Загрузка...
16.06.2021
9 мин. на чтение

Минприроды разработало новый порядок проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников

en
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Минприроды России разработало проект нового «Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» (далее – Порядок)[1].

Основанием для разработки проекта стали нормы ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ (далее – 96-ФЗ), согласно которым юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на Объектах НВОС, обязаны проводить инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от передвижных источников[2].

Разработанный Порядок должен будет заменить действующий в настоящее время порядок проведения инвентаризации выбросов[3].

Новый Порядок по большей части совпадает с действующим порядком инвентаризации. Вносимыми в действующий порядок изменениями являются:
  • новые положения, устанавливающие необходимость и порядок учета выбросов от передвижных источников выбросов при проведении инвентаризации выбросов;
  • уточнение действующего положения о корректировке данных инвентаризации выбросов при изменении законодательства в данной области (т.е. в области учета выбросов)[4].
Далее более подробно остановимся на каждом из перечисленных изменений.

1. Новые положения, устанавливающие порядок учета (позволяющие обеспечить учет) выбросов от передвижных источников

Введение новых положений связано с тем, что Федеральным законом от 26.07.2019 № 195-ФЗ (далее – 195-ФЗ) были внесены изменения в ст. 22 96-ФЗ, в соответствии с которыми  инвентаризации[5] подлежат не только выбросы от стационарных источников, но и выбросы от передвижных источников.

Минприроды указало на то[6], что из-за отсутствия в действующем порядке инвентаризации положений об учете выбросов от передвижных источников у хозяйствующих субъектов возникают затруднения при проведении работ по учету таких выбросов и документировании полученных данных, а у контрольно-надзорных органов отсутствуют четкие критерии проверки соблюдения такими хозяйствующими субъектами требований законодательства.

Согласно Закону 96-ФЗ передвижной источник выбросов – это транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса[7]. При этом Порядок требует учесть при инвентаризации выбросов не все передвижные источники (и выбросы от них), а только те (и выбросы от них), которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на Объекте НВОС[8].
 
Согласно Порядку, учету подлежат следующие передвижные источники, которые эксплуатируются на Объекте НВОС:
  • автомобильный транспорт;
  • строительная, сельскохозяйственная, дорожная и иная техника, которая относится к передвижным источникам[9];
  • самолеты и иные воздушные суда;
  • железнодорожный транспорт;
  • водные суда.
comment.jpgВ 2020 г. проект аналогичных изменений[10] порядка инвентаризации получил отрицательное заключение по результатам оценки регулирующего воздействия в силу наличия в нем указанных требований об учете абсолютно всех передвижных источников, эксплуатируемых на Объекте НВОС. Несмотря на это, проект Порядка предусматривает учет всех передвижных источников, эксплуатируемых на Объекте НВОС. Таким образом, можно ожидать, что при прохождении Проектом процедуры оценки регулирующего воздействия, предусмотренные им изменения также получат отрицательное заключение по указанной причине, и проект Порядка в связи с этим будет дорабатываться.

Необходимо отметить, что, по мнению Минприроды, передвижные источники могут являться источниками выделения выбросов даже в случае отсутствия их эксплуатации[11]. Поэтому Порядком предусмотрен учет выбросов передвижных источников, эксплуатируемых на Объекте НВОС, и в том периоде, когда такие передвижные источники непосредственно не эксплуатируются[12]. В Порядке указано[13], что учету подлежат, в том числе, выбросы от передвижных источников, находящихся на[14]:
  • стоянках; и
  • сооружениях, где осуществляется работа, обслуживание и ремонт передвижных источников, погрузка и разгрузка передвижных источников[15].
Можно предположить, что под периодом, когда такие передвижные источники непосредственно не эксплуатируются, Минприроды понимает период их нахождения на указанных стоянках и сооружениях[16].

В случае, если выбросы от передвижных источников на таких стоянках и сооружениях были учтены при инвентаризации выбросов на Объекте НВОС как выбросы от стационарных источников, повторный учет выбросов на данных стоянках и сооружениях не требуется[17].
 
При инвентаризации выбросов от передвижных источников должны быть:
  • установлены виды[18] передвижных источников с указанием их количества, используемого топлива и для автотранспортных средств – экологических классов. В случае отсутствия для автотранспортного средства определенного экологического класса, экологический класс такого транспортного средства считается нулевым (Евро 0)[19];
  • определены координаты мест работы, стоянки, обслуживания и ремонта, а также основных маршрутов перемещения передвижных источников по Объекту НВОС[20];
  • определены показатели выбросов от передвижных источников, в том числе установлен качественный и количественный состав выбросов с учетом всех загрязняющих веществ, которые могут образоваться, выделиться и поступить в воздух (перечень загрязняющих веществ и их концентрации)[21];
  • определены скорости их движения по Объекту НВОС и режимы эксплуатации (функционирования)[22].
Результаты инвентаризации выбросов от передвижных источников должны быть оформлены документально[23]. В частности, по результатам инвентаризации должна быть составлена карта-схема Объекта НВОС, в которой содержатся, в том числе, сведения о размещении выявленных передвижных источников (на карту-схему должны быть нанесены основные маршруты перемещения, места работы, стоянки и ремонта/обслуживания передвижных источников)[24].
 
Для определения показателей выбросов от передвижных источников должны использоваться преимущественно расчетные методы (а не инструментальные – путем непосредственного исследования отходящих газов приборами/оборудованием на источниках выбросов). В случае использования инструментальных методов должно быть приведено обоснование выбора и применения таких методов[25].

comment.jpgНе ясно, как это правило соотносится с правилом п. 26 Порядка, которым установлено, что использование расчетных методов для определения показателей выбросов организованных источников[26] допускается только в трех строго определенных случаях (например, при отсутствии практической возможности забора проб для определения инструментальными методами в соответствии с требованиями действующих национальных стандартов). Налицо противоречие разных положений Порядка друг другу.

Для передвижных источников при инвентаризации определяются значения максимальных разовых выбросов загрязняющих веществ в граммах в секунду и суммарных годовых (валовых) выбросов в тоннах в год[27]. Расчеты выбросов осуществляются отдельно для каждого вида передвижных источников[28].

В Порядке указано, что сумма годовых выбросов от передвижных источников на Объекте НВОС рассчитывается в дополнение к расчету годовых выбросов от стационарных источников:

«Годовой выброс ЗВ (т/год) от всего объекта ОНВ рассчитывается как сумма годовых выбросов этого ЗВ из всех стационарных ИЗАВ данного объекта ОНВ. Также для объекта ОНВ отдельно рассчитывается сумма годовых выбросов ЗВ от передвижных ИЗАВ.»[29]

Результаты выявления выбросов от передвижных источников указываются в одной отдельной таблице, относящейся исключительно к передвижным источникам выбросов, рекомендуемый образец которой приведен в качестве таблицы 3.8 приложения № 3 к Порядку[30].

2. Уточнение положения о корректировке данных инвентаризации выбросов при изменениях законодательства в данной части[31]

В действующем порядке инвентаризации указано, что корректировка необходима при «изменении законодательства в сфере инвентаризации выбросов». Из этого следует, что корректировка должна производиться при любых изменениях законодательства в данной области.

Согласно проекту приказа, которым планируется утвердить Порядок[32], документация по инвентаризации, утвержденная до вступления в силу данного приказа, признается действующей и подлежит корректировке в случаях, предусмотренных Порядком. При этом проектом Порядка предусмотрено, что при изменении законодательства в области охраны атмосферного воздуха, связанном с инвентаризацией выбросов, корректировка данных инвентаризации выбросов осуществляется только в том случае, если после вступления в силу данного изменения документация по инвентаризации выбросов не соответствует требованиям законодательства.

comment.jpgСледует отметить, что с учетом указанных положений проекта приказа и Порядка проведение полной инвентаризации выбросов в связи с вступлением Порядка в силу не потребуется, необходимо будет лишь определить выбросы от передвижных источников и дополнить имеющийся отчет об инвентаризации данными о таких выбросах.

В любом случае необходимо учитывать, что после вступления Порядка в силу корректировка данных инвентаризации будет требоваться, скорее всего, чаще. Это связано с тем, что учету будут подлежать, в том числе передвижные источники, которые выходят из строя чаще стационарных (также, скорее всего, чаще меняется и состав передвижных источников).

3. Ожидаемая дата вступления нового порядка инвентаризации выбросов в силу

В проекте приказа Минприроды, которым планируется утвердить Порядок, указано, что приказ вступает в силу 1 сентября 2021 г., а в сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия проекта приказа указано, что Порядок будет утвержден в ноябре-декабре 2021 г. Таким образом, следует ожидать принятия нового порядка инвентаризации выбросов до конца текущего года.
 

О чем подумать, что сделать

Рекомендуем внимательно ознакомиться с проектом нового порядка инвентаризации выбросов, особенно в части учета выбросов от передвижных источников выбросов и учитывать новые требования при планировании и осуществлении хозяйственной деятельности.
После вступления нового Порядка инвентаризации выбросов в силу уже имеющуюся документацию по инвентаризации выбросов большинства Объектов НВОС необходимо будет скорректировать в связи с необходимостью ее дополнения данными о выбросах от передвижных источников.
 

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать юридическую поддержку компаниям по вопросам, связанным с применением нового порядка инвентаризации выбросов.



[1] Проект Порядка, а также проект приказа, которым утверждается Порядок, размещены на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
[2] В настоящее время органом, уполномоченным устанавливать порядок проведения инвентаризации выбросов, является Минприроды России (см. п. 4 ст. 22 96-ФЗ и п. 5.2.55 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 № 1219).
[3] Утвержден Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352.
[4] Абзац 6 п. 45 Порядка.
[5] Согласно п. 1 ст. 22 Закона № 96-ФЗ инвентаризация обязательна только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и только в отношении Объектов НВОС. Это же указано и в п. 3 Порядка.
[6] См. сводный отчет о проведении оценки регулирующего воздействия проекта приказа Минприроды, которым планируется утвердить Порядок.
[7] Статья 1 96-ФЗ.
[8] Пункты 3 и 5 Порядка.
[9] С учетом определения «передвижной источник», данного в Законе № 96-ФЗ, речь идет исключительно о транспортных средствах.
[10] Размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
[11] Комментарии Минприроды к проекту Порядка (https://regulation.gov.ru/projects#npa=114994, раздел «Ваши предложения» подраздел «Оставьте свое мнение …»).
[12] Пункт 3 Порядка.
[13] См., например, п. 5 и 6 Порядка.
[14] С учетом того, что Закон № 96-ФЗ содержит открытый перечень выбросов на Объектах НВОС, которые подлежат учету (об этом свидетельствует фраза «проводят инвентаризацию … выбросов …, включая выбросы от … источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте»), полагаем, что Минприроды вправе установить в Порядке необходимость учета, в том числе, выбросов от передвижных источников, находящихся (т.е. временно не эксплуатируемых) на стоянках и сооружениях, где осуществляется работа, обслуживание и ремонт передвижных источников, погрузка и разгрузка передвижных источников.
[15] Исходя из смысла различных пунктов Порядка (например, п. 12), имеются в виду не сооружения, а места работы, обслуживания, ремонта, погрузки и разгрузки передвижных источников.
[16] Имеются в виду стоянки и сооружениях в рамках территории Объекта НВОС (см. сноску 5 выше).
[17] Пункт 5 Порядка.
[18] Из Порядка следует, что установлению подлежат лишь виды передвижных источников, а не конкретные передвижные источники.
[19] Пункт 6 Порядка.
[20] Там же.
[21] Пункт 6 Порядка. При этом в Порядке указано, что перечень выбрасываемых загрязняющих веществ от передвижных источников составляется на основе данных о видах эксплуатирующихся (функционирующих) на Объекте НВОС передвижных источников, об используемом топливе, а также для автотранспортных средств - об экологическом их классе (последний абзац п. 10 Порядка).
[22] Порядок не поясняет, для чего необходимо определять скорости движения передвижных источников по Объекту НВОС и режимы их эксплуатации.
[23] Пункт 6 Порядка.
[24] Пункт 12 Порядка.
[25] Пункт 18 Порядка.
[26] К организованными источникам (то есть источникам, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух через специальные устройства отвода выбросов) будет относится большинство передвижных источников.
[27] Пункт 19 Порядка.
[28] Пункт 31 Порядка.
[29] Пункт 43 Порядка.
[30] Пункт 40 Порядка.
[31] Абзац 6 п. 45 Порядка.
[32] Пункт 2 проекта приказа.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

13.03.2024

Новости банкротства. Банкротство иностранных компаний в России. Юлия Литовцева

В этом ролике Юлия Литовцева партнер, руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп», расскажет о банкротстве иностранных компаний в РФ...

Смотреть

19.03.2024

Новости экологии: обращение с пестицидами и агрохимикатами, лесные дороги, свалки, мед. отходы и др.

В этом ролике Наталья Стенина, партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о самых главных н...

20.02.2024

Недропользование: судебные подходы

Судебные подходы к разрешению споров, связанных с недропользованием, не отличаются единообразием. Руководитель группы...

19.02.2024

Экология: MustRead за 6–19 февраля 2024 г.

Главные новости: Вступил в силу новый порядок рассмотрения и одобрения проекта программы повышения экологической...

06.02.2024

Новости экологии: проект "Чистый воздух", НДТ добычи и обогащения угля, парниковые газы

В этом ролике Наталья Стенина — партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о самых главных ...