Загрузка...
25.01.2013
6 мин. на чтение

Правительственный законопроект о противодействии незаконным финансовым операциям: налоговые аспекты.

Вниманию руководства компаний, финансовых директоров, главных бухгалтеров, руководителей юридических служб

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Правительством РФ внесён в Государственную Думу законопроект (№ 196666-6) о противодействии незаконным финансовым операциям, в котором предлагается существенно ужесточить требования ко всем налогоплательщикам и предоставить дополнительные полномочия налоговым органам.

Законопроект разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 12.01.2012 г. № Пр-65. Как сообщается в пояснительной записке, предлагаемые изменения направлены на создание условий для предотвращения, выявления и пресечения незаконных финансовых операций, включая уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей. В данном сообщении речь идёт о предлагаемых изменениях в области налогообложения; иные изменения комментируются в последующих сообщениях.

1. ПОЛУЧЕНИЕ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ ПО МЕСТУ НАХОЖДЕНИЯ

Законопроект предлагает установить обязанность организаций получать почтовые отправления налоговых органов по месту нахождения, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц.

Санкция за нарушение этой обязанности – приостановление операций по счетам в банках, которое отменяется только после получения документа, направленного почтой.
Комментарий «Пепеляев Групп»:

Данное предложение соотносится с рассматриваемыми в Государственной Думе поправками к Гражданскому кодексу РФ, вводящими схожую обязанность в гражданском обороте и по сути устанавливающими, что юридическое лицо несёт риск своего отсутствия по месту нахождения, указанному в реестре.

Отсутствие организации по месту нахождения может быть признаком состава преступлений – уклонения от уплаты или сокрытия от взыскания налогов (статьи 199 и 1992 Уголовного кодекса РФ), но лишь в совокупности с другими обстоятельствами. Такие ситуации выходят за рамки налогового законодательства, и соответствующие изменения можно было бы внести не в НК РФ, а в порядок ареста банковских счетов как меры принуждения, предусмотренной Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Вместе с тем, при ведении деятельности по «фактическому адресу», который сообщён налоговому органу без внесения изменений в реестр, приостановление операций по счетам, предлагаемое правительственным законопроектом, несоразмерно последствиям недостоверности реестра и создает неоправданную угрозу дестабилизации хозяйственной деятельности организаций.

Учитывая, что и в рамках действующего законодательства существует риск административной ответственности за несообщение сведений о действительном месте нахождения, мы рекомендуем в подобных ситуациях сообщить достоверные сведения о месте нахождения для внесения в реестр.

2. РАСШИРЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ДЕКЛАРИРОВАНИЕМ НАЛОГОВ И ПОДТВЕРЖДЕНИЕМ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕКЛАРАЦИЙ


Предлагается при представлении уточнённой декларации с уменьшением налога к уплате предоставить налоговым органам право истребовать документы, подтверждающие показатели декларации, без ограничения круга таких документов.

При представлении декларации (расчёта) по налогу на прибыль с отражением убытка предлагается предоставить налоговым органам право истребовать не только пояснения причин убытка, но и документы, подтверждающие размер убытка, то есть любые документы, значимые для определения доходов или расходов.

Предлагается установить обязанность представлять в электронном виде декларации по НДС для всех налогоплательщиков (а также для лиц, которые не несут обязанностей плательщика НДС, но предъявили НДС покупателям).

Законопроект предусматривает, что противоречия (расхождения) показателей декларации по НДС между собой или с показателями деклараций другого налогоплательщика в отношении тех же операций дают налоговому органу полномочие истребовать у налогоплательщика любые документы, относящиеся к указанным операциям, а также допрашивать свидетелей, производить осмотры документов, предметов, помещений и территорий, производить выемки, назначать экспертизы, привлекать специалистов, то есть, по существу проводить выездную налоговую проверку. Круг противоречий, дающих основания для расширенных мер, не ограничен.

Комментарий «Пепеляев Групп»


Законопроект предусматривает существенное расширение проверочных полномочий налоговых органов, при этом основания использования расширенных полномочий весьма широки, что может привести к существенному увеличению бремени проверок для законопослушных налогоплательщиков, не совершающих операций с высокими налоговыми рисками.
Положения законопроекта об электронном декларировании по НДС могут, с одной стороны, увеличить расходы на электронный документооборот, с другой – облегчить получение обоснованных налоговых выгод (подтверждение вычетов, возмещение НДС).

3. ИСКЛЮЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НЕРЕАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Предлагается предоставить налоговым органам полномочие «определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиком в бюджетную систему Российской Федерации, возмещению (возврату) из бюджета, без учета результатов сделок, совершенных с целью занижения сумм налогов участниками сделки (в том числе третьими лицами при посредничестве), не выполняющими в этой сделке (совокупности сделок) никаких функций из-за отсутствия необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности, в том числе из-за отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств». С этой целью налоговый орган будет вправе применить методы, указанные в ст. 1059 - 10513 НК РФ.

Комментарий «Пепеляев Групп»:


Смысл предложенного новшества соотносится с судебной практикой отказа в налоговой выгоде, если операции, отражённые налогоплательщиками, не могли совершаться, а были отражены в целях завышения показателей, влекущих налоговую выгоду (расходов и вычетов). Ссылка на методы определения объективных цен операций означает реконструкцию цены операции, которая совершена на самом деле (попытка такого подхода предпринята в Постановлении Президиума ВАС РФ от 03.07.2012 № 2341/12 по делу Камского завода железобетонных изделий и конструкций). При этом, в отличие от существующей практики, законопроект позволяет доначислять налоги любой стороне операции, чей контрагент «не выполняет никаких функций», т.е. не только отказать в расходах и вычетах покупателю, но и увеличить выручку продавцу (исходя из цены последующей перепродажи).

Вместе с тем, редакция предложенного изменения крайне спорна.

Неясно, что следует понимать под «занижением налогов участниками сделки» – искусственное уменьшение налоговой нагрузки совокупно для всех участников цепи поставок, для двух сторон одной сделки или для кого-либо из них по отдельности. Такая неясность создаёт риск применения нового полномочия к операциям так называемых «специальных целевых корпоративных образований» (SPV), создаваемых в рамках структурирования крупных сделок в целях распределения функций и рисков, а не для искусственного занижения налогов. При использовании SPV совокупная налоговая нагрузка может и не уменьшиться, хотя налоги отдельных лиц уменьшаются.

Неясно, имеется ли в виду объективная нереальность операции, о которой налогоплательщик, отразивший операцию, не мог не знать, или также ситуация, когда налогоплательщик, к которому применяется санкция, полагал операцию реальной, не должен был знать, что контрагент «подставной», и не имел цели занижения налогов, которая могла преследоваться лишь другой стороной операции. В последнем случае исключение результатов операции должно допускаться лишь при неосмотрительности налогоплательщика в выборе контрагента.
Рассматриваемые положения законопроекта нуждаются в переработке, чтобы исключить их ошибочное применение в ситуациях, не связанных с получением налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

4. СУБСИДИАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ФАКТИЧЕСКИХ УЧРЕДИТЕЛЕЙ

Прямо предусматривается полномочие налоговых органов взыскивать убытки с учредителей (участников) юридического лица или других лиц, которые давали обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом определяли его действия, что повлекло недоплату обязательных платежей.

Комментарий «Пепеляев Групп»


При сознательном сокрытии лиц, контролирующих налогоплательщика, риск привлечения к ответственности возникает для любого лица, чья причастность к управлению налогоплательщиком может быть доказана.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Законопроектом предлагается ужесточить требования налогового законодательства, ввести новые обязанности налогоплательщиков, предоставить широкие полномочия налоговым органам. Без серьезной переработки данный законопроект значительно увеличит налоговые риски, повысит административную нагрузку и в целом ухудшит положение всех налогоплательщиков. В связи с этим ассоциации бизнеса могут направить в Государственную Думу и другие федеральные органы власти свои замечания на законопроект.

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:


в Москве – к Ивану Хаменушко, Старшему партнеру, по тел.: (495) 967-00-07 либо по i.khamenuchko@pgplaw.ru;

Петру Попову, Ведущему юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо p.popov@pgplaw.ru;

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

05.04.2024

Мотивированное мнение - акт официального толкования права, который можно обжаловать в суде?

Из ролика вы узнаете является ли мотивированное мнение актом официального толкования и можно ли в этом качестве обжаловать его в суде.

Смотреть

07.05.2024

Как доказать реальность сделки при налоговой проверке

Налоговая обвинила компанию в фальшивых отношениях с субподрядчиком, доначислила НДС и оштрафовала. Инспекция посчитала,...

06.05.2024

Налоговые новости. Дайджест 22 апреля - 5 мая 2024 г.

Главные новости: Упрощено подтверждение нулевой ставки НДС при экспорте; Подписан закон о повышении НДПИ на...

03.05.2024

Требования и перечень документов для получения средств со счетов типа «С» иностранного номинального держателя и иностранного платежного агента

16 апреля 2024 г. опубликованы Решения Совета директоров Банка России, которые устанавливают перечень сведений и документов...

25.04.2024

АКРА оценила эффект для бюджета от налоговой реформы

Рейтинговое агентство АКРА оценило возможное влияние налоговой прогрессии в России с 2025 года на доходы бюджета: каждый...