Расширение предмета выездной налоговой проверки участника РИП
В соответствии с новыми правилами в предмет выездной налоговой проверки войдет также выполнение участником РИП обязательств, предусмотренных инвестиционной декларацией, в том числе в части сумм финансирования капитальных вложений РИП (п. 1 ст. 89.2 НК РФ)[1].Налоговые органы в ходе проверок и ранее проверяли выполнение участниками РИП их обязательств по финансированию РИП, поскольку осуществление капитальных вложений в размере не ниже указанного в законе уровня – одно из требований к РИП в соответствии с пп. 4, 4.1 ст. 25.8 НК РФ.
Согласно новой формулировке п. 1 ст. 89.2 НК РФ в полномочия проверяющих входит также проверка:
- соответствия капитальных вложений участника РИП не только минимальному размеру, указанному в Кодексе (не менее 50 млн рублей за 3 года или 500 млн за 5 лет) или законе субъекта РФ, но и размеру инвестиций, заявленных в инвестиционной декларации;
- выполнения участником РИП иных обязательств, предусмотренных инвестиционной декларацией (ассортимент товаров, количество создаваемых новых рабочих мест, соблюдение сроков реализации проекта и др.).
Прекращение права на применение налоговых льгот
Одновременно с расширением предмета выездной налоговой проверки вносятся дополнения в п. 3 ст. 25.12-1 НК РФ, которым определены налоговые последствия утраты статуса участника РИП.Теперь, если в ходе налоговой проверки будет выявлено невыполнение участником РИП обязательств, предусмотренных инвестиционной декларацией, в том числе в части сумм финансирования капитальных вложений РИП, применение льгот по налогу на прибыль и НДПИ будет прекращено с начала налогового периода, в котором данным участником было допущено такое несоответствие.
Анализ указанных поправок позволяет говорить о недочетах в законодательной технике. Изменяемая норма распространяется на участников РИП, для которых не требуется включение в реестр и которые не подают инвестиционные декларации: они применяют налоговые льготы на основании поданных заявлений (п. 1 ст. 25.11, п. 1 ст. 25.12-1 НК РФ).
Также неясна цель поправок: во-первых, «внереестровые» участники РИП получают соответствующий статус постфактум (уже после того, как капитальные вложения осуществлены), во-вторых, закон и ранее (до анализируемых поправок) предусматривал аналогичные последствия, если проверкой выявлено несоответствие проекта установленным требованиям. Можно предположить, что поправки предназначались «реестровым» участникам РИП, которые для включения в реестр представляют инвестиционные декларации. В таком случае, возможно, поправки были нацелены на уточнение последствий прекращения статуса «реестрового» участника РИП: если обязательства, предусмотренные инвестиционной декларацией не выполнены, то налог восстанавливается, начиная с периода, в котором допущено несоответствие, а не с момента включения организации в реестр. В то же время статьи о последствиях утраты статуса для «реестровых» участников РИП в части уплаты налога на прибыль не изменились. Прекращение статуса на основании решения по результатам налоговой проверки по-прежнему предполагает восстановление и уплату в бюджет налога на прибыль за весь период нахождения организации в реестре. Поэтому если истинной целью законодателя было улучшение положения инвестора, то принятые изменения этой цели не достигли. |
Прекращение статуса участника РИП и восстановление НДПИ
До последнего времени Кодекс не устанавливал специальных правил о последствиях, связанных с уплатой НДПИ, при прекращении статуса участника РИП: применялись общие нормы НК об уплате налога с нарушением срока уплаты.Анализируемым законом ст. 342.3 НК РФ дополняется пунктом седьмым, в соответствии с которым в случае прекращения статуса участника РИП по решению суда НДПИ подлежит перерасчету без применения льготы, начиная с того налогового периода, в котором льгота была применена впервые, за исключением случая, если участником РИП выполнены предусмотренные инвестиционной декларацией обязательства.
Таким образом, предполагается, что прекращение статуса участника РИП влечет обязанность уплатить в бюджет всю «сэкономленную» сумму НДПИ за весь период использования льготы. Однако если при этом инвестор выполнил обязательства в соответствии с инвестиционной декларацией, действуют общие правила, позволяющие взыскать неуплаченную сумму налога не более чем за три года.
Применение новых норм на практике может столкнуться со значительными сложностями.
Во-первых, налоговые последствия ставятся законом в зависимость от выполнения обязательств в соответствии с инвестиционной декларацией, которая предусматривает не только сроки и объем капитальных вложений, но и нефинансовые показатели. В результате формальное несоответствие заявленным показателям может повлечь лишение участника РИП налоговых льгот даже при выполнении требований к необходимому объему инвестиций. Во-вторых, буквальное толкование п. 7 ст. 342.3 НК РФ позволяет утверждать, что новые правила распространяются только на случаи «прекращения статуса участника РИП по решению суда». Между тем, для прекращения статуса участника РИП решения суда не требуется, если только организация не банкрот (п. 4 ст. 25.12 НК РФ). Поэтому неясно, какие правила должны применяться ко всем остальным случаям прекращения статуса участника РИП. Не исключаем, что на практике взыскание всего «сэкономленного» НДПИ с высокой долей вероятности будет применяться во всех случаях прекращения статуса участника РИП, в том числе и на основании решения налогового органа, принятого по результатам налоговой проверки. |
О чем подумать, что сделать
Вопрос о том, применимы ли новые правила к уже реализуемым инвестиционным проектам, достаточно неоднозначен. С одной стороны, Налоговым кодексом не предусмотрена «стабилизационная» оговорка для отношений в рамках РИП. С другой стороны, использование льгот на период реализации инвестиционного проекта относится к длящимся налоговым правоотношениям. Принимая во внимание принцип стабильности, закрепленный инвестиционным законодательством, в период действия таких отношений новый закон, ухудшающий положение инвестора, применяться не может.Полагаем, что каждая ситуация требует отдельного анализа. Учитывая масштабность налоговых последствий в случае несоответствия участника РИП инвестиционным условиям, бизнесу следует взвешенно подходить к принятию решений о включении в реестр участников РИП, а в последующем – тщательно контролировать реализацию инвестиционного проекта с точки зрения соответствия заявленным требованиям.