В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 предельные сроки направления требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, а также сроки принятия решений об их взыскании увеличены на 6 месяцев.
Постановление, таким образом, не запрещает налоговым органам принимать эти меры по взысканию раньше, до истечения предельных сроков.
Своим Письмом от 03.04.2020 № ЕД-20-8/37@ ФНС РФ поручает налоговым инспекциям приостановить применение мер взыскания задолженности и соответствующих обеспечительных мер до 30.04.2020 (включительно) в отношении всех налогоплательщиков, организаций и индивидуальных предпринимателей.
Здесь же предусмотрено исключение: если налогоплательщик не относится к наиболее пострадавшим от текущей ситуации отраслям (PG: исходя из утвержденного перечня таких отраслей, а также кода основного вида деятельности налогоплательщика согласно ЕГРЮЛ/ЕГРИП) и приостановление «может повлечь сокрытие активов и (или) возможность совершения иных действий, препятствующих взысканию», то вопрос о приостановлении взыскания должен рассматриваться вышестоящим налоговым органом.
Использование союза «и» в том месте Письма, где говорится об исключении, должно говорить о том, что оба условия должны соблюдаться одновременно. Иначе говоря, если налогоплательщик относится к «не пострадавшим» отраслям и при этом есть причины сомневаться в его намерениях, то в приостановлении взыскания может быть отказано. Но по отношению к налогоплательщикам из «пострадавших» отраслей взыскание должно приостанавливаться во всех случаях. Но возможно и иное понимание: даже в отношении налогоплательщика из «пострадавших» отраслей взыскание может продолжаться, если есть подозрения, что он использует эту отсрочку вопреки интересам бюджета. Какое из пониманий правильное и что важнее, поддержка «пострадавших» отраслей или интересы бюджета, мы скоро узнаем по практике применения этого Письма. |