Загрузка...
08.11.2023
6 мин. на чтение

Конституционный Суд исключил штрафы за налоговые правонарушения из объема субсидиарной ответственности

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о правовой позиции Конституционного Суда РФ в вопросе о том, подлежат ли штрафы за налоговые правонарушения должника включению в размер субсидиарной ответственности контролирующего лица.

В Постановлении от 30.10.2023 № 50-П Конституционный Суд РФ (КС РФ) проверил конституционность нормы п. 11 ст. 61.11 Закона о банкротстве, в соответствии с которой размер субсидиарной ответственности складывается из суммы реестровых и текущих требований, не погашенных из-за недостаточности имущества должникаПостановление КС РФ от 30.10.2023 № 50-П по делу о проверке конституционности пунктов 9 и 11 статьи 61.11 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданки Л.В. Ваулиной.
.

Обстоятельства спора

В деле о банкротстве компании к ее руководителю и единственному участнику были предъявлены требования о привлечении к субсидиарной ответственности в сумме всей налоговой задолженности, включая недоимку, пени и штрафы. Требования были удовлетворены судом и подтверждены последующими инстанциями. В сумму ответственности были включены все обязательства должника, в том числе штрафы за налоговые правонарушения.

По итогам обращения ответчика в Конституционный Суд РФ было принято Постановление, ниже приведены его основные положения.

1. Налоговые штрафы, наложенные на должника, не могут быть взысканы с контролирующих лиц в порядке субсидиарной ответственности

КС РФ подтвердил ранее сформированный подход о деликтном характере субсидиарной ответственности и применимости в этих случаях смежных норм о возмещении убытков (ст. 15, 1064 ГК РФ).

С учетом этого к ст. 61.11 Закона о банкротстве о размере субсидиарной ответственности применимо конституционное толкование названных смежных норм, данное в Постановлении КС РФ от 08.12.2017 № 39-ППостановление КС РФ от 08.12.2017 № 39-П «По делу о проверке конституционности положений статей 15, 1064 и 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и части первой статьи 54 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Г.Г. Ахмадеевой, С.И. Лысяка и А.Н. Сергеева».
. В нем тоже рассматривался вопрос объема возмещаемых гражданином убытков, но в ситуации совершения таким гражданином налогового преступления, а не гражданского правонарушения.

Иной подход создавал бы ситуацию, при которой:

  • лица, способствовавшие уклонению организации от уплаты налогов и получившие негативную уголовно-правовую оценку своих действий, не несут бремя уплаты штрафа за организацию;

  • тогда как контролирующие лица, чьи действия такую оценку не получили, данное бремя несут в порядке субсидиарной ответственности.

В итоге КС РФ констатировал, что п. 11 ст. 61.11 Закона о банкротстве не противоречит Конституции РФ, поскольку не является основанием взыскания суммы штрафов за налоговые правонарушения должника в составе субсидиарной ответственности.

Комментарий

Мотивировка КС РФ во многом сводится к отсылкам к ранее сформированным им позициям. Важно напомнить причины разных подходов к возмещению убытков в части сумм пени и штрафов за налоговые нарушения. В комментируемом акте Конституционный Суд обратил внимание на их разную правовую природу, которая ранее была объяснена в иных постановлениях КС РФСм., например, Постановление КС РФ от 06.02.2018 № 6-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 81 и статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Таиф».
. Пеня – это компенсация потерь государственной казны в случае задержки уплаты налога. Штрафы же носят карательный характер и являются наказанием за противоправное виновное деяние. Последние, по сути, выходят за рамки налогового обязательства как такового.

В Постановлении от 08.12.2017 № 39-П КС РФ подчеркнул, что при взыскании убытков в связи с неуплатой налогов должником-банкротом это лицо компенсирует ущерб, причиненный должнику (кредиторам), а не несет ответственность за налоговые правонарушения должника.

2. Личные и семейные обстоятельства ответчика не влияют на размер его ответственности

КС РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы Ответчика в части]проверки конституционности положений пп. 9, 11 ст. 61.11 Закона о банкротстве в той мере, в которой они не позволяют суду уменьшить размер субсидиарной ответственности в зависимости от имущественного и семейного положения привлекаемого лица.

В указанном контексте Суд сослался на свою же позицию из Определения от 14.12.2021 № 2644-О и отметил, что личные обстоятельства, не относящиеся к предмету спора и не связанные с заглаживанием неблагоприятных последствий своих неправомерных действий, не могут рассматриваться как основание для уменьшения размера ответственности.

Одновременно КС РФ напомнил примеры таких основанийПункт 29 Обзора судебной практики разрешения споров о ВС РФ 26.04.2023; определение ВС РФ от 07.07.2022 № 308-ЭС16-6482 (24, 25).
:

  • наличие иных, помимо действий ответчика, обстоятельств, повлекших неплатежеспособность должника;

  • явная несоразмерность причиненного им вреда объему реестра требований кредиторов;

  • деятельное раскаяние ответчика, например, в виде погашения вреда в причиненном размере или способствования нахождению имущества должника или иных бенефициаров.

Комментарий

Указанная позиция подтверждает необходимость правильной расстановки акцентов при защите от субсидиарной ответственности. Обращаем внимание на расширяющуюся практику применения в спорах о субсидиарной ответственности правила защиты делового решения, важность экономического обоснования действий. Существенным фактором, который может повлиять на размер и привлечение к ответственности, является добросовестность и статус заявителя по спору.

В то же время и факты, не связанные напрямую с предметом спора и бизнесом должника, могут оказаться полезными, например, в ситуации избрания судом обеспечительных мер.

Права контролирующих лиц оспаривать акты налоговых органов и судебные акты, связанные с налоговыми обязательствами должника

Кроме того, КС РФ подтвердил конституционность п. 9 ст. 61.11 Закона о банкротстве в контексте наличия у привлекаемого лица достаточных механизмов правовой защиты в споре о привлечении к субсидиарной ответственности, инициированном на основании решения налогового органа.

Суд напомнил, что применительно к требованиям налогового органа у контролирующих лиц имеются следующие права:

  • заявлять своих возражения в спорах о включении требований ФНС в реестр кредиторов и о привлечении их к субсидиарной ответственности;

  • обжаловать определения о включении требования налогового органа в реестр требований кредиторов (при этом проверяется, могло ли контролирующее лицо определять действия юридического лица, инициировать обжалование решения налогового органа самим налогоплательщиком)Определения КС РФ от 31.05.2022 № 1153-О, от 29.09.2022 года № 2645-О, от 25.04.2023 № 783-О и № 882-О.
    ;

  • участвовать в налоговом споре должника в качестве третьего лица, а в случае, когда по делу уже вынесен судебный акт, – обжаловать решения суда в апелляционном и кассационном порядке.

О чем подумать?

В комментируемом Постановлении отсутствует прямое указание на возможность его ретроспективного применения в отношении споров иных лиц, кроме заявителя жалобы. Соответственно, оно не может служить основанием для пересмотра уже вынесенных судебных актов по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. Однако при пересмотре в апелляционном и кассационном (включая ВС РФ) порядке Постановление должно учитываться судом, и его необходимо использовать при формировании позиции сторон.

При возникновении рисков привлечения к субсидиарной ответственности по налоговым обязательствам должника рекомендуем предварительно анализировать состав таких обязательств. Это позволит:

  • снизить риски привлечения к субсидиарной ответственности с применением презумпции вины в «доведении компании до банкротства» (подп. 3 п. 2 ст. 61.11 Закона о банкротстве);

  • при необходимости переквалифицировать требования с субсидиарной ответственности на взыскание убытков;

  • уменьшить размер ответственности, исключив из нее штрафы.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом защиты контролирующих лиц от субсидиарной ответственности и взыскания убытков. Мы готовы обеспечить не только эффективное сопровождение соответствующих споров в суде, но и помочь создать условия для исключения или минимизации рисков такой ответственности: внедрить антибанкротный комплаенс, дать предварительную оценку рисков реструктуризации бизнеса, принятия корпоративных решений, совершения сделок, структуризации личных активов.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

27.10.2023

Новости банкротства за сентябрь 2023. Урегулирование налоговых обязательств в банкротстве: сложно, но можно.

Сегодняшний выпуск новостей банкротства MustSee посвящен новостям об урегулировании налогов в банкротстве и в его преддверии. Выпуск будет интересен тем, кто сталкивается...

Смотреть

22.10.2025

Банкротство: MustRead за 16–22 октября 2025 г. Выпуск № 293

Главные новости: Единственное жилье в ипотеке может стать неприкосновенно Не уверен – не распределяй конкурсную...

15.10.2025

Банкротство: MustRead за 9–15 октября 2025 г. Выпуск № 292

Главные новости: Введение новой процедуры и иные глобальные изменения в сфере банкротства Впервые решение российского...

14.10.2025

Кассация: вывод о заниженной цене актива требует объективного анализа рынка

Арбитражный суд Дальневосточного округа указал, что при оспаривании сделок должника судам следует тщательно исследовать ...

08.10.2025

ВС изучит влияние ЕНС на процедуру банкротства

ФНС обратилась в суд с заявлением о признании ООО «Партнер-Строй» банкротом на основании налоговой задолженности. Комментирует...