Загрузка...
21.03.2017
6 мин. на чтение

Новые правила взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду


Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 17 марта 2017 г. вступили в силу новые Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, принятые взамен Правил, действовавших с 1992 г.

Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255. Отдельные положения вступят в силу в 2019 и 2020 годах. 

Представляем содержание новых Правил.

1. Уточнены виды негативного воздействия на окружающую среду

Таблица.JPG
 
















2. Уточнен круг лиц, обязанных платить за негативное воздействие на окружающую среду


В соответствии с Правилами 1992 г. обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагалась на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием. 

В соответствии с новыми Правилами (п. 5), плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. 

Освобождены от платы юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (в соответствии с критериями, установленными Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029). При этом, при размещении отходов , лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

3. Введен дифференцированный повышающий коэффициент для расчета платы при превышении уровней негативного воздействия, установленных в разрешениях на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и лимитов на размещение отходов, а также в случае отсутствия действующих разрешений и лимитов 

В соответствии с Правилами 1992 г. плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды, независимо от вида загрязнения, а также в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, исчислялась с применением пятикратного повышающего коэффициента.

В соответствии с новыми Правилами:
  • плата за размещение отходов с превышением установленных лимитов на их размещение, а также при выявлении превышения фактических значений размещенных отходов над указанными в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами или в случае отсутствия действующего документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение рассчитывается с применением повышающего коэффициента, равного 5 (пункты 12 и 20 Правил);
  • плата при превышении выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, установленных соответственно в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, а также в случае отсутствия действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ, а также в случае несоблюдения снижения объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ после наступления сроков, определенных планами снижения выбросов и сбросов, рассчитывается с применением повышающего коэффициента, равного 25 (пункты 12 и 21 Правил).

4. Решен вопрос о плате при использовании вскрышных пород  

Согласно п. 14 Правил, при определении платежной базы не учитываются объемы или массы вскрышных и вмещающих горных пород, отходов производства черных металлов IV и V классов опасности, использованных при ликвидации горных выработок в соответствии с проектом их ликвидации согласно законодательству Российской Федерации в области обращения с отходами, не включаемые в лимиты на размещение отходов.

Закон об отходах производства и потребления (от 24.06.1998 № 89-ФЗ) разрешил использование вскрышных и вмещающих горных пород, отходов производства черных металлов IV и V классов опасности при ликвидации горных выработок с 1 января 2016 г. (пункт 11 ст. 12). 

В соответствии с п. 6 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50), горные породы,  используемые для закладки выработанного пространства, засыпки провалов и рекультивации нарушенных горными работами земель, в соответствии с утвержденным в установленном порядке техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых, не подлежали включению в лимиты на размещение отходов. Однако освобождение от платы в отношении таких отходов не было нормативно установлено. С введением новых Правил данный пробел устранен.

5. Решен спорный вопрос о плате за отходы добычи полезных ископаемых

Пунктом 16 Правил предусмотрено применение ставок платы, установленных постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 для отходов V класса опасности добывающей промышленности для отходов, образованных при добыче полезных ископаемых, в том числе при дроблении, измельчении, просушке, сортировке, очистке и обогащении руд (для урановой и ториевой руд - при первичном обогащении таких руд), включая выщелачивание металлических руд, очистку и обогащение руд и песков драгоценных металлов, очистке и обогащении угля, агломерации железных руд и твердого топлива. 

По вопросу отнесения отходов, образующихся, в частности, при выщелачивании металлических руд и других процессов добычи драгоценных металлов регулярно возникали споры об отнесении таких отходов к отходам добычи или переработки (и применении соответствующей ставки платы).

С введением новых Правил данные споры должны прекратиться.

6. Урегулирована процедура проверки декларации о плате 

Правилами предусмотрен порядок проверки декларации о плате, имеющий некоторые общие черты с положениями Налогового кодекса РФ. 

Так, пунктом 40 Правил предусмотрена обязанность администратора платы, в случае выявления ошибок в декларации о плате или противоречий между сведениями в представленных документах (обосновывающих корректировку платы с учетом затрат на природоохранные мероприятия) направить плательщику требование о предоставлении обоснованных пояснений (и документов) – и право плательщика такие объяснения и документы представить в течение 7 рабочих дней и (или) внести соответствующие исправления в декларацию о плате. 

Также пунктом 44 предусмотрено составление акта проведения контроля за исчислением платы в случае, если ошибки в декларации о плате или противоречия между сведениями в представленных документах не устранены.

Пунктом 46 Правил предусмотрено выставление лицу, обязанному вносить плату, в случае выявления заниженного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы требования о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доначисленной платы и пеней, но при этом не установлен срок выставления такого требования. 

Кроме того, урегулирована процедура зачета и возврата переплаты.

Действие во времени

Постановлением Правительства РФ действие новых Правил распространено на период с 1 января 2016 г.

Это означает, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за 2016 год будет осуществляться в соответствии с новыми Правилами.

Комментарий ПГ
Новые Правила объединили в одном документе разрозненные положения, касающиеся исчисления и взимания платы, содержавшиеся в различных нормативно- правовых актах. Тем не менее, новыми Правилами устранены не все пробелы в регулировании порядка исчисления, взимания платы, проверки правильности ее исчисления и уплаты, а значит, при применении данных Правил не избежать возникновения споров с контролирующими органами.

О чем подумать  

Всем лицам, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, рекомендуем ознакомиться с новыми Правилами, а также принять во внимание, что с вступлением их в силу будут введены новые требования к порядку исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также новая процедура проверки декларации о плате. Рекомендуем в случае неясностей, оперативно направлять запросы в государственный орган (Федеральную службу по надзору в сфере природопользования) – либо самостоятельно, либо через отраслевые общественные организации. 

Помощь консультантов 

Специалисты «Пепеляев Групп» готовы предоставить подробные консультации о применении новых Правил как по вопросам, связанным с порядком исчисления платы и ее корректировки с учетом реализуемых предприятием природоохранных мероприятий, так и по вопросам процедуры проверки декларации о плате, а также оказать помощь во взаимодействии с контролирующим органом, как при подготовке запросов о предоставлении разъяснений, так и в случае возникновения спорных ситуаций.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

29.04.2025

Сговор и недействительность сделок в банкротстве - 2025. Юлия Литовцева

В этом ролике Юлия Литовцева, партнер и руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп», на примере свежей судебной практике расскажет о...

Смотреть

16.07.2025

ВС пояснил тонкости расчета ущерба при уничтожении жизнеспособного лесного подроста

Верховный Суд разъяснил нюансы расчета ущерба, связанного с уничтожением лесозаготовителем жизнеспособного лесного подроста....

11.07.2025

Экология: MustRead от 9 июля 2025 г.

Главные новости: Вступили в силу новые правила обращения с медицинскими отходами Вступили в ...

30.06.2025

Экология: MustRead от 27 июня 2025 г.

Главные новости: Госдума приняла закон о лесных дорогах В Карелии и Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) увеличен...

10.06.2025

ВС разъяснил, какие условия должны быть соблюдены при строительстве АЗС на федеральной трассе

29 мая Верховный Суд вынес Определение № 302-ЭС24-22408 по делу № А78-4738/2023, в котором разобрался, какие условия должны...