Загрузка...
01.02.2021
10 мин. на чтение

Новое в налогообложении резидентов САР

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что на портале нормативно-правовых актов для публичного обсуждения размещен законопроект Минфина России, предлагающий большой пакет изменений в налогообложении резидентов специальных административных районов (далее – САР) на островах Октябрьский и Русский.

Как указано в пояснительной записке к законопроекту, поправки направлены на повышение привлекательности САР и формирование благоприятной инвестиционной среды. Предусмотренные законопроектом льготы направлены на стимулирование перевода иностранных компаний в российскую юрисдикцию путем редомициляции, а сами возможности для редомициляции из других юрисдикций законопроектом существенно расширяются. 
 
В этих целях проект предлагает усовершенствовать налоговый режим для резидентов САР следующим образом:

1. Уточнение критериев для получения статуса международной холдинговой компании (далее – МХК)

Теперь получить статус МХК сможет международная компания, созданная до 01.01.2020, при этом с момента ее создания до даты регистрации в качестве международной компании (далее – МК) в порядке редомициляции должно пройти не менее 3 лет.

comment.jpgСейчас статус МХК могут приобрести лишь компании, созданные до 01.01.2018 (пп. 1 п. 1 ст. 24.2 НК РФ), поэтому поправки расширяют круг компаний, которые могут стать резидентами САР. В то же время они не позволяют редомициляцию совсем новым, созданным специально для этих целей компаниям, вводя требование о трехлетнем сроке существования компании. Смысл такой «трехлетней выдержки» не очень понятен, поскольку никаких требований, в том числе к деятельности компании в течение этих трех лет, поправки не содержат. Вероятно, этот срок необходим для того, чтобы у контролирующих органов была возможность хотя бы в какой-то степени убедиться в «исторической благонадежности» компании. 

Для регистрации МК в качестве МХК необходимо также, чтобы на дату редомициляции она не менее чем на 75 % принадлежала, прямо или косвенно, тем же лицам, которые были ее контролирующими лицами по состоянию на 01.01.2020. Появление у нее в течение 365 дней после даты регистрации в качестве МК новых контролирующих лиц приводит к утрате статуса МХК, если только это не произошло в результате наследования или реорганизации в форме выделения, разделения или преобразования контролирующего МК лица.

comment.jpg
Эти поправки показывают, что законопроект нацелен на редомициляцию исторических холдинговых структур с неизменным составом основных конечных бенефициаров. Сейчас НК содержит схожее требование, но контроль лица над МК определяется по обычным правилам – исходя из 15-процентной доли участия (прямого или косвенного) в МК и/или «фактического» контроля над ней (п. 6 ст. 25.13 НК РФ) по состоянию на 01.01.2017. Причем эти критерии должны выполняться для всех контролирующих лиц компании, что означает невозможность редомициляции для структур, в которых с 2017 г. произошли хотя бы какие-то относительно значимые изменения.

Новая редакция подп. 3 п. 1 ст. 24.2 НК РФ сохраняет требование о неизменности лишь в отношении основных контролирующих лиц, прямо или косвенно участвовавших в компании на 01.01.2020 не менее чем на 75 %. Это решает проблему внутренних реорганизаций и незначительных изменений в составе контролирующих лиц в течение этого срока, хотя и порождает, на наш взгляд, сложное взаимодействие норм при толковании понятия «контролирующее лицо» для целей выполнения правил КИК и требований к МХК. Так, в части запрета (под угрозой утраты статуса МХК) на появление новых контролирующих лиц в течение года после регистрации МК поправки используют «обычное» понятие контролирующего лица, что, на наш взгляд, не соответствует логике законопроекта.

Статус МХК может быть утрачен, если МК не было исключено из реестра иностранных юридических лиц в государстве своего первоначального личного закона (резидентства/регистрации) в течение 6 месяцев со дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о регистрации такой компании в качестве МК.

comment.jpgДанная норма, очевидно, предлагается с целью устранения конфликта юрисдикций как в корпоративном, так и в налоговом смысле.
 

2. Введение специальной льготной ставки 5 % для МХК

Право на специальную льготную 5-процентную ставку налога на прибыль распространяется на непубличные МХК до 31.12.2028. Для начала применения данной ставки МХК должна подать в налоговый орган соответствующее заявление до 1 марта года, в котором она планирует начать применение данной ставки. 

Льготная ставка применяется, если:
  • МК является МХК;
  • Доля пассивных доходов (п. 4 ст. 309.1 НК РФ) за отчетный период составляет более 90 % в общей сумме доходов МХК.
comment.jpgСтоит отметить, что данный критерий фактически закрепляет холдинговую деятельность в качестве отдельного вида деятельности, причем очевидно одобряемой государством. Более того, законодатель, предоставляя таким компаниям налоговые льготы, подтверждает и то, что внутригрупповые холдинговые компании обладают всеми признаками юридического лица, в том числе для целей налогообложения, а внутригрупповой и пассивный характер их деятельности – не причина, чтобы лишать их налоговых льгот.

Возможно, налоговым органам и арбитражным судам стоит обратить внимание на отношение законодателя к таким компаниям и изменить свой подход к ним, в том числе в части льгот по СИДН и проблемы фактического права на доход. К сожалению, сейчас преобладает позиция, выраженная в многочисленных письмах ФНС России (от 08.08.2019 № ЕД-4-13/15696@ и многих других), судебных актах (из последних – известные дела «Чукотской горно-геологической компании» и «Северного Золота»), что внутригрупповые холдинговые компании фактического права на доход (и, следовательно, права на льготы) не имеют. При этом доводы, действительно имеющие отношение к делу, - о полной юридической правоспособности таких компаний, об их праве распоряжаться доходом и его использовании в собственной деятельности и т. д. – даже не исследуются.

Будем надеяться, что поправки и последующая практика применения законодательства о специальных административных районах приведут к переосмыслению отношения к холдинговым компаниям в целом.
  • В штате организации числятся не менее 15 работников – налоговых резидентов РФ, постоянно проживающих на территории субъектов, в которых расположены САРы;
  • У организации есть офис на территории САРа не менее 100 кв. м на праве собственности или пользования, либо МХК участвует в долевом строительстве нежилого помещения площадью не менее 100 кв. м на территории САРа.
comment.jpgОба эти условия весьма неоднозначны как в смысле общей концепции законопроекта, так и по их формулировкам. Прежде всего, с одной стороны, законопроект требует, чтобы компания была холдинговой (не более 10 процентов доходов от активной деятельности), а с другой – закрепляет требования к присутствию компании, которые для холдинговых компаний совсем не характерны. 

Оба условия сформулированы лишь количественно. Например, нет дополнительных критериев об уровне образования и зарплаты персонала, его квалификации и специфике работы, о реальном использовании офисных площадей и т. д. Более того, одно лишь участие в долевом строительстве (как достаточное для выполнения критерия об офисном помещении) вообще не предполагает наличия какого-либо помещения в собственности или аренде.

Тем самым поправки допускают (и даже провоцируют) формальное выполнение данных критериев, т. е. без реального присутствия компании, характерного для данного вида деятельности, что в дальнейшем может вызвать споры МХК с налоговыми органами. 

Выполнение условий должно подтверждается документально, одновременно с подачей налоговой декларации. 
 
МХК также обязано в течение двух лет инвестировать в инфраструктуру САР (социальную, транспортную, энергетическую и инженерную) не менее 300 млн руб. Факт инвестирования подтверждается решением высших органов государственной власти субъекта, в котором расположен САР. 

comment.jpg
Данное условие отражает, очевидно, желание региональных властей получить какие-то выгоды от размещения САР на их территории. При всей разумности этого требования следует отметить, что в данном случае речь не идет об инвестировании как вложениях с целью извлечения инвестиционного дохода. Поэтому судьба этих затрат для отражения в финансовой и налоговой отчетности остается под вопросом.

При этом отметим, условие о необходимости инвестирования 50 млн руб. в экономику России (без конкретного указания субъекта) сохраняется. Следовательно, для того, чтобы воспользоваться налоговыми льготами, МК и ее аффилированные лица обязаны инвестировать в России в общей сложности 350 млн рублей, из которых лишь 50 млн руб. могут быть инвестициями в собственном смысле этого слова.

При несоблюдении установленных условий МХК лишается права на специальную льготную 5-процентную ставку. А если МХК не выполняет условие об инвестировании, то она лишается права на специальную льготную ставку и на прошлые периоды.

3. Введение переходного периода для ставки 0 % налога на прибыль для МХК при получении дивидендов

Законопроектом установлено, что с 01.01.2021 до 01.01.2024 МХК могут применять ставку 0 % налога на прибыль при условии, что МХК:
  • является фактическим получателем дохода в виде дивидендов;
  • предоставит налоговому агенту подтверждение статуса МХК;
  • в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 15 % долей участия в выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 15 % общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов;
  • в течение 180 календарных дней с даты выплаты дивидендов российской организацией, на счета МХК, имеющей фактическое право на указанные дивиденды, зачислен доход от пассивной деятельности в сумме, равной или превышающей сумму выплаченных дивидендов.
Если выплачивающей дивиденды организацией является иностранная компания, то 0 % ставка применяется только если государство ее резидентства отсутствует в «черном списке» Минфина России. 

comment.jpgЭти поправки связаны с изменением порядка применения ставки 0 % иностранными юридическими лицами, добровольно признавшими себя налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в рамках «сквозного подхода» до российских юридических лиц. 

4. Введение льготной ставки 10 % для лиц, получающих пассивные доходы от МХК

Льготная ставка 10 % применяется к доходам в виде дивидендов от непубличных МХК, процентов и роялти от таких МХК, если одновременно соблюдаются следующие условия:
  • МХК применяет специальную 5-процентную льготную ставку налога на прибыль;
  • получающее доход лицо является фактическим получателем дохода и не является резидентом государства, включенного в «черный список» Минфина;
  • если МХК не является налоговым агентом по таким видам дохода, то такая МХК обязана представить получающему доход лицу подтверждение, что она применяет специальную льготную ставку 5 %.

5. Уточнение налоговой ставки для физических лиц – налоговых нерезидентов РФ, получающих доходы от МХК

К доходам физических лиц – налоговых нерезидентов РФ в виде дивидендов от МХК (кроме публичных), процентов по долговым обязательствам и роялти применяется ставка 10 % при условии, что выплачивающая такие доходы МХК применяет специальную льготную 5-процентную ставку. 

6. Необходимость уведомления о зарубежных обособленных подразделениях МК

Законопроектом предусмотрено, что МК в течение одного месяца с даты регистрации в качестве МК (для старых резидентов САРов: в течении двух месяцев со дня вступления в силу закона, предусматривающего данные изменения) обязана представить в налоговые органы информацию о всех своих обособленных подразделениях, расположенных за пределами Российской Федерации. Также МК обязана отчитываться о вновь созданных обособленных подразделениях и/или об изменениях в ранее представленной информации. 

7. Поправки в определении налоговой базы МХК

Пакетом поправок предусмотрено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль МХК не учитываются доходы в виде положительной курсовой разницы от дооценки имущества в виде валютных ценностей (кроме ценных бумаг в иностранной валюте) и требований (также выраженных в иностранной валюте). Не учитываются положительные курсовые разницы и при уценке обязательств, стоимость которых также выражена в иностранной валюте. 

При определении налоговой базы также не учитываются доходы от деятельности зарубежных обособленных подразделений, если МХК через них участвует в проектах по добыче полезных ископаемых в рамках соглашения о разделе продукции, концессии, лицензионного соглашения или иного соглашения (договора) на условиях риска. Для этого необходимо одновременное соблюдение следующих условий:
  • МХК – сторона соглашения, либо создание такой МК предусмотрено такими соглашениями и ее работа продиктована условиями таких соглашений;
  • соглашения заключены с иностранным государством, правительством или их уполномоченными институтами, либо деятельность осуществляется на основании лицензии на пользование недрами;
  • «пассивные доходы» (п. 4 ст. 309.1 НК РФ) зарубежного обособленного подразделения не должны превышать 20 % от общей суммы доходов (иметь статус «активности», как установлено в правилах КИК), либо доходы у такого подразделения должны вовсе отсутствовать.
При определении налоговой базы не учитываются расходы МХК, соответствующие вышеуказанным доходам: расходы в связи с получением не учитываемых доходов от деятельности зарубежных обособленных подразделений, а также расходы в виде отрицательной курсовой разницы.

8. Новые госпошлины

Пакетом поправок предусмотрено введение новых госпошлин:
  • 4 000 рублей за регистрацию структурных подразделений МК;
  • 150 000 рублей за регистрацию МК в порядке редомициляции;
  • 150 000 рублей за ежегодное подтверждение статуса МК.
Регистрационный сбор получил статус госпошлины, что также свидетельствует о серьезном намерении государства развивать режим САР. 

9. Иные изменения

Поправками вводятся также стабилизационные оговорки, направленные на сохранение и неухудшение налоговых условий в части НДФЛ и налога на прибыль для резидентов САР. 

О чем подумать, что сделать

Российским холдинговым компаниям, ведущим трансграничную деятельность, целесообразно рассмотреть возможность редомициляции в российские САР и получения статуса МХК, поскольку только для МХК российским законодательством предусмотрены наиболее привлекательные налоговые льготы в САР.

Помощь консультанта

Команда «Пепеляев Групп» готова помочь в консультировании и сопровождении клиентов по вопросам редомициляции и получения статуса МХК как резидента САР с учетом предстоящих изменений.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

23.10.2024

Корпоративные убытки в банкротстве: что изменилось? Юлия Литовцева

В этом ролике Юлия Литовцева, партнер и руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп», расскажет о разграничении кредиторских и корпор...

Смотреть

01.04.2022

Новые требования для МХК и новые аспекты редомициляции в САР

26 марта 2022 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 66-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового...

14.03.2022

Обзор налоговых событий за 7-13 марта 2022 г.

Главные новости: Президент подписал очередные налоговые законы, а Госдума готовит новые поправки в Налоговый кодекс, ФНС...

21.02.2022

Обзор налоговых событий за 14-20 февраля 2022 г.

Главные новости: российские компании получат возможность стать резидентами «русских офшоров»; Минфин подготовил схему...

08.11.2021

Обзор налоговых событий 1-7 ноября 2021 г.

Главные новости: Европа может признать САРы вредоносным налоговым режимом; доначисления по итогам налоговых проверок вернулись...