Загрузка...
27.07.2020
7 мин. на чтение

Закон «О цифровых финансовых активах» принят Госдумой

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о принятии Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон)[1].

Законопроект был внесен в Госдуму еще в марте 2018 года во исполнение поручения Президента РФ от 21.10.2017 № Пр-2132 по итогам совещания по вопросу использования цифровых технологий в финансовой сфере[2].

Закон регулирует отношения, возникающие при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов, особенности деятельности оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и оператора обмена цифровых финансовых активов, а также отношения, возникающие при обороте цифровой валюты в РФ. Текст закона претерпел существенные изменения в процессе его подготовки ко второму чтению, например, исчезли такие понятия как «майнинг» и «токен», а также исключены нормы об уголовной и административной ответственности.

Цифровые финансовые активы

Закон вводит понятия, ранее не фигурировавшие в российском законодательстве, в частности, понятие цифровых финансовых активов (далее – ЦФА) – цифровые права, предусмотренные решением о выпуске ЦФА в установленном законом порядке, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы. Такие цифровые права могут включать:

  • денежные требования;
  • возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам;
  • права участия в капитале непубличного акционерного общества;
  • право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг.

Под распределенным реестром понимается совокупность баз данных, тождественность содержащейся информации в которых обеспечивается на основе установленных алгоритмов.

Решение о выпуске ЦФА должно содержать в том числе информацию о лице, осуществляющем выпуск ЦФА, об операторе информационной системы, видах и объеме прав, удостоверяемых ЦФА, их количестве и цене. Обязательным условием выпуска ЦФА является публикация решения об их выпуске на сайте лица, выпускающего ЦФА, и на сайте оператора информационной системы, в рамках которой будет осуществляться выпуск.

Выпускать ЦФА вправе юридические лица – коммерческие и некоммерческие организации, а также ИП. Приобретать ЦФА могут любые лица, которые одновременно являются пользователями информационной системы, в которой учитываются эти активы, и имеют доступ к такой системе. При этом Закон содержит положения, в соответствии с которыми Банк России вправе определить признаки ЦФА, которые смогут приобретать только квалифицированные инвесторы, а также определять признаки ЦФА, приобретение которых неквалифицированными инвесторами будет ограничено определенной суммой вложений.

Предоставление доступа к информационной системе, в которой осуществляется выпуск ЦФА, ведение реестра пользователей такой информационной системы, а также ее функционирование обеспечивает оператор. Оператором может быть юридическое лицо, личным законом которого является российское право. Такое юридическое лицо должно быть включено Банком России в реестр операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск ЦФА. Оператором могут быть, в том числе, кредитная организация, депозитарий, лицо, имеющее право осуществлять деятельность организатора торговли.

Кроме того, Закон устанавливает требования к квалификации и деловой репутации лиц, осуществляющих функции по управлению юридическим лицом, являющимся оператором информационной системы, а также к некоторым другим сотрудникам оператора (например, к главному бухгалтеру). Однако данные требования не распространяются на операторов, являющихся кредитной организацией, организатором торговли, депозитарием или лицом, осуществляющих деятельность по ведению реестра ценных бумаг.

Помимо обязанностей по обеспечению функционирования информационной системы, разработке и утверждению правил этой системы, оператор обязан предоставлять информацию о ЦФА и их обладателе по требованию суда, отдельных государственных органов (например, налоговых органов, органов предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве), а также по требованию конкурсного управляющего в ходе конкурсного производства в отношении обладателя таких активов.

Закон допускает оборот ЦФА на территории РФ. В частности, они могут быть предметом сделки купли-продажи, обмениваться на иные виды ЦФА, становиться предметом залога. Разрешен оборот ЦФА, выпущенных в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом.

Все перечисленные сделки совершаются через оператора обмена ЦФА. Свои функции оператор может осуществлять как путем сопоставления заявок на совершение сделок с ЦФА, поданных от пользователей информационной системы, так и путем участия за свой счет в такой сделке в качестве стороны в интересах третьих лиц.

Оператором обмена ЦФА могут быть кредитные организации, организаторы торговли, а также иные юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), включенные Банком России в реестр операторов обмена ЦФА. К юридическим лицам, не являющимся кредитной организацией или организатором торговли, Закон предъявляет следующие требования:

  • личным законом юридического лица является российское право;
  • размер уставного капитала на день подачи ходатайства о включении в реестр операторов обмена ЦФА составляет не менее 50 млн руб. (не распространяется на некоммерческие организации);
  • размер чистых активов для хозяйственного общества составляет не менее 50 млн рублей; для некоммерческих организаций – совокупный ежегодный размер имущественных взносов учредителей не менее 50 млн руб.;
  • участниками (членами, акционерами) такого юридического лица не могут быть юридические лица, зарегистрированные в офшорных зонах.

Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА, может привлекать оператора обмена ЦФА для совершения сделок в такой информационной системе, либо совмещать свою деятельность с деятельностью оператора по обмену ЦФА.

Закон предусматривает механизмы, защищающие интересы неквалифицированных инвесторов. Так, если лицо, не являющееся квалифицированным инвестором, приобрело ЦФА, которые в соответствии с актом Банка России могут приобретаться только квалифицированными инвесторами, оператор обмена ЦФА обязан по требованию такого лица приобрести у него эти ЦФА за свой счет и возместить ему все понесенные им при этом расходы. Аналогичный подход предусмотрен для случаев, когда лицо было неправомерно признано квалифицированным инвестором через оператора обмена ЦФА (такое право предоставлено оператору законом).

Закон предъявляет специальные требования к рекламе ЦФА: в рекламном сообщение должно содержаться предупреждение и том, что ЦФА являются высокорискованными, их приобретение может привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. Также реклама должна содержать следующую рекомендацию: до совершения сделок с предлагаемыми ЦФА следует ознакомиться с рисками, с которыми связано их приобретение.

Цифровые валюты

В отношении цифровой валюты Закон предусматривает регулирование лишь отдельных вопросов, таких как статус цифровых валют, их выпуск и обращение. По словам главы Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, более подробное регулирование цифровых валют планируется определить в другом законе, который может быть принят в осеннюю сессию[3].

Цифровая валюта определяется как совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются или могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, денежной единицей иностранного государства или международной денежной или расчетной единицей, или в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора или узлов информационной системы, обязанных обеспечивать только соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему по ее правилам.

Статус цифровой валюты как объекта гражданских прав по-прежнему не закреплен, однако для целей антиотмывочного закона, законов о банкротстве, о противодействии коррупции и об исполнительном производстве цифровая валюта признается имуществом.

Закон разрешает выпуск и переход цифровой валюты от одного обладателя к другому на территории РФ, при этом оплата цифровой валютой товаров, работ или услуг, а также распространение информации о предложении или приеме цифровой валюты в качестве оплаты не допускается.

Судебная защита по требованиям юридических лиц, связанным с обладанием цифровой валютой, будет предоставляться только в случае информирования такими лицами налоговых органов о фактах обладания цифровой валютой и совершении сделок с ней. Порядок такого информирования пока не установлен.

Федеральный закон вступит в силу с 1 января 2021 г. Лица, уже осуществляющие деятельность по организации выпуска, учета и обращения ЦФА или деятельность по организации совершения сделок с такими активами, обязаны привести свою деятельность в соответствие с новыми требованиями до 1 июня 2021 г.

О чем подумать, что сделать

Закон относит большой круг вопросов к ведению Банка России, в частности, вопросы определения предела для инвестиций неквалифицированными инвесторами в ЦФА, что оставляет открытым вопрос о том, насколько принятый Закон отвечает нуждам гражданского оборота: станут ли ЦФА реальным инструментом для привлечения инвестиций или окажутся за рамками интереса инвесторов по причине слишком маленького размера допустимых вложений.

Кроме того, отсутствие в Законе положений, устанавливающих ответственность за нарушения порядка выпуска и обращения ЦФА и цифровых валют, не исключает возможности установления такой ответственности отдельными законами.

Операторам информационных систем, в которых осуществляется выпуск ЦФА, а также операторам по обмену ЦФА рекомендуется начать процесс приведения своей деятельности в соответствие с требованиями нового Закона.

Лицам, желающим осуществлять выпуск и операции с цифровой валютой, рекомендуется дождаться принятия профильного закона ввиду отсутствия правового регулирования порядка выпуска и обращения цифровой валюты, а также ответственности за совершение правонарушений в данной сфере.

Помощь консультантов

Команда межотраслевой группы «Правовое сопровождение цифровой экономики» юридической компании «Пепеляев Групп», состоящая из специалистов в области правового регулирования информационных технологий, интеллектуальной собственности и использования персональных данных, готова оказать полный спектр юридических услуг, связанных с любыми аспектами применения информационных технологий.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

23.01.2024

Новости экологии: ГЭЭ, РОП, недропользование, угольные шахты, экологическая информация и др.

В ролике Наталья Стенина — партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о самых главных новостях экологии за последнее время.

Смотреть

26.03.2024

Деятельность маркетплейсов урегулируют

5 марта 2024 года в Государственную Думу внесен законопроект № 568223-8, предусматривающий унифицированное правовое...

23.03.2024

О запрете размещения рекламы на информационных ресурсах иностранных агентов

Президент РФ подписал Федеральный закон от 11.03.2024 № 42-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона „О контроле...

01.03.2024

Цифровая экономика. Дайджест за 1–29 февраля 2024 г.

Главные новости: в 2023 году основным направлением изменений в законодательстве стало регулирование данных; ответственных...

01.02.2024

Цифровая экономика. Дайджест за 1–31 января 2024 г.

Главные новости: Правительству поручили до мая представить меры по увеличению господдержки ИИ; правительство выступ...