Загрузка...
14.06.2011
6 мин. на чтение

Ожидаются изменения порядка валютного контроля и ответственности за «валютные» правонарушения

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 1 июня 2011 г. Правительство РФ внесло в Государственную Думу три законопроекта, которыми предусматриваются изменения в порядке валютного контроля, а также изменения в ответственности за нарушение законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.

Обязательное информирование о сроках получения внешнеторговой выручки

1. Законопроект № 556478-5, содержащий изменения в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон), предусматривает требование к резиденту сообщить уполномоченному банку ожидаемый по условиям внешнеторгового договора срок получения выручки либо причитающегося за предоплату встречного предоставления. Данное положение законопроекта выглядит более мягким по сравнению с выдвигавшимся ранее предложением обязать стороны внешнеторговых договоров предусматривать такие сроки в тексте договоров и схоже с существующей практикой включения в паспорта сделок ожидаемой общей суммы и срока действия договора. На практике это означает, что при наличии во внешнеторговом договоре указанных сроков эти сроки нужно будет указать при оформлении паспорта сделки, а при отсутствии нужно будет указать примерный срок, без чего паспорт сделки не будет открыт. Задачей соответствующих положений является отслеживание сроков зачисления внешнеторговой выручки либо возврата предоплаты (ст. 19 Закона).

Однократное представление документов агенту или органу валютного контроля

Этим же законопроектом предлагается ввести правило, что один и тот же документ представляется для целей валютного контроля только один раз одному агенту или органу валютного контроля (их обособленным подразделениям). Схожее правило было впервые установлено для целей налогового контроля (п. 5 ст. 93 НК РФ), но отражает общие административно-правовые пределы контрольных обременений, и можно ожидать, что такое же правило в дальнейшем будет закрепляться в иных областях государственного контроля.

Комментарий "Пепеляев Групп".

Вместе с тем, существующая редакция законопроекта требует представления одного и того же документа разным агентам или органам валютного контроля, их подразделениям. Законодатель мог бы предусмотреть, что если документ представлен хотя бы одному агенту или органу валютного контроля (его подразделению), то повторное представление документа не требуется не только тому же, но и другому агенту или органу валютного контроля, а равно его подразделению (реализация принципа «одного окна»).

Истребоваться для целей валютного контроля согласно законопроекту могут только документы, обычно используемые при ведении деятельности, а составление документов только для целей валютного контроля может требоваться только в случаях, предусмотренных законом, т.е. может быть предусмотрена обязанность по составлению и представлению паспортов сделок и форм учёта и отчётности по валютным операциям, утверждённых на основании закона.

Если сведения, указанные в документе, изменились, то нужно будет сообщить об изменениях агенту или органу валютного контроля, куда документ был представлен, с приложением документов, подтверждающих изменения.

Комментарий "Пепеляев Групп".

В законопроекте не конкретизировано, что речь идёт об изменениях сведений, которые значимы для целей валютного контроля, в связи с чем на практике возможно расширительное толкование указанных положений.

Необходимо отметить, что запрет повторного истребования документов не распространяется на случаи утраты ранее представленных документов вследствие непреодолимой силы.

Расширение электронного документооборота между органами и агентами валютного контроля

В целях упрощения валютного контроля рассматриваемым законопроектом предусматривается обязательный электронный документооборот между агентами и органами валютного контроля (по истечении 180 дней после обнародования принятого закона, а для таможенных органов – с 2013 г.), причём банки должны будут передавать в орган государственного контроля паспорт сделки (в течение 3 дней после оформления), а при наличии данных о нарушении валютного законодательства юридическим лицом – ведомость банковского контроля.

Комментарий "Пепеляев Групп".

В этой связи можно ожидать, что для органов государственного контроля существенно упростится задача выявления и доказывания нарушений валютного законодательства.

Изменение санкции за просрочку зачисления внешнеторговой выручки

2. При просрочке зачисления внешнеторговой выручки или возврата предоплаты на счета в уполномоченных российских банках (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ) Правительство РФ полагает необходимым ввести в качестве основной меры ответственности штраф в виде повременного процента из расчёта 1/150 ставки Банка России за каждый день просрочки от несвоевременно зачисленной суммы (законопроект № 556482-5). При расчёте штрафа применяется ставка Банка России, действовавшая при просрочке.

Однако сохраняется и прежний способ начисления штрафа, вызывавший существенные возражения с точки зрения соразмерности наказуемому деянию, – в твёрдой сумме от ¾ до одного размера не зачисленной суммы, если валютная выручка вообще не была зачислена на счет в уполномоченном банке.

Комментарий "Пепеляев Групп".

Таким образом, если часть суммы причитающейся выручки зачислена на счет в уполномоченном банке с нарушением срока, а часть не зачислена вообще, то в части зачисленной с нарушением срока суммы административный штраф будет исчисляться в размере 1/150 ставки Банка России от суммы несвоевременно зачисленной валютной выручки за каждый день просрочки, а в части не зачисленной суммы – в размере от ¾ до одного размера вообще не зачисленной суммы.

Сохраняется и проблема явной соразмерности ставки штрафа: так, при недоплате налога предусмотрена административная ответственность в размере 20% от недоимки (п. 1 ст. 122 НК РФ), а при незачислении внешнеторговой выручки, которая, в отличие от налога, в казну не причитается и является средствами, причитающимися резиденту, штраф составит от ¾ до однократной суммы выручки.

Изменение санкции за просрочку представления документов

В отношении просрочки представления форм учёта и отчётности по валютным операциям, а также документов и сведений, подтверждающих валютные операции, законопроектом № 556576-5 предлагается ввести ступенчатую шкалу штрафа в зависимости от длительности просрочки (новая ч. 61 ст. 15.25 КоАП РФ,):

длительность просрочкиразмер штрафа
менее 10 дней

предупреждение либо штраф:

должностные лица – от 500 до 1 000 руб.;

юридические лица – от 5 000 до 15 000 руб.
от 10 до 30 дней

штраф:

должностные лица – от 2 000 до 3 000 руб.;

юридические лица – от 20 000 до 30 000 руб.
более 30 дней

штраф:

должностные лица – от 4 000 до 5 000 руб.;

юридические лица – от 40 000 до 50 000 руб.

Комментарий "Пепеляев Групп".

Данные изменения направлены на обеспечение большей соразмерности между наказанием и правонарушением.Вместе с тем, пояснительная записка к законопроекту не разъясняет, почему просрочка представления иных документов и сведений в целях валютного контроля – отчётов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами России с подтверждающими банковскими документами – по-прежнему должна наказываться штрафом в твёрдой сумме на основании ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ независимо от длительности просрочки.

Выводы и рекомендации

Предложенные изменения направлены на совершенствование администрирования в сфере валютного регулирования и валютного контроля и во многом улучшают положение участников внешнеэкономической деятельности.

Внесенные Правительством РФ законопроекты имеют хорошие перспективы достаточно быстрого рассмотрения Государственной Думой, однако ряд положений законопроектов нуждается в доработке при подготовке ко второму чтению.

Участникам ВЭД необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, имеющей высшую силу и прямое действие, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. В соответствии с конкретизирующим этот конституционный принцип пунктом 2 ст. 1.7 КоАП закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Поэтому начисленные, но не взысканные к моменту вступления в силу новых законов штрафы подлежат соответствующему пересчету.

Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» будут информировать клиентов о дальнейшем движении законопроектов.

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста: 

в Москве – к Ивану Хаменушко, Старшему партнеру, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail; Петру Попову, Старшему юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail; Елене Овчаровой, Руководителю группы Административно-правовой защиты бизнеса, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail; Елене Лазаревой, Ведущему юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail

в Санкт-Петербурге – к Сергею Спасеннову, Партнеру, руководителю Санкт-Петербургской практики, по тел.: (812) 640-60-10 либо по e-mail


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

16.01.2024

Новости недвижимости и строительства. Выпуск 10

Из ролика вы узнаете о главных новостях в сфере недвижимости и строительства.

Смотреть

16.02.2024

Открываем заведение общепита

Руководитель группы административно-правовой защиты бизнеса «Пепеляев Групп» Наталия Травкина приняла участие в подготовке...

22.01.2024

О назначении административной ответственности за нарушения валютного законодательства

ФНС России выразила позицию по поправкам в КоАП РФ, регулирующим административную ответственность юридических лиц. Руководитель...

29.12.2023

Административная ответственность: важные изменения 2023 года

Право прокурора на возбуждение административного дела вне рамок надзорной деятельности прокуратуры комментирует руководитель...

30.10.2023

Силовиков отстранят от проверок бизнеса: мнение юристов

МВД предлагают отстранить от возбуждения административных дел против бизнесменов по тем составам КоАП, за соблюдением которых...