Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 9 марта 2021 г. Президент РФ подписал Закон[1], который дополняет Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ряд других законов положениями об экологической информации.
Напомним, что ст. 42 Конституции РФ установлено право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Тем не менее, длительное время доступ граждан и юридических лиц к экологической информации был осложнен тем, что законодательство РФ не регулировало состав, а также правила размещения и обновления государственными и муниципальными органами экологической информации. Поэтому соответствующая информация зачастую размещалась в сети «Интернет» несвоевременно или предоставлялась по запросам.
В 2016 году Президент РФ поручил ввести в законодательство понятие «экологическая информация» и определить порядок доступа к ней.
Принятый Закон устанавливает, что информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация) является общедоступной, и доступ к ней не может быть ограничен, за исключением информации, отнесенной законодательством РФ к государственной тайне.
Государственные и муниципальные органы, а также уполномоченные ими организации обязаны размещать экологическую информацию на своих официальных сайтах в сети «Интернет» или с помощью государственных и муниципальных информационных систем.
В состав экологической информации, которая должна быть размещена в обязательном порядке, входят следующие данные:
- о состоянии и загрязнении окружающей среды, включая состояние и загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв;
- о радиационной обстановке;
- о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ;
- об обращении с отходами производства и потребления;
- о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Закон содержит отсылочную норму, согласно которой правила размещения и обновления экологической информации должно определить Правительство РФ. Проект указанного постановления[2] в настоящее время проходит процедуру общественного обсуждения. В нем перечислено 19 видов информации, которую профильные ведомства обязаны размещать на своих сайтах или в государственных/муниципальных информационных системах.
Например, предусмотрено, что Минприроды России обязано публиковать на своем официальном сайте сведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Делать это необходимо в течение пяти рабочих дней со дня поступления сведений об объектах.
![]()
|
Принятые нормы об экологической информации носят в основном декларативный характер и вряд ли сами по себе смогут улучшить ее доступность. Кроме того, перечень данных, которые должны публиковаться в обязательном порядке, представляет собой лишь часть сведений, составляющих экологическую информацию. |
О чем подумать, что сделать
Для реализации положений Закона потребуется принятие постановления Правительства РФ, которое установит правила размещения и обновления экологической информации. Мы рекомендуем следить за ходом принятия указанного документа, чтобы иметь возможность подготовиться к грядущим изменениям. Компаниям, деятельность которых связана с негативным воздействием на окружающую среду, необходимо учитывать, что доступность экологической информации широкому кругу лиц может повысить вероятность выявления контролирующими органами нарушений природоохранного законодательства, допущенных компаниями, и предъявления претензий, связанных с такими нарушениями.
Помощь консультанта
Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» в режиме реального времени отслеживают все изменения действующего законодательства и готовы оперативно проконсультировать по любым вопросам, связанным с получением экологической информации.
[1] Федеральный закон от 09.03.2021 № 39-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[2] Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил размещения, обновления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) на официальных сайтах в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» или с помощью государственных и муниципальных информационных систем, в том числе содержания информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) и формы ее размещения» https://regulation.gov.ru/p/113702