024

Персональные данные. Дайджест за 1-15 апреля 2024 г.

Главные новости: кабмин предложил уточнить штрафы за нарушение порядка обработки персональных данных; банкам предло...

03.04.2024

Персональные данные. Дайджест за 16–31 марта 2024 г.

Главные новости: внесены изменения в порядок использования Единой биометрической системы; регистрация граждан по месту п...

18.03.2024

Персональные данные. Дайджест за 1–15 марта 2024 г.

Главные новости: в РФ запустят сервис дистанционного участия в судебных заседаниях с использованием биометрии; предлагае...

06.03.2024

Принят закон о запрете размещения рекламы на ресурсах иностранных агентов

28 февраля 2024 года Государственной Думой в третьем чтении принят Законопроект № 553750-8, предусматривающий запрет...