Загрузка...
04.02.2021
4 мин. на чтение

Правила идентификации клиентов при розничной купле-продаже ювелирных изделий изменены

en
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что с 30 января 2021 г. вступили в силу положения Федерального закона от 30.12.2020 № 536-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 536-ФЗ). 

Данные положения изменили некоторые правила идентификации клиентов, предусмотренные Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – ФЗ «О противодействии легализации»). 

Изменения актуальны, в том числе, для организаций, осуществляющих куплю-продажу ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней (далее – ювелирные изделия). 

Напомним, ФЗ «О противодействии легализации» обязывает продавцов ювелирных изделий соблюдать ряд требований, в том числе:
  • разрабатывать и утверждать правила внутреннего контроля (п. 2 ст. 7);
  • направлять в Росфинмониторинг сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю (п. 4 ст. 6);
  • проводить идентификацию клиентов (подп. 1 п. 1 ст. 7).
Идентификация – это совокупность мероприятий по установлению определенных в ФЗ «О противодействии легализации» сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем (ст. 3 ФЗ «О противодействии легализации»). 

Идентификацию необходимо проводить в следующих случаях (п. 1.4-2 ст. 7 ФЗ «О противодействии легализации»):
  • Покупка физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на сумму, превышающую 40 000 руб., либо сумму в иностранной валюте, эквивалентно превышающую 40 000 руб.
  • Покупка физическим лицом с использованием персонифицированного электронного средства платежа (банковской карты, электронного кошелька) ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розницу на сумму, превышающую 200 000 руб., либо сумму в иностранной валюте, эквивалентно превышающую 200 000 руб.
  • В указанных выше случаях, если сумма покупки равна (или меньше) 40 000 и 200 000 руб. соответственно, но у работников организации возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма) (далее – ОД / ФТ).
В отношении клиентов – физических лиц организации обязаны устанавливать следующие сведения (абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 7 ФЗ «О противодействии легализации»):
  • фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • дата рождения;
  • гражданство;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность: серия (при наличии) и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ, и код подразделения (при наличии);
  • данные миграционной карты (для иностранных граждан и лиц без гражданства);
  • данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
  • адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;
  • идентификационный номер налогоплательщика (при наличии).
Наиболее удобный способ фиксации сведений о клиенте – заполнение анкеты. При этом организации имеют полное право требовать от клиента предоставления всех документов, необходимых для его идентификации. 

Конкретный порядок идентификации, действующий в организации, устанавливается в локальных нормативных актах, в том числе правилах внутреннего контроля. 

Изменения в правилах идентификации клиентов в связи с вступлением в силу Закона № 536-ФЗ

До вступления в силу Закона № 536-ФЗ организации могли отказать клиенту в проведении операции (сделки) на следующих основаниях (п. 11 ст. 7 ФЗ «О противодействии легализации»):
  • У работников возникли подозрения, что операция совершается в целях ОД/ФТ.
  • Клиент не представил документы, необходимые для его идентификации.
С 30 января 2021 г. непредставление клиентом документов, необходимых для идентификации, исключается из перечня оснований для отказа в проведении операции (подп. «е» п. 3 ст. 2 Закона № 536-ФЗ). При этом организации по-прежнему могут отказать клиенту, если возникли подозрения в незаконном характере операции: отказ клиента в предоставлении запрошенных документов и информации является одним из признаков необычной сделки, в отношении которой могут возникнуть подозрения[1]

Однако уже 1 сентября 2021 г. для организаций вводится прямая обязанность отказать клиенту в приеме на обслуживание (подп. «в» п. 3 ст. 2 Закона № 536-ФЗ) в случае непроведения идентификации, неустановления предусмотренной законом информации, в том числе если клиент не представил требуемые документы. 

Также в ФЗ «О противодействии легализации» появляется требование в течение 5 дней направить клиенту, которому было отказано в проведении операции, информацию о дате и причинах принятия соответствующего решения в порядке, установленном договором с клиентом или действующими в организации публичными правилами (подп. «и» п. 3 ст. 1 Закона №536-ФЗ). Кроме того, уменьшен срок рассмотрения полученных от клиента документов об отсутствии (устранении) оснований для отказа в проведении операции с 10 до 7 рабочих дней (подп. «л» п. 3 ст. 1 Закона № 536-ФЗ). 

О чем подумать, что сделать

Указанные изменения напрямую повлияют на содержание локальных нормативных актов организаций: правил внутреннего контроля и иных документов, регламентирующих проведение идентификации клиентов. Организации должны привести данные документы в соответствие с новыми требованиями ФЗ «О противодействии легализации»[2]

Несоответствие между нормами законодательства и содержанием локальных нормативных актов может послужить основанием для привлечения организаций к ответственности со стороны надзорных органов, в том числе государственных инспекций пробирного надзора. 

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать всестороннюю юридическую поддержку организациям, осуществляющим деятельность в сфере производства и купли-продажи ювелирных изделий. 

В спектр услуг «Пепеляев Групп» входит:
  • Консультирование по правовым рискам.
  • Юридическое содействие на всех этапах обращения драгоценных металлов, драгоценных камней и ювелирных изделий.
  • Сопровождение при проведении проверок надзорными органами.



[1] Приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок».
[2] Информационное письмо Росфинмониторинга от 03.09.2012 № 20 «Вопросы, связанные с применением Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667».

Вас также может заинтересовать

skill

24.06.2021

Предпроверочные мероприятия налогового контроля: за и против, 3 часть

Эксперты разобрали преимущества, недостатки и побочные эффекты побудительных мероприятий налогового контроля, а также интересный кейс, в котором компания пошла на коррект...

Смотреть

03.02.2023

Принят закон, расширяющий основания для введения «золотой акции»

11 января 2023 г. вступил в силу Федеральный закон, расширяющий возможности использования специального права государства...

30.01.2023

Уточнены основания проведения внеплановых проверок в условиях моратория в 2023 году

Принято Постановление Правительства РФ, которым внесены изменения в порядок организации и проведения госконтроля (надзор...

25.01.2023

В Лесной кодекс внесены поправки в части аренды лесных участков

Принят Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. № 600-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации»,...

19.01.2023

Правительство расширило и продлило смягчение требований в сфере земельного регулирования

Принято Постановление Правительства РФ от 30.12.2022 № 2536, которым уточнены особенности регулирования земельных отношений,...

X

25 антикризисных задач

которые мы можем решить
вместе с вами


Узнать