Загрузка...

Правила идентификации клиентов при розничной купле-продаже ювелирных изделий изменены

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что с 30 января 2021 г. вступили в силу положения Федерального закона от 30.12.2020 № 536-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 536-ФЗ). 

Данные положения изменили некоторые правила идентификации клиентов, предусмотренные Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – ФЗ «О противодействии легализации»). 

Изменения актуальны, в том числе, для организаций, осуществляющих куплю-продажу ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней (далее – ювелирные изделия). 

Напомним, ФЗ «О противодействии легализации» обязывает продавцов ювелирных изделий соблюдать ряд требований, в том числе:
  • разрабатывать и утверждать правила внутреннего контроля (п. 2 ст. 7);
  • направлять в Росфинмониторинг сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю (п. 4 ст. 6);
  • проводить идентификацию клиентов (подп. 1 п. 1 ст. 7).
Идентификация – это совокупность мероприятий по установлению определенных в ФЗ «О противодействии легализации» сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем (ст. 3 ФЗ «О противодействии легализации»). 

Идентификацию необходимо проводить в следующих случаях (п. 1.4-2 ст. 7 ФЗ «О противодействии легализации»):
  • Покупка физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на сумму, превышающую 40 000 руб., либо сумму в иностранной валюте, эквивалентно превышающую 40 000 руб.
  • Покупка физическим лицом с использованием персонифицированного электронного средства платежа (банковской карты, электронного кошелька) ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розницу на сумму, превышающую 200 000 руб., либо сумму в иностранной валюте, эквивалентно превышающую 200 000 руб.
  • В указанных выше случаях, если сумма покупки равна (или меньше) 40 000 и 200 000 руб. соответственно, но у работников организации возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма) (далее – ОД / ФТ).
В отношении клиентов – физических лиц организации обязаны устанавливать следующие сведения (абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 7 ФЗ «О противодействии легализации»):
  • фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • дата рождения;
  • гражданство;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность: серия (при наличии) и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ, и код подразделения (при наличии);
  • данные миграционной карты (для иностранных граждан и лиц без гражданства);
  • данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
  • адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;
  • идентификационный номер налогоплательщика (при наличии).
Наиболее удобный способ фиксации сведений о клиенте – заполнение анкеты. При этом организации имеют полное право требовать от клиента предоставления всех документов, необходимых для его идентификации. 

Конкретный порядок идентификации, действующий в организации, устанавливается в локальных нормативных актах, в том числе правилах внутреннего контроля. 

Изменения в правилах идентификации клиентов в связи с вступлением в силу Закона № 536-ФЗ

До вступления в силу Закона № 536-ФЗ организации могли отказать клиенту в проведении операции (сделки) на следующих основаниях (п. 11 ст. 7 ФЗ «О противодействии легализации»):
  • У работников возникли подозрения, что операция совершается в целях ОД/ФТ.
  • Клиент не представил документы, необходимые для его идентификации.
С 30 января 2021 г. непредставление клиентом документов, необходимых для идентификации, исключается из перечня оснований для отказа в проведении операции (подп. «е» п. 3 ст. 2 Закона № 536-ФЗ). При этом организации по-прежнему могут отказать клиенту, если возникли подозрения в незаконном характере операции: отказ клиента в предоставлении запрошенных документов и информации является одним из признаков необычной сделки, в отношении которой могут возникнуть подозрения[1]

Однако уже 1 сентября 2021 г. для организаций вводится прямая обязанность отказать клиенту в приеме на обслуживание (подп. «в» п. 3 ст. 2 Закона № 536-ФЗ) в случае непроведения идентификации, неустановления предусмотренной законом информации, в том числе если клиент не представил требуемые документы. 

Также в ФЗ «О противодействии легализации» появляется требование в течение 5 дней направить клиенту, которому было отказано в проведении операции, информацию о дате и причинах принятия соответствующего решения в порядке, установленном договором с клиентом или действующими в организации публичными правилами (подп. «и» п. 3 ст. 1 Закона №536-ФЗ). Кроме того, уменьшен срок рассмотрения полученных от клиента документов об отсутствии (устранении) оснований для отказа в проведении операции с 10 до 7 рабочих дней (подп. «л» п. 3 ст. 1 Закона № 536-ФЗ). 

О чем подумать, что сделать

Указанные изменения напрямую повлияют на содержание локальных нормативных актов организаций: правил внутреннего контроля и иных документов, регламентирующих проведение идентификации клиентов. Организации должны привести данные документы в соответствие с новыми требованиями ФЗ «О противодействии легализации»[2]

Несоответствие между нормами законодательства и содержанием локальных нормативных актов может послужить основанием для привлечения организаций к ответственности со стороны надзорных органов, в том числе государственных инспекций пробирного надзора. 

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать всестороннюю юридическую поддержку организациям, осуществляющим деятельность в сфере производства и купли-продажи ювелирных изделий. 

В спектр услуг «Пепеляев Групп» входит:
  • Консультирование по правовым рискам.
  • Юридическое содействие на всех этапах обращения драгоценных металлов, драгоценных камней и ювелирных изделий.
  • Сопровождение при проведении проверок надзорными органами.



[1] Приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок».
[2] Информационное письмо Росфинмониторинга от 03.09.2012 № 20 «Вопросы, связанные с применением Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667».

Возврат к списку

Отправить статью

Для получения доступа к Обзорам судебной практики по налоговым спорам необходимо оформить подписку.

Год

30000 рублей + НДС

Подписаться
Я уже подписчик

Необходимо авторизоваться чтобы получить доступ

Авторизоваться

По вопросам подписки обращайтесь, пожалуйста, к Маргарите Завязочниковой
E-mail: m.zavyazochnikova@pgplaw.ru
Nел. +7 (495) 767 00 07

28.09.2022
Александр Виноградов в «Топ 100 директоров по персоналу»
28.09.2022
Елена Соколовская выступила на Антимонопольном форуме 2022
15.09.2022
Внесудебное урегулирование спора между двумя клиентами компании
15.09.2022
Сайт «Пепеляев Групп» признан лучшим среди российских юридических фирм
07.09.2022
Наталья Присекина рассказала на ВЭФ о Международном коммерческом арбитражном суд...
07.09.2022
«Пепеляев Групп» оказала правовую поддержку АО «КТК-Р» в ходе судебного разбират...
02.09.2022
Усиление IP-практики «Пепеляев Групп»
29.08.2022
Юристы «Пепеляев Групп» провели семинар для корейского бизнеса во Владивостоке