Загрузка...
06.07.2021
9 мин. на чтение

Многочисленные поправки в НК РФ

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что принят федеральный закон [1], направленный на реализацию основных направлений налоговой политики и вносящий многочисленные изменения в Налоговый кодекс.

Рассказываем о наиболее важных изменениях.

1. Общепит с 2022 г. будет освобожден от уплаты НДС и получит льготу по страховым взносам

Речь об анонсированном Президентом РФ в ходе пленарного заседания ПМЭФ пилотном проекте, запуск которого предопределен тем, что «сейчас компании, которые работают на упрощённом режиме налогообложения, обязаны перейти на общий налоговый режим, если преодолевают планку по количеству персонала, по объёму выручки. Конечно, это означает дополнительную фискальную нагрузку на бизнес, и часто этот фактор сдерживает рост бизнеса, вынуждает идти на разного рода ухищрения вроде искусственного дробления компаний» [2].

В этой связи п. 3 ст. 149 НК РФ будет дополнен подп. 38, устанавливающим освобождение от НДС операций оказания услуг общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары и др.) и вне таковых по выбранному заказчиком месту (выездное обслуживание).

Под освобождение не будет подпадать реализация продукции общественного питания:
  • отделами кулинарии организаций и ИП розничной торговли;
  • организациями и ИП, которые осуществляют заготовочную и иную аналогичную деятельность, организациям и ИП, оказывающим услуги общественного питания, подпадающие под освобождение, либо занимающимся розничной торговлей.
Для применения освобождения от НДС необходимо соблюсти общие условия (определяются по данным календарного года, предшествующего году применения освобождения)[3] :
  • доход не более 2 млрд руб.,
  • удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов не менее 70%,
  • среднемесячный размер выплат в пользу физических лиц не ниже среднемесячной заработной платы по субъекту РФ (по классу 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» ОКВЭД).
Если организация или ИП созданы (зарегистрированы) в течение года, то они будут вправе применять освобождение:
  • с налогового периода создания (регистрации) – без ограничений по доходам и размеру среднемесячных выплат физическим лицам (если создание (регистрация) произойдут в 2022-2023 гг.);
  • с налогового периода, следующего за периодом создания (регистрации) при соблюдении условия о размере среднемесячных выплат физическим лицам (при регистрации в 2024 г. и позднее).
Занятые в сфере общепита организации и ИП (с основным видом деятельности по ОКВЭД из класса 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания») со среднесписочной численностью до 1 500 человек [4] получат льготу по страховым взносам – тариф составит 15% (10% на ОПС и 5% на ОМС).

comment.jpgСледует отметить, что одно из условий принятия НДС к вычету – приобретение товаров (работ, услуг) для использования в облагаемых НДС операциях [5]. Исключений для сферы общепита ст. 170-171 НК РФ не предусматривают, следовательно, воспользовавшиеся освобождением от НДС организации (ИП) общественного питания не смогут принимать к вычету предъявленный поставщиками НДС.


Как сообщает Минэкономразвития России, в случае успешной реализации идеи в сфере общественного питания аналогичные параметры могут быть распространены и на иные компании, которые «осуществляют деятельность в «человекоёмких» отраслях, т.е. видах деятельности с большой долей ФОТ в структуре расходов на производство и реализацию».


2. Расширение перечня оснований возникновения статуса налогового агента по НДС

Статус налогового агента по НДС будет возникать при покупке на территории России товаров (работ, услуг) у иностранных лиц (ст. 161 НК РФ):
  • не состоящих на учете в российских налоговых органах (данное основание есть и в текущей редакции п. 1 ст. 161 НК РФ);
  • состоящих на учете только в связи с наличием на территории России недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке;
  • состоящих на учете по месту нахождения обособленных подразделений на территории России, но не участвующих в операции по реализации.
comment.jpgПоправки призваны облегчить условия ведения бизнеса в России иностранным организациям, состоящим на учете только в связи с наличием счета в российском банке, имущества [6] или обособленного подразделения, которое не участвует в реализации товаров (работ, услуг) [7]. Если же реализация будет происходить при участии расположенного на территории России обособленного подразделения иностранной организации, то у последнего возникнет обязанность уплатить НДС в бюджет самостоятельно.


3. Восстановление и вычет НДС при передаче имущества в доверительное управление

В НК РФ будет закреплено, что у стороны, передающей имущество в доверительное управление управляющей компании ПИФа, возникает обязанность восстановить НДС (абз. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ), а у управляющей компании – право принять соответствующие суммы налога к вычету после принятия имущества на учет (п. 11 ст. 171, п. 8 ст. 172 НК РФ).

comment.jpgУстановленный п. 3 ст. 170 НК РФ перечень случаев, когда налогоплательщик обязан восстановить ранее принятый к вычету НДС, исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит [8].
Передача имущества в доверительное управление в числе таких случаев в настоящее время не указана. Несмотря на это, ФНС и Минфин России полагают, что передающий в доверительное управление имущество налогоплательщик обязан восстановить ранее принятый к вычету НДС [9]. Основания для столь расширительного толкования нормы без анализируемых поправок представляются спорными.


4. Изменения по налогу на прибыль организаций

4.1. Уточняется порядок списания расходов по объектам основных средств:
  • первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации и по иным аналогичным основаниям независимо от размера остаточной стоимости (новая ред. абз. 1 п. 2 ст. 257 НК РФ);
comment.jpgМинфин России в последних разъяснениях указывал, что положения п. 2 ст. 257 НК РФ распространяются и на модернизацию (реконструкцию и пр.) полностью самортизированных основных средств [10]. Теперь данное положение закреплено нормативно.
  • если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основных средств срок полезного использования не увеличился, налогоплательщик должен будет применять норму амортизации, определенную исходя из срока полезного использования, первоначально установленного для этого объекта основных средств (новая редакция абз. 3 п. 1 ст. 258 НК РФ).
4.2. Расширяется перечень расходов на НИОКР (п. 2 ст. 262 НК РФ): к таковым будут отнесены затраты на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем, прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору.

Главное условие – чтобы приобретенные права использовались исключительно в научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках.

comment.jpgПоскольку перечень расходов на НИОКР является закрытым, дополнение его новыми видами затрат, которые можно признать в расходах в особом порядке, будет несомненным плюсом для налогоплательщиков. 


4.3. Налогоплательщики, обладающие исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, зарегистрированные в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, при предоставлении по лицензионному договору прав их использования третьим лицам смогут претендовать на пониженную ставку по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, в отношении прибыли, полученной от указанной деятельности (п. 1.8-3 ст. 284 НК РФ).

Виды результатов интеллектуальной деятельности, прибыль от предоставления прав использования которых может облагаться по пониженной налоговой ставке, размер ставки, дополнительные условия ее применения будут определяться законом субъекта РФ.

comment.jpgПоправка внесена на стадии второго чтения, поэтому в пояснительной записке отсутствует обоснование целей, которые законодатель преследует, вводя данную льготу. Основные параметры льготы устанавливаются на уровне субъектов РФ, поэтому на данном этапе неизвестно, какую именно деятельность будут стимулировать региональные власти.

4.4. У российского налогоплательщика не будет возникать статуса налогового агента при выплате дохода иностранной организации, если он будет уведомлен получателем дохода, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству в РФ, и в распоряжении налогового агента будет документ, подтверждающий постановку получателя дохода на учет в налоговых органах (подп. 1 п. 2 ст. 310 НК РФ).

comment.jpgСейчас налоговому агенту необходимо запрашивать нотариально заверенную копию свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленную не ранее чем в предшествующем налоговом периоде. Поправки существенно упрощают процедуру, позволяющую не выполнять функции налогового агента.


5. Изменения в части имущественных налогов

Транспортный налог
5.1. Получает разрешение на нормативном уровне давняя проблема, когда у налогоплательщика по каким-то причинам транспортное средство принудительно изъято (например, на основании постановления пристава), а налоговый орган продолжает исчислять транспортный налог.

Исчисление налога в таких ситуациях будет прекращается с 1-го числа месяца, в котором транспортное средство принудительно изъято. Налогоплательщику для этого необходимо представить в любой налоговый орган заявление о прекращении исчисления налога и приложить к нему подтверждающие изъятие документы (при их отсутствии налоговый орган будет запрашивать документы у компетентных органов самостоятельно).

5.2. Исключается возможность вручения сообщения об исчисленном налоге руководителю организации (представителю) лично под расписку (п. 5 ст. 363 НК РФ).

У налогоплательщика-организации появится возможность самостоятельно получить сообщение об исчисленной сумме налога в любом налоговом органе на основании соответствующего заявления, форма, формат и порядок представления которого будут утверждены ФНС России.

comment.jpgНовшество заслуживает внимания и, возможно, кому-то упростит порядок получения сообщения об исчисленном налоге. Но, представляется, что в подавляющем большинстве случаев налогоплательщики будут взаимодействовать с налоговым органом, который исчисляет налог и составляет соответствующее сообщение.

Налог на имущество организаций
5.3. В отношении прекративших существование в связи с гибелью или уничтожением объектов исчисление налога будет прекращаться с 1-го числа месяца гибели или уничтожения на основании заявления, которое можно представить в любой налоговый орган. Процедура рассмотрения заявления будет аналогична закрепленной в п. 3.1 ст. 362 НК РФ применительно к объектам налогообложения по транспортному налогу.

5.4. Налогоплательщики – российские организации освобождаются от обязанности включать в декларацию сведения об объектах, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Если у налогоплательщика имеются только такие объекты, то декларацию можно будет не подавать.

Сообщение об исчисленных суммах налога будут направляться в порядке и сроки, аналогичные установленным в п. 4-7 ст. 363 НК РФ применительно к транспортному налогу.

comment.jpgЗаконодатель снижает административную нагрузку на организации – изменения являются логическим продолжением отмененной с 2021 г. обязанности представлять налоговые декларации по транспортному и земельному налогам.

О чем подумать, что сделать

Вносимые Федеральным законом от 02.07.2021 № 305-ФЗ поправки затрагивают различные аспекты хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Рекомендуем компаниям провести оценку их влияния на текущие процессы.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» оперативно отслеживают изменения в налоговом законодательстве и предлагают помощь в консультировании по обширному кругу вопросов, связанных с налогообложением, а также готовы представлять интересы налогоплательщиков по различным вопросам в налоговых органах и судах.



[1] Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[3] Поскольку освобождение будет предусмотрено п. 3 ст. 149 НК РФ, налогоплательщик сможет отказаться от него, направив в налоговый орган соответствующее заявление (п. 5 ст. 149 НК РФ).
[4] Будут считаться средними предприятиями в соответствии с обновленными положениями Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
[5] Подпункт 1 п. 2 ст. 171 НК РФ.
[6] Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 г. и на плановый период 2022-2023 гг. (Приложение № 3).
[7] Поправки в части возникновения статуса налогового агента по операциям покупки товаров (работ, услуг) у иностранной организации, состоящей на учете по месту нахождения обособленных подразделений на территории России, но не участвующих в операции по реализации, направлены на решение проблемы, возникшей в связи с Определением Конституционного Суда РФ от 24.11.2016 № 2518-О.
[8] Например, Постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 по делу № А09-1069/2008.
[9] Например, Письмо ФНС России от 03.05.2012 № ЕД-4-3/7383@, письмо Минфина России от 14.11.2011 № 03-07-11/311.
[10] Например, письмо Минфина России от 19.04.2021 № 03-03-06/1/29206.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

16.01.2024

Новости недвижимости и строительства. Выпуск 10

Из ролика вы узнаете о главных новостях в сфере недвижимости и строительства.

Смотреть

28.03.2024

Вычет НДФЛ на долгосрочные сбережения и иные сопутствующие поправки

Принят федеральный закон, которым вводится единый вычет НДФЛ для вложений на ИИС, взносов в программу долгосрочных сбережений...

27.03.2024

Судебное обжалование мотивированных мнений: первые прецеденты

Информируем о принятии Арбитражным судом г. Москвы решений по делам о признании недействительными мотивированных мнени...

26.03.2024

ФНС начислила почти 8 млрд рублей штрафов за налоговые нарушения

В 2023 г. ФНС начислила гражданам и бизнесу 7,9 млрд руб. штрафов за налоговые правонарушения, установленные 16-й главой...

25.03.2024

Налоговые новости. Дайджест 18-24 марта 2024 г.

Главные новости: Правительство внесло в Госдуму очередной пакет поправок в НК РФ; крупный российский бизнес предлагает...