Суть изменений: новая ст. 56.1 НК РФ
С 1 января 2026 г. Налоговый кодекс РФ дополняется ст. 56.1 «Особенности применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот, пониженных тарифов страховых взносов». Она устанавливает единые требования для применения всех видов налоговых преференций, предоставляемых резидентам территорий опережающего развития, свободного порта Владивосток, Арктической зоны РФ, особых экономических зон, СЭЗ в Крыму и Севастополе, ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях.Ранее право на льготы возникало автоматически при получении статуса. Новая ст. 56.1 НК РФ вводит механизм ежегодного подтверждения права на льготы. Это затрагивает применение пониженных ставок налога на прибыль (0%, 12%), льгот по налогу на имущество, земельному налогу, НДПИ и пониженных тарифов страховых взносов (7,6% вместо 30%).
Важно! Новая статья применяется только к налогоплательщикам, получившим статус после 1 января 2026 г. Организации со статусом, полученным до этой даты, продолжают применять льготы в прежнем порядке.
Три обязательных условия для сохранения права на льготы
Чтобы сохранить право на налоговые преференции, организации должны одновременно соответствовать трем требованиям, которые проверяются ежегодно по состоянию на 31 декабря.1. Отчетная дисциплина
Организация не должна привлекаться дважды в течение двух последовательных календарных лет к ответственности за непредставление или несвоевременное представление бухгалтерской отчетности. Если организация допустит два нарушения, например, в 2026 и 2027 г., она утратит право на все налоговые льготы в 2028 г.2. Выполнение обязательств по инвестиционному соглашению
Организация должна выполнять обязательства, установленные соглашением об осуществлении деятельности. Ключевая особенность: перечень контролируемых показателей и допустимые отклонения определяются законом субъекта РФ, который должен быть принят не позднее 1 декабря 2026 г.Это создает наибольшую правовую неопределенность. До принятия региональных законов невозможно определить, какие именно показатели (объем инвестиций, количество рабочих мест, объем производства) будут проверяться и какие отклонения будут допустимыми (10%, 20% или 30%).
3. Инвестиционная активность
Отношение объема капитальных вложений и расходов на НИОКР к величине полученных налоговых преференций (ТВмакс) должно быть ≥ 1. Субъекты РФ могут установить иное значение, в том числе нулевое.Формула: (капитальные вложения + расходы на НИОКР) / ТВмакс ≥ 1
Несоответствие хотя бы одному требованию влечет утрату права на все льготы на весь календарный год, следующий за годом нарушения. Право восстанавливается при устранении нарушений.
Комментарий «Пепеляев Групп»
Делегирование полномочий по определению критериев оценки на региональный уровень создает риск неравного правового положения налогоплательщиков в разных преференциальных зонах. Инвесторам, планирующим получение статуса в 2026 г., рекомендуем воздержаться от окончательных решений до принятия региональных законов.
Показатель ТВмакс и полномочия субъектов РФ
ТВмакс – это совокупная величина налоговых преференций, полученных организацией за счет льготных режимов. Это сумма налогов и взносов, которую организация сэкономила благодаря статусу резидента, рассчитанная нарастающим итогом с момента начала применения льгот.Для ТОР и СПВ: ТВмакс = (налог на прибыль по стандартным ставкам – налог по льготным ставкам).
Для ОЭЗ: ТВмакс = (экономия по налогу на прибыль) + (экономия по налогу на имущество) + (экономия по земельному налогу).
Для СЭЗ в Крыму: ТВмакс также включает экономию по страховым взносам.
Например, резидент ТОР за 2026–2028 гг. получил прибыль 300 млн руб. Уплатил налог по ставке 0% – 0 руб. По ставке 20% было бы 60 млн руб. ТВмакс = 60 млн руб. Чтобы сохранилось право на льготы, нужны инвестиции не менее 60 млн руб.
Какие инвестиции учитываются:
- расходы на создание основных средств;
- расходы на НИОКР.
- легковые автомобили;
- покупка основных средств у взаимозависимых лиц;
- расходы за счет бюджетных субсидий.
Полномочия субъектов РФ
Субъекты РФ могут существенно изменить требования.По показателям соглашения: регион определяет, какие показатели будут проверяться (два-три ключевых или все) и допустимые отклонения (5–10% или 20–30%).
По соотношению инвестиций и льгот: регион может установить:
- коэффициент < 1 (например, 0,5 – достаточно инвестировать 50% от льгот);
- нулевой коэффициент (полная отмена контроля инвестиций);
- коэффициент > 1 (например, 1,5 – инвестиции должны в полтора раза превышать льготы).
Комментарий «Пепеляев Групп»
Существует риск как «гонки на понижение» (регионы установят нулевые требования, и механизм не заработает), так и чрезмерно жестких региональных требований, которые сделают преференциальные режимы непривлекательными.
Новая отчетность и механизм утраты права на льготы
Обязанность по представлению расчета
Налогоплательщики обязаны ежегодно, не позднее 25 марта, представлять в налоговый орган расчет объема капитальных вложений, расходов на НИОКР и величин ТВмакс по каждому виду налогов. Непредставление расчета может само по себе привести к утрате права на льготы.Механизм утраты права
При несоответствии хотя бы одному требованию налогоплательщик утрачивает право на применение всех налоговых льгот в следующем календарном году. Это означает:- налог на прибыль по ставке 20% вместо 0% или 12%;
- налог на имущество по ставке до 2,2%;
- земельный налог по ставке до 1,5%;
- НДПИ по полной ставке (для ОЭЗ Магаданской области и ТОР);
- страховые взносы по тарифу 30% вместо 7,6% ретроспективно с начала года.
Переходный период
Требования ст. 56.1 НК РФ не применяются в течение двух лет с момента получения статуса:Год получения статуса | Льготный период | Первая проверка | Возможная утрата льгот |
2026 | 2026–2027 | 31.12.2027 | 2028 |
2027 | 2027–2028 | 31.12.2028 | 2029 |
2028 | 2028–2029 | 31.12.2029 | 2030 |
Двухлетний мораторий учитывает время на запуск производства. Однако льготы в этот период все равно получаются и суммы учитываются в ТВмакс.
О чем подумать, что сделать
Введение ст. 56.1 НК РФ существенно меняет правила для будущих резидентов. Право на льготы становится условным и требует ежегодного подтверждения.Компаниям, планирующим получение статуса в 2026 г. и позднее, рекомендуем:
1. Пересмотреть финансовые модели. Заложить сценарии уплаты налогов по общим ставкам. Для многих проектов доначисление страховых взносов с тарифа 7,6% до 30% за год может составить суммы, сопоставимые с годовой прибылью.
2. Рассмотреть получение статуса до 1 января 2026 г., чтобы избежать новых требований. Однако не следует торопиться в ущерб качеству подготовки проекта.
3. Отложить решение до принятия региональных законов (до 1 декабря 2026 г.). Только после этого можно реально оценить риски. Принятие решений в условиях неопределенности крайне рискованно.
4. Начать переговоры с региональными властями о параметрах будущих региональных законов.
5. Разработать систему учета для раздельного отражения капитальных вложений, расходов на НИОКР и налоговых преференций.
6. Внедрить контроль за отчетной дисциплиной. Два нарушения за два года = утрата всех льгот на год.
7. Структурировать инвестиции правильно: минимизировать сделки с взаимозависимыми лицами, не покупать легковые автомобили, учитывать, что субсидии не считаются инвестициями.
Компаниям, уже являющимся резидентами, надо:
- подтвердить дату получения статуса – новые требования на вас не распространяются;
- рассмотреть расширение деятельности через существующие организации вместо создания новых.
- проанализировать инвестиционные соглашения и оценить реалистичность показателей;
- инициировать корректировку показателей в соглашениях для установления более реалистичных значений;
- создать финансовые резервы на случай временной утраты льгот;
- мониторить разработку региональных законов и участвовать в их обсуждении.
Помощь консультанта
Юристы «Пепеляев Групп» имеют значительный опыт консультирования по вопросам применения налоговых льгот в рамках специальных налоговых режимов.Мы готовы проконсультировать вас по вопросам, связанным с применением новых требований ст. 56.1 НК РФ, включая: анализ влияния законопроекта на финансовые модели проектов; разработку методологии расчета показателей; оценку рисков утраты права на льготы; подготовку изменений в инвестиционные соглашения; взаимодействие с региональными властями при разработке региональных законов; представление интересов при взаимодействии с управляющими компаниями и налоговыми органами; структурирование новых проектов с учетом требований ст. 56.1 НК РФ.
Быть в курсе изменений налогового законодательства поможет подписка на наши информационные рассылки и телеграм-канал PG_Tax.