Загрузка...
13.10.2020
4 мин. на чтение

Подготовлен протокол об изменении СИДН с Люксембургом

en
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Правительство РФ подготовило проект Протокола к СИДН с Люксембургом, предполагающий изменения в налогообложении дивидендных и процентных доходов.

Протокол, предполагающий изменения в СИДН с Люксембургом, практически аналогичен измененному протоколу к СИДН с Кипром.

Льготную ставку 5 % по дивидендам смогут получить:
  • институциональные инвесторы, такие как пенсионные фонды и страховые учреждения;
  • правительство и его политические подразделения;
  • публичные компании, не менее 15 % голосующих акций которых находятся в открытом обращении, при этом доля прямого участия такой компании в выплачивающей проценты организации на протяжении 365 календарных дней составляет не менее 15 %;
  • Центральный банк.

Дивидендные доходы иных лиц будут подлежать налогообложению у источника по ставке 15%.

comment.jpgТаким образом, те лица, которые ранее могли претендовать на ставку 5 % в силу выполнения критериев участия и вложения денежных средств в уставный капитал российского общества, с 1 января 2021 г. утратят эту возможность, и выплаченные в адрес люксембургской компании дивиденды будут подлежать налогообложению по ставке 15 %. Такая ставка уже предусмотрена ст. 10 СИДН и применяется при выплате дивидендного дохода лицу, которое не выполняет критерии участия и/или инвестирования. Эта же ставка предусмотрена российским законодательством.

В отношении процентного дохода можно отметить следующее:

Во-первых, предполагаемый протокол к СИДН с Люксембургом, в отличие от иных протоколов (Кипр и Мальта), содержащих точечные изменения в статьях, полностью воспроизводит статью, посвященную налогообложению процентного дохода.

Во-вторых, при детальном прочтении статьи можно заметить, что появился новый пункт, относящийся к разграничению налогообложения процентного дохода, выплачиваемого постоянным представительством. Данный пункт (п. 7 ст. 11 СИДН) устанавливает следующее:
  • считается, что проценты возникают в РФ, если плательщиком является налоговый резидент РФ;
  • если лицо, выплачивающее проценты, вне зависимости от резидентства, имеет постоянное представительство или постоянную базу, например, в Люксембурге, и представительство самостоятельно несет расходы по оплате задолженности, то считается, что проценты возникают в государстве, где находится представительство или постоянная база.

В-третьих, ранее СИДН с Люксембургом предполагал освобождение процентного дохода от налога у источника. Теперь таким освобождением могут воспользоваться исключительно:
  • институциональные инвесторы;
  • банки;
  • лица получающие проценты по котирующимся на зарегистрированной фондовой бирже облигациям (государственным, корпоративным или еврооблигациям);
  • правительство и его политические подразделения;
  • Центральный банк.

Процентные доходы иных лиц, кроме публичных компаний при соблюдении условий, будут подлежать налогообложению у источника по ставке 15 %.

comment.jpg
До сих пор остается неясным и размытым термин «зарегистрированная фондовая биржа» в отношении освобождения процентного дохода по котирующимся ценным бумагам. Согласно п. 2 ст. 3 СИДН с Люксембургом термины, не установленные СИДН, должны трактоваться в соответствии с национальным законодательством. 

Термин «зарегистрированная фондовая биржа» в ст. 3 СИДН с Люксембургом отсутствует. Также данный термин отсутствует как в НК РФ, так и в законодательстве о рынке ценных бумаг. Видимо, предполагается, что «зарегистрированной фондовой биржей» будет считаться фондовая биржа, включенная в перечень, утвержденный Указанием Банка России от 30.05.2017 № 4393-У. Ссылки на данный перечень содержатся как в ст. 11 НК РФ, так и в ст. 310 НК РФ. 

Также остается неясным и что вкладывается в термин «котирующиеся ценные бумаги» - обычный допуск ценной бумаги к торгам или обязательное нахождение в открытом обращении, как с акциями публичных компаний? 

Как указывалось ранее, изменениями предполагается льготная ставка в размере 5 % для публичных компаний, не менее 15% голосующих акций которых находятся в открытом обращении, и доля прямого участия такой компании в выплачивающей проценты организации на протяжении 365 календарных дней составляет не менее 15 %.

comment.jpgПункт 4 ст. 11, относящийся к публичным компаниям, как и аналогичное положение в Протоколе к СИДН с Кипром, содержит в себе неоднозначность. Он начинается со слов «Независимо от положений п. 1, 2 и 3…» и поэтому может пониматься как вводящий дополнительное ограничение для льготной ставки. Но такое понимание противоречило бы смыслу пунктов 1-3, а потому неудачность формулировки следует, видимо, отнести к недостаткам юридической техники.

Выводы и рекомендации

Предполагаемые протоколом изменения продолжают логику объявленных Президентом РФ мер по деофшоризации экономики. Изменения положений СИДН могут заставить бизнес задуматься о корпоративной реструктуризации, редомициляции в иные налоговые юрисдикции или САР, а также изменении структуры группового или иного финансирования.

Одним из предполагаемых изменений может выступить создание или покупка публичной компании на территории Кипра, Мальты или Люксембурга для применения льготной ставки 5 % по СИДН. 

Однако российское государство готово к такому развитию событий и в связи с этим фактом Правительство РФ указало в Основных направлениях налоговой политики на 2021 – 2023 гг. на необходимость борьбы со злоупотреблениями в части использования публичных компаний для получения налоговых преференций.

Помощь консультанта

Команда «Пепеляев Групп» готова предоставить свои услуги в области консультирования в части применения положений СИДН с Люксембургом, помощи в оценке редомициляции в иные юрисдикции или САР и ее фактическом исполнении, а также представлении интересов в административных и/или судебных спорах, связанных с применением положений международных соглашений.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

26.02.2024

Налоговая антология. Финал. Итоги 2023 года. Обзор основных изменений налогового законодательства

Из ролика вы узнаете об основных изменениях налогового законодательства

Смотреть

25.04.2024

АКРА оценила эффект для бюджета от налоговой реформы

Рейтинговое агентство АКРА оценило возможное влияние налоговой прогрессии в России с 2025 года на доходы бюджета: каждый...

25.04.2024

Непостижимая прогрессия: каким не должен быть подоходный налог в России

Возвращение к прогрессивной шкале НДФЛ может стать очень неудачным поворотом российской налоговой политики, считает управляющий...

24.04.2024

Развитие КИС АР выходит на новый этап

23 апреля в очном формате состоялось очередное заседание Совета ФПА РФ, на котором был утвержден ряд документов, в частности...

24.04.2024

Налоговый контроль: Что обсуждали на конференции

19 апреля в Hotel Continental Москва прошла ХII Практическая конференция «Налоговый контроль в 2024 году: главные тренды,...