Напомним, ст. 193.1 УК РФ предусматривает ответственность за перевод денежных средств в любой валюте на банковский счет нерезидента с представлением уполномоченному банку недостоверных документов.
Под недостоверными документами понимаются документы, содержащие заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода. На практике это понятие толкуется широко – по этой статье привлекают не только при совершении валютных операций по мнимым или притворным сделкам, но также и при завышении цены сделки или отсутствии их целесообразности (например, при совершении резидентом сделок с взаимозависимыми или подконтрольными офшорными компаниями).
В законопроекте два основных вида поправок:
1) Повышаются штрафы, ранее уже предусмотренные статьей в качестве одного из видов наказаний:
- штраф 200 000 – 500 000 руб. –> штраф 200 000 – 5 000 000 руб. (для основного состава);
- штраф до 1 000 000 руб. –> штраф 1 000 000 – 5 000 000 руб. (для квалифицированных составов – в частности, нарушений на сумму свыше 13,5 млн руб. за год и свыше 65 млн руб. за год);
- штраф в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет –> штраф в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от одного года до пяти лет (для основного состава).
- в размере 100 % суммы нарушения (для основного состава);
- в размере от 100 % до 300 % суммы нарушения (для квалифицированных составов).
Комментарий «Пепеляев Групп»
Штрафы в размере, кратном сумме нарушения, уже предусмотрены ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в качестве санкции за совершение незаконных валютных операций – как для организаций, так и для граждан. Но в ней размер штрафа – 20-40 % от суммы нарушения. При этом если физическое лицо наказывается не за свою собственную валютную операцию, а как должностное лицо, штраф ограничен верхним пределом 30 тыс. руб.
В случае принятия законопроекта на физическое лицо может быть наложен штраф по ст. 193.1 УК РФ в размере до 300 % суммы нарушения, помимо лишения свободы. Сейчас максимально возможный штраф по этой статье (по квалифицированному составу, в дополнение к лишению свободы) может быть назначен в размере до 1 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до пяти лет. То есть речь идет о серьезном ухудшении положения лиц, которые могут быть привлечены к ответственности: должностных лиц, иных сотрудников организаций, членов органов управления, участников, бенефициаров компаний, а также физических лиц, самостоятельно совершающих валютные операции.
Следует учитывать, что ФНС России как орган валютного контроля ориентирует нижестоящие органы сначала проверять вопрос о привлечении должностного лица к ответственности по ст. 193.1 УК РФ (направлять сообщение в правоохранительные органы) и лишь потом налагать штраф по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Сейчас в практике органов валютного контроля наблюдается тренд на признание платежей нерезиденту незаконными валютными операциями по мотиву, что они совершены по недостоверным документам. Подобные претензии влекут наложение штрафов по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. В валютный контроль постепенно переходит принцип «существо над формой», который раньше был характерен для налогового контроля.
Тренд усилился после принятия Верховным Судом РФ в 2024 г. Обзора судебной практики по вопросам применения ст. 15.25 КоАП РФ, в который было включено несколько таких дел. В свою очередь, это повышает риски претензий по ст. 193.1 УК РФ для должностных лиц организаций и иных физических лиц.
Законопроект разработан Минфином России на основании предложений ФТС России и опубликован на федеральном портале проектов нормативных актов regulation.gov.ru. В пояснительной записке к законопроекту указано, что он подготовлен в целях усиления ответственности за противоправные деяния, связанные с нарушением валютного законодательства.
Законопроект будет вноситься в Государственную думу Правительством России, поэтому высока вероятность его принятия.
Комментарий «Пепеляев Групп»
На фоне развивающейся практики изъятия активов, взыскания в доход государства всего выплаченного по сделкам, штрафы по ст. 193.1 УК РФ могут стать еще одним действенным государственным инструментом борьбы с нарушениями. Это может повлечь увеличение интереса правоохранительных органов к валютным платежам и рост количества уголовных дел по ст. 193.1 УК РФ.
О чем подумать, что сделать
Рекомендуется проверить осуществляемые операции с нерезидентами (а также операции между резидентами с участием иностранного элемента) на предмет рисков нарушения валютного законодательства, в частности, на предмет претензий по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ и ст. 193.1 УК РФ.Помощь консультанта
Специалисты компании «Пепеляев Групп» готовы оказать консультации по любым вопросам валютного законодательства, а также предоставить административно-правовую и уголовно-правовую защиту – как превентивно, так и в случае предъявления претензий государственными органами.