О последних изменениях налогового законодательства
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 9 июля 2010 г. Госдума приняла во втором решающем чтении правительственный законопроект, которым вносятся изменения в части первую и вторую НК РФ [1]
Изменения в часть первую НК РФ касаются, в частности, вопросов учета налогоплательщиков в налоговых органах, сверки расчетов с бюджетом, взыскания и списания налоговой задолженности, предоставления отсрочки и рассрочки погашения налоговой задолженности, проведения налоговых проверок, ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Изменения в часть вторую НК РФ затрагивают некоторые вопросы исчисления и уплаты налогов на прибыль организаций и на доходы физических лиц.
Выделим следующие наиболее важные группы изменений.
Внедрение электронного документооборота
Для ускорения процедур налогового контроля предусматривается активное использование электронного документооборота (при взаимодействии налоговых органов с налогоплательщиками, банками, регистрирующими органами (организациями), нотариусами, адвокатами, лицами, представляющими информацию в соответствии со статьей 93.1 НК РФ). В то же время порядок отмены приостановления операций по счетам не предусматривает электронного способа передачи информации. что может ущемить права налогоплательщика (п. 9.2 ст. 76 НК РФ).
Обращаем внимание, что поправки предусматривают возможность передачи налогоплательщику требований об уплате налога и о представлении документов разными способами (под расписку, в электронном виде (по телекоммуникационным каналам связи), по почте заказным письмом). На наш взгляд, предоставление такой возможности налоговым органам будет способствовать сокращению практики непосредственного вручения требований налогоплательщику, что может негативно отразиться на соблюдении его законных интересов.
Закрепляется возможность составления счетов-фактур в электронном виде (п. 1 ст. 169 НК РФ). Данное положение начнет применяться с 4 квартала 2010 г. Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронно-цифровой подписи должен быть разработан Минфином России, форматы счетов-фактур и журналов их учета – ФНС России. До утверждения Правительством РФ новых форм и порядка заполнения счета-фактуры, журналов учета счетов-фактур, книг покупок и продаж действуют старые правила.
Вопросы налогового контроля
Постановка на учет в налоговых органах
Новое обособленное подразделение, открываемое по месту учета организации, должно быть поставлено на учет независимо от постановки на учет в том же налоговом органе. При этом возможность выбора налогового органа, в котором открываемое обособленное подразделение ставится на учет в пределах одного муниципального образования или города федерального значения, сохраняется.
Вводится обязанность уведомлять об «изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения об обособленном подразделении» (за исключением филиалов и представительств) в течение трех дней со дня «изменения соответствующего сведения».
О закрытии обособленного подразделения (филиала, представительства) необходимо сообщить в налоговый орган в течение трех дней после принятия такого решения, а не после закрытия подразделения.
Налоговая отчетность
Полномочия утверждать формы (форматы) и порядок составления налоговой отчетности передаются от Минфина России Федеральной налоговой службе, что может повлечь очередные изменения форм отчетности.
Сверка расчетов
Установлена обязанность налоговых органов по вручению (направлению по почте, передаче в электронном виде) копии акта совместной сверки расчетов по налогам, пеням и штрафам в течение следующего дня после проведения сверки (пп. 11 п. 1 ст. 32).
Налоговые проверки
Позитивным является закрепление обязанности налоговых органов прилагать к акту налоговой проверки документы третьих лиц, подтверждающие факты нарушений законодательства проверяемым налогоплательщиком. Сведения, составляющие охраняемую тайну третьих лиц, проверяемому лицу не представляются, документы представляются в виде выписок.
Закреплено право налогоплательщика на ознакомление с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля до вынесения налоговым органом решения по итогам проверки (абзац второй п. 2 ст. 101 НК РФ).
Вместе с тем, закреплено, что в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверить и период, за который представлена уточненная налоговая декларация (п. 4 ст. 89 НК РФ). На практике это может означать расширение пределов налоговой проверки.
Обеспечительные меры
Установлен срок вручения налогоплательщику копии решения о принятии (отмене) обеспечительных мер – в течение 5 дней после вынесения решения (п. 13 ст. 101 НК РФ).
Предусмотрено начисление процентов на сумму заблокированных денежных средств в случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам (п. 9.2 ст. 76 НК РФ).
Исчисление налогов
Налог на прибыль организаций
Нижний порог стоимости амортизируемого имущества увеличен вдвое - до 40 000 руб.
Ставка процентов по долговым обязательствам, признаваемая в целях налогообложения при отсутствии других долговых обязательств на сопоставимых условиях, признается с 2011 г. в пределах 4/5 от ставки ЦБ РФ. Таким образом, государство стимулирует в качестве валюты долговых обязательств выбирать рубль.
Упрощен порядок признания расходов на содержание объектов обслуживающих производств и хозяйств, отменяются нормативы на содержание таких объектов. Вместе с тем, такая либерализация порядка признания убытков обслуживающих производств и хозяйств представляется неоднозначной, учитывая, что к объектам социально-культурной сферы закон по-прежнему относит, среди прочего, площадки для игры в гольф, ипподромы, конюшни и сауны.
Запрещается перенос на будущее убытков, полученных «в период налогообложения доходов по ставке 0 процентов». Буквальное толкование данного положения не позволяет сделать вывод, идет ли речь о налогообложении по ставке 0% всех доходов (как предполагается для резидентов инновационного центра «Сколково») либо отдельных видов доходов.
Сокращается срок перечисления налога, удержанного у источника - не позднее дня, следующего за выплатой, с которой удержан налог.
Налог на доходы физических лиц
Уточняется порядок возврата налоговым агентом излишне удержанного у налогоплательщика налога.
При переносе на будущее убытков от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок отменяется необходимость подачи вместе с налоговой декларацией заявления о предоставлении налогового вычета.
Изменение сроков уплаты налогов и сборов, пеней и штрафов
Порядок предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты налогов и сборов распространяется теперь на пени и штрафы.
Региональным и местным властям предоставлено право предоставлять отсрочку (рассрочку) по уплате налогов в части, зачисляемой в соответствующий бюджет.
Налогоплательщик, претендующий на получение отсрочки (рассрочки), должен обосновать, что его финансовое положение не позволяет уплатить налог в установленный срок и при этом имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты налога возникнет в течение срока, на который требуется отсрочка (рассрочка). Предусмотрены виды документов, подтверждающих наличие (выполнение) оснований для предоставления отсрочки/рассрочки (п.п. 5, 51 ст. 64 НК РФ).
Уточняются основания предоставления отсрочки (рассрочки), инвестиционного налогового кредита, а также перечень документов, которые должны быть представлены в налоговый орган с заявлением об изменении срока уплаты налога.
Устанавливаются предельные размеры отсрочки (рассрочки) по уплате налога, предоставляемой по отдельным основаниям. Так, отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов, физическому лицу – стоимость его имущества, за исключением не подлежащего взысканию (п. 2.1 ст. 64 НК РФ).
Обязанность налогоплательщика по уплате процентов на сумму задолженности распространяется теперь на все без исключений основания, по которым предоставляется отсрочка (рассрочка).
Предусмотрено увеличение суммы инвестиционного налогового кредита с 30 до 100% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого для проведения научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, технического перевооружения собственного производства, а также энергоэффективного оборудования (ст. 67 НК РФ).
Взыскание и списание налоговой задолженности
Закреплены основания списания налоговой задолженности, среди которых - утрата возможности взыскания, признанная судебным актом. Налоговые и таможенные органы прямо на законодательном уровне наделены полномочиями по списанию налоговой задолженности (ранее эти вопросы регулировались подзаконными актами).
Срок давности обращения налогового органа в суд с иском о взыскании налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщика увеличивается до двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности. Предусмотрена возможность восстановления пропущенного срока.
Налоговые правонарушения, санкции
Поправки по вопросам ответственности в основном сводятся к увеличению размеров штрафов и тем самым носят фискальный и карательный характер. Особенно это заметно при увеличении размера штрафа за нарушения, не приводящие к потерям бюджета (минимальный порог штрафа за непредставление налоговой декларации при отсутствии налога к уплате увеличивается со 100 до 1 000 руб. – ст. 119 НК РФ). А также по размеру штрафа за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, штраф увеличен в 4 раза - с 50 до 200 руб. за один непредставленный документ (ст. 126 НК РФ).
Вводится ответственность за несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде (ст. 1191 НК РФ) и за грубое нарушение правил налогового учета (ст. 120 НК РФ). При этом ответственность за неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний либо дачу свидетелем ложных показаний не ужесточена.
[1] Законопроект № 269777-5 «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования».
Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:
в Москве – к Ивану Хаменушко, Старшему партнеру, по тел.: (495) 967-00-07 либо по i.khamenushko@pgplaw.ru; Петру Попову, Старшему юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо по p.popov@pgplaw.ru; Людмиле Меркуловой, Юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо по l.merkulova@pgplaw.ru
в Санкт-Петербурге – к Сергею Сосновскому, Руководителю налоговой практики (Спб), по тел.: (812) 333-07-17 либо по s.sosnovsky@pgplaw.ru