Загрузка...
23.10.2025
5 мин. на чтение

Поправки в НК РФ, осень–2025: налоговое администрирование

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что в Госдуму внесен правительственный законопроект № 1026190-8 об изменениях Налогового кодекса РФ. Помимо широко известных мер, таких как повышение ставки НДС до 22%, он предусматривает иные важные изменения. В ближайшие дни ожидается первое чтение законопроекта. На поправки может остаться меньше месяца.

Рассмотрим предлагаемые новшества налогового администрирования.

1. Стадия рассмотрения материалов проверки превращается в возобновление проверки, а иногда и ее расширение

В законопроекте предложено допустить осмотр и выемку при рассмотрении материалов налоговой проверки (изменения подп. 3 п. 1 ст. 31, новый подп. 4 п. 1 ст. 92, изменения п. 1 ст. 94 НК РФ). В ходе рассмотрения проводить осмотр или выемку невозможно. По-видимому, имеется в виду предложенное в законопроекте расширение круга дополнительных мероприятий налогового контроля упомянутыми действиями (изменение п. 6 ст. 101 НК РФ).

Если проверка, материалы которой рассматриваются, была выездной, то такой подход означает по сути ее полноценное возобновление.

Если проверка, материалы которой рассматриваются, была камеральной, а такие действия при ее проведении, как правило, не допускаются, то такой подход означает по сути назначение ускоренной выездной проверки.

Комментарий «Пепеляев Групп»

Предложенные меры позволят налоговым органам устранять недочеты проверок на стадии рассмотрения их материалов и увеличат надзорную нагрузку на проверяемых лиц. Это требует уравновесить интересы сторон. Например, бизнес мог бы поставить вопрос об ограничении оснований или отмене повторных проверок вышестоящих органов в порядке контроля за нижестоящими.



2. Материалы проверок будут рассматривать по конференц-связи

В законопроекте предложено допустить рассмотрение материалов проверки по видео-конференц-связи (новый абзац п. 2 ст. 101 НК РФ).

Это может снизить издержки налогоплательщиков, когда крупнейшие из них могут состоять на учете в специализированных инспекциях вне своего региона, а для территориальных налоговых органов вводится двухзвенная система, вместо инспекций с налогоплательщиками работают напрямую управления ФНС России по регионам.

3. Штрафы предложено снижать не более чем в 10 раз

В законопроекте предложено ограничить снижение штрафов при выявлении смягчающих обстоятельств не более чем в 10 раз (п. 3 ст. 114 НК РФ).

Это изменение соответствует тенденциям практики налоговых органовПо неофициальным данным, подход к применению смягчающих обстоятельств ужесточен письмом ФНС России от 30.05.2025 № БВ-5-7/888дсп@ (не опубликовано).. КС РФ допускает установление предела штрафа, ниже которого его нельзя снизитьПостановление КС РФ от 25.02.2014 № 4-П..

Однако в НК РФ нет правил, действующих при назначении административных наказаний в общем порядке, таких как поглощение санкций (ч. 2, 5 ст. 4.4 КоАП РФ) и назначение штрафа ниже низшего предела (ч. 2.2, 2.3, 3.2, 3.3, 3.5 ст. 4.1, ст. 4.1.1, 4.1.2, ч. 2, 3, 5 ст. 4.4 КоАП РФ).

Новое правило может повлечь рост конфликтности при назначении штрафов в существенном фиксированном размере за ряд однородных нарушений, таких как непредставление финансовой отчетности контролируемых иностранных компаний (п. 11 ст. 126 НК РФ) или сведений об открытии банковских счетов (ст. 132 НК РФ). Такие нарушения иногда обусловлены техническими сбоями.

Комментарий «Пепеляев Групп»

Назрела универсализация подходов к назначению штрафов в процедурах налогового администрирования и в КоАП РФ.

 
Все упомянутые изменения предложено ввести в действие через девять месяцев после опубликования закона (при его принятии в предложенной редакции).

4. Вводится экстерриториальное рассмотрение жалоб

В законопроекте предложено допустить рассмотрение жалоб не вышестоящим налоговым органом по заранее установленной территориальной компетенции, а любым уполномоченным ФНС России вышестоящим органом (п. 1 ст. 138, п. 1 ст. 139 НК РФ). Это призвано уравновесить загрузку вышестоящих органов.

В свете заявлений руководства ФНС России о предстоящем введении очного рассмотрения жалоб можно ожидать, что при экстерриториальности будет шире применяться видео-конференц-связь.

Экстерриториальное рассмотрение может повысить скорость рассмотрения жалоб, однако вряд ли заметно изменит долю удовлетворяемых жалоб, так как, скорее всего, сохранятся единообразные подходы к их рассмотрению.

5. Смягчается процедура получения отсрочек и рассрочек

В законопроекте существенно смягчаются условия отсрочки или рассрочки погашения налоговой задолженности:
  • для оценки сезонности производства и реализации устанавливается порог колебания объемов более 50% (абзац двадцать первый п. 2 ст. 11 НК РФ); сейчас сезонным признается производство, полностью останавливаемое;
  • в обеспечение уплаты задолженности, которая сформирована по итогам проверки, будет допускаться не только банковская гарантия (утрачивает силу абзац второй п. 6 ст. 64 НК РФ);
  • иные налоговые нарушения будут основанием отказа в отсрочке или рассрочке лишь при их значительности: более 10% задолженности, на которую запрошена рассрочка, или более 100 тыс. руб. (новые подп. 7, 8 п. 1 ст. 62 НК РФ);
  • не нужны будут выписки по банковским счетам, налоговый орган получит требуемые данные самостоятельно (изменения п. 4 ст. 64 НК РФ);
  • при отмене отсрочки или рассрочки задолженность появится на едином налоговом счете только через месяц (новый подп. 8.1 п. 7 ст. 11.3 НК РФ).
Однако сохранены иные ограничения, препятствующие отсрочке и рассрочке:
  • оспаривание доначислений как основание отказа заявителю (подп. 2 п. 2 ст. 62 НК РФ);
  • начисление процентов на пени и штрафы (п. 4 ст. 64 НК РФ);
  • обязательное подтверждение единственного показателя как основания рассрочки уплаты доначисленной задолженности (если поступления за три месяца меньше краткосрочных обязательств, уменьшенных на доходы будущих периодов) вместо многофакторного анализаПриказ Минэкономразвития России от 14.03.2023 № 169. (абзац седьмой п. 5 ст. 64 НК РФ);
  • ограничение рассрочки максимально длительностью в три года (п. 1 ст. 64 НК РФ), хотя иногда погасить задолженность объективно возможно за большее время.

Комментарий «Пепеляев Групп»

В условиях тенденций судебной практики, при которых доначисления налогов, как правило, признаются судами обоснованными, желательно устранять лишние препятствия рассрочкам погашения задолженности.


  

О чем подумать, что сделать

При принятии рассматриваемых изменений НК РФ вероятно, что трудозатраты на сопровождение процедур налогового администрирования возрастут. Однако могут снизиться затраты на посещение процедур рассмотрения материалов проверки, а рассмотрение жалоб может ускориться.

До второго чтения в законопроект могут вноситься поправки, в том числе такую инициативу могут проявить деловые объединения.

Помощь консультанта

Мы готовы проконсультировать вас по любым практическим вопросам, связанным с рассмотренными выше изменениями НК РФ. В частности, у наших юристов многолетний опыт сопровождения налоговых проверок. Мы обладаем опытом успешной разработки и сопровождения законотворческих инициатив, возможных в том числе на стадии доработки законопроектов.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

26.03.2025

Споры об отказе в возврате сальдо ЕНС: тень невыученных уроков. Сергей Пепеляев и Сергей Савсерис

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Пепеляева с автором статьи «Споры об отказе в возврате сальдо ЕНС: тень невыученных уроков» Сергеем Савсерисом.

Смотреть

23.10.2025

Поправки в НК РФ: применение инвестиционных налоговых льгот

Вводится новый механизм контроля за применением инвестиционных налоговых льгот. Изменения внесены законопроектом, предус...

23.10.2025

Поправки в НК РФ, осень–2025: отдельные налоги

В Государственную Думу внесен правительственный законопроект об изменениях Налогового кодекса РФ. Рассмотрим предлагаемы...

23.10.2025

Поправки в НК РФ, осень–2025: исчисление и уплата налогов

В Госдуму внесен правительственный законопроект об изменениях Налогового кодекса РФ.

21.10.2025

Планируются масштабные поправки в регулировании ИТ-отрасли

Готовятся существенные поправки в законодательство применительно к ИТ-отрасли. Изменения затронут налоговую, антимонопол...