Новое в налогообложении резидентов САР
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, поправки направлены на повышение привлекательности САР и формирование благоприятной инвестиционной среды. Предусмотренные законопроектом льготы направлены на стимулирование перевода иностранных компаний в российскую юрисдикцию путем редомициляции, а сами возможности для редомициляции из других юрисдикций законопроектом существенно расширяются.
В этих целях проект предлагает усовершенствовать налоговый режим для резидентов САР следующим образом:
1. Уточнение критериев для получения статуса международной холдинговой компании (далее – МХК)
Теперь получить статус МХК сможет международная компания, созданная до 01.01.2020, при этом с момента ее создания до даты регистрации в качестве международной компании (далее – МК) в порядке редомициляции должно пройти не менее 3 лет.Сейчас статус МХК могут приобрести лишь компании, созданные до 01.01.2018 (пп. 1 п. 1 ст. 24.2 НК РФ), поэтому поправки расширяют круг компаний, которые могут стать резидентами САР. В то же время они не позволяют редомициляцию совсем новым, созданным специально для этих целей компаниям, вводя требование о трехлетнем сроке существования компании. Смысл такой «трехлетней выдержки» не очень понятен, поскольку никаких требований, в том числе к деятельности компании в течение этих трех лет, поправки не содержат. Вероятно, этот срок необходим для того, чтобы у контролирующих органов была возможность хотя бы в какой-то степени убедиться в «исторической благонадежности» компании. |
Для регистрации МК в качестве МХК необходимо также, чтобы на дату редомициляции она не менее чем на 75 % принадлежала, прямо или косвенно, тем же лицам, которые были ее контролирующими лицами по состоянию на 01.01.2020. Появление у нее в течение 365 дней после даты регистрации в качестве МК новых контролирующих лиц приводит к утрате статуса МХК, если только это не произошло в результате наследования или реорганизации в форме выделения, разделения или преобразования контролирующего МК лица.
Эти поправки показывают, что законопроект нацелен на редомициляцию исторических холдинговых структур с неизменным составом основных конечных бенефициаров. Сейчас НК содержит схожее требование, но контроль лица над МК определяется по обычным правилам – исходя из 15-процентной доли участия (прямого или косвенного) в МК и/или «фактического» контроля над ней (п. 6 ст. 25.13 НК РФ) по состоянию на 01.01.2017. Причем эти критерии должны выполняться для всех контролирующих лиц компании, что означает невозможность редомициляции для структур, в которых с 2017 г. произошли хотя бы какие-то относительно значимые изменения.
Новая редакция подп. 3 п. 1 ст. 24.2 НК РФ сохраняет требование о неизменности лишь в отношении основных контролирующих лиц, прямо или косвенно участвовавших в компании на 01.01.2020 не менее чем на 75 %. Это решает проблему внутренних реорганизаций и незначительных изменений в составе контролирующих лиц в течение этого срока, хотя и порождает, на наш взгляд, сложное взаимодействие норм при толковании понятия «контролирующее лицо» для целей выполнения правил КИК и требований к МХК. Так, в части запрета (под угрозой утраты статуса МХК) на появление новых контролирующих лиц в течение года после регистрации МК поправки используют «обычное» понятие контролирующего лица, что, на наш взгляд, не соответствует логике законопроекта. |
Статус МХК может быть утрачен, если МК не было исключено из реестра иностранных юридических лиц в государстве своего первоначального личного закона (резидентства/регистрации) в течение 6 месяцев со дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о регистрации такой компании в качестве МК.
Данная норма, очевидно, предлагается с целью устранения конфликта юрисдикций как в корпоративном, так и в налоговом смысле. |
2. Введение специальной льготной ставки 5 % для МХК
Право на специальную льготную 5-процентную ставку налога на прибыль распространяется на непубличные МХК до 31.12.2028. Для начала применения данной ставки МХК должна подать в налоговый орган соответствующее заявление до 1 марта года, в котором она планирует начать применение данной ставки.Льготная ставка применяется, если:
- МК является МХК;
- Доля пассивных доходов (п. 4 ст. 309.1 НК РФ) за отчетный период составляет более 90 % в общей сумме доходов МХК.
Стоит отметить, что данный критерий фактически закрепляет холдинговую деятельность в качестве отдельного вида деятельности, причем очевидно одобряемой государством. Более того, законодатель, предоставляя таким компаниям налоговые льготы, подтверждает и то, что внутригрупповые холдинговые компании обладают всеми признаками юридического лица, в том числе для целей налогообложения, а внутригрупповой и пассивный характер их деятельности – не причина, чтобы лишать их налоговых льгот.
Возможно, налоговым органам и арбитражным судам стоит обратить внимание на отношение законодателя к таким компаниям и изменить свой подход к ним, в том числе в части льгот по СИДН и проблемы фактического права на доход. К сожалению, сейчас преобладает позиция, выраженная в многочисленных письмах ФНС России (от 08.08.2019 № ЕД-4-13/15696@ и многих других), судебных актах (из последних – известные дела «Чукотской горно-геологической компании» и «Северного Золота»), что внутригрупповые холдинговые компании фактического права на доход (и, следовательно, права на льготы) не имеют. При этом доводы, действительно имеющие отношение к делу, - о полной юридической правоспособности таких компаний, об их праве распоряжаться доходом и его использовании в собственной деятельности и т. д. – даже не исследуются. Будем надеяться, что поправки и последующая практика применения законодательства о специальных административных районах приведут к переосмыслению отношения к холдинговым компаниям в целом. |
- В штате организации числятся не менее 15 работников – налоговых резидентов РФ, постоянно проживающих на территории субъектов, в которых расположены САРы;
- У организации есть офис на территории САРа не менее 100 кв. м на праве собственности или пользования, либо МХК участвует в долевом строительстве нежилого помещения площадью не менее 100 кв. м на территории САРа.
Оба эти условия весьма неоднозначны как в смысле общей концепции законопроекта, так и по их формулировкам. Прежде всего, с одной стороны, законопроект требует, чтобы компания была холдинговой (не более 10 процентов доходов от активной деятельности), а с другой – закрепляет требования к присутствию компании, которые для холдинговых компаний совсем не характерны.
Оба условия сформулированы лишь количественно. Например, нет дополнительных критериев об уровне образования и зарплаты персонала, его квалификации и специфике работы, о реальном использовании офисных площадей и т. д. Более того, одно лишь участие в долевом строительстве (как достаточное для выполнения критерия об офисном помещении) вообще не предполагает наличия какого-либо помещения в собственности или аренде. Тем самым поправки допускают (и даже провоцируют) формальное выполнение данных критериев, т. е. без реального присутствия компании, характерного для данного вида деятельности, что в дальнейшем может вызвать споры МХК с налоговыми органами. |
Выполнение условий должно подтверждается документально, одновременно с подачей налоговой декларации.
МХК также обязано в течение двух лет инвестировать в инфраструктуру САР (социальную, транспортную, энергетическую и инженерную) не менее 300 млн руб. Факт инвестирования подтверждается решением высших органов государственной власти субъекта, в котором расположен САР.
Данное условие отражает, очевидно, желание региональных властей получить какие-то выгоды от размещения САР на их территории. При всей разумности этого требования следует отметить, что в данном случае речь не идет об инвестировании как вложениях с целью извлечения инвестиционного дохода. Поэтому судьба этих затрат для отражения в финансовой и налоговой отчетности остается под вопросом.
При этом отметим, условие о необходимости инвестирования 50 млн руб. в экономику России (без конкретного указания субъекта) сохраняется. Следовательно, для того, чтобы воспользоваться налоговыми льготами, МК и ее аффилированные лица обязаны инвестировать в России в общей сложности 350 млн рублей, из которых лишь 50 млн руб. могут быть инвестициями в собственном смысле этого слова. |
При несоблюдении установленных условий МХК лишается права на специальную льготную 5-процентную ставку. А если МХК не выполняет условие об инвестировании, то она лишается права на специальную льготную ставку и на прошлые периоды.
3. Введение переходного периода для ставки 0 % налога на прибыль для МХК при получении дивидендов
Законопроектом установлено, что с 01.01.2021 до 01.01.2024 МХК могут применять ставку 0 % налога на прибыль при условии, что МХК:- является фактическим получателем дохода в виде дивидендов;
- предоставит налоговому агенту подтверждение статуса МХК;
- в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 15 % долей участия в выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 15 % общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов;
- в течение 180 календарных дней с даты выплаты дивидендов российской организацией, на счета МХК, имеющей фактическое право на указанные дивиденды, зачислен доход от пассивной деятельности в сумме, равной или превышающей сумму выплаченных дивидендов.
Эти поправки связаны с изменением порядка применения ставки 0 % иностранными юридическими лицами, добровольно признавшими себя налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в рамках «сквозного подхода» до российских юридических лиц. |
4. Введение льготной ставки 10 % для лиц, получающих пассивные доходы от МХК
Льготная ставка 10 % применяется к доходам в виде дивидендов от непубличных МХК, процентов и роялти от таких МХК, если одновременно соблюдаются следующие условия:- МХК применяет специальную 5-процентную льготную ставку налога на прибыль;
- получающее доход лицо является фактическим получателем дохода и не является резидентом государства, включенного в «черный список» Минфина;
- если МХК не является налоговым агентом по таким видам дохода, то такая МХК обязана представить получающему доход лицу подтверждение, что она применяет специальную льготную ставку 5 %.
5. Уточнение налоговой ставки для физических лиц – налоговых нерезидентов РФ, получающих доходы от МХК
К доходам физических лиц – налоговых нерезидентов РФ в виде дивидендов от МХК (кроме публичных), процентов по долговым обязательствам и роялти применяется ставка 10 % при условии, что выплачивающая такие доходы МХК применяет специальную льготную 5-процентную ставку.6. Необходимость уведомления о зарубежных обособленных подразделениях МК
Законопроектом предусмотрено, что МК в течение одного месяца с даты регистрации в качестве МК (для старых резидентов САРов: в течении двух месяцев со дня вступления в силу закона, предусматривающего данные изменения) обязана представить в налоговые органы информацию о всех своих обособленных подразделениях, расположенных за пределами Российской Федерации. Также МК обязана отчитываться о вновь созданных обособленных подразделениях и/или об изменениях в ранее представленной информации.7. Поправки в определении налоговой базы МХК
Пакетом поправок предусмотрено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль МХК не учитываются доходы в виде положительной курсовой разницы от дооценки имущества в виде валютных ценностей (кроме ценных бумаг в иностранной валюте) и требований (также выраженных в иностранной валюте). Не учитываются положительные курсовые разницы и при уценке обязательств, стоимость которых также выражена в иностранной валюте.При определении налоговой базы также не учитываются доходы от деятельности зарубежных обособленных подразделений, если МХК через них участвует в проектах по добыче полезных ископаемых в рамках соглашения о разделе продукции, концессии, лицензионного соглашения или иного соглашения (договора) на условиях риска. Для этого необходимо одновременное соблюдение следующих условий:
- МХК – сторона соглашения, либо создание такой МК предусмотрено такими соглашениями и ее работа продиктована условиями таких соглашений;
- соглашения заключены с иностранным государством, правительством или их уполномоченными институтами, либо деятельность осуществляется на основании лицензии на пользование недрами;
- «пассивные доходы» (п. 4 ст. 309.1 НК РФ) зарубежного обособленного подразделения не должны превышать 20 % от общей суммы доходов (иметь статус «активности», как установлено в правилах КИК), либо доходы у такого подразделения должны вовсе отсутствовать.
8. Новые госпошлины
Пакетом поправок предусмотрено введение новых госпошлин:- 4 000 рублей за регистрацию структурных подразделений МК;
- 150 000 рублей за регистрацию МК в порядке редомициляции;
- 150 000 рублей за ежегодное подтверждение статуса МК.