Загрузка...
11.10.2011
4 мин. на чтение

Изменения в соглашениях об избежании двойного налогообложения

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Правительством РФ одобрены проекты Протоколов о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество и в Соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал.

Протокол к Соглашению с Люксембургом

Как следует из текста одобренного проекта Протокола , изменения в подписанное в 1993 г. и действующее в настоящее время Соглашение с Люксембургом затронут, в частности, вопросы:

- обмена информацией по налоговым вопросам между компетентными органами России и Люксембурга;
- ограничения применения льгот, предусмотренных Соглашением;
- налогообложения отдельных видов доходов, в том числе доходов по акциям, а также по паям паевых инвестиционных фондов.

Так, согласно проекту Протокола в новой редакции будет изложена статья 26 Соглашения с Люксембургом, предусматривающая обмен информацией между налоговыми органами России и Люксембурга. Новая редакция этой статьи будет предусматривать возможность такого обмена информацией по любым налогам; при этом специально оговорена невозможность отказа в предоставлении информации «только лишь на том основании, что такой информацией располагает банк, иная финансовая организация, номинальный держатель, агент или доверительный управляющий или что такая информация раскрывает собственников какого-либо лица».

Также в Соглашении с Люксембургом будет изменена статья 29, которая получит новое название - «Ограничение льгот». В новой редакции статья будет предусматривать невозможность для налогоплательщиков применения тех или иных освобождений от налогообложения в тех случаях, когда будет установлено что одной из главных целей создания или существования такого налогоплательщика было получение льгот в соответствии с этим Соглашением.

Одновременно проект Протокола предусматривает снижение до 5% минимальной ставки, по которой облагаются дивиденды, получаемые резидентом одного государства от источников в другом государстве. В то же время, предлагается дополнительно отнести к дивидендам доходы, в том числе выплачиваемые в форме процентов, которые подлежат такому же налогообложению, как доходы от акций в соответствии с налоговым законодательством соответствующего государства, а также любые выплаты по паям паевых инвестиционных фондов или аналогичных коллективных форм инвестирования (за исключением относящихся к недвижимому имуществу). При этом также предполагается облагать в государстве, где находится то или иное недвижимое имущество, как доходы, выплачиваемые по паям инвестиционных фондов, созданным для инвестиций в такую недвижимость, так и доходы от отчуждения акций организаций, более 50% стоимости которых представлено этим недвижимым имуществом.

Протокол к Соглашению со Швейцарией

Правительством РФ также одобрен  схожий по своей сути проект Протокола о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15 ноября 1995 г.

Ряд положений проекта Протокола также направлен на повышение эффективности обмена информацией между налоговыми органами России и Швейцарии. В частности, специально оговаривается, что в целях получения запрашиваемой информации «налоговые органы Договаривающегося Государства, получившего запрос, для выполнения обязательств, установленных настоящим пунктом, имеют право в принудительном порядке обеспечивать раскрытие информации … независимо от … любых положений законодательства этого Договаривающегося Государства».

Одновременно предполагается включить в текст Соглашения со Швейцарией отдельную статью, направленную на «противодействие кондуиту» . Суть нововведения будет состоять в невозможности в ряде случаев претендовать на льготы по Соглашению со Швейцарией, если, например, резидент России, получающий доход от источников соответственно в Швейцарии, выплачивает полученный доход третьему лицу, которое при получении такого дохода напрямую само по себе не могло бы претендовать на такое льготное налогообложение.

Также проект Протокола со Швейцарией предусматривает ряд изменений в налогообложении таких видов доходов, получаемых резидентами одного государства от источников в другом государстве, как: дивиденды, проценты, доходы от отчуждения акций, более 50% стоимости которых представлено недвижимым имуществом, находящимся в стране – источнике дохода. Протокол со Швейцарией, как и протокол с Люксембургом, предусматривает ряд иных изменений.

Важной особенностью Протокола со Швейцарией может стать то обстоятельство, что новый порядок обмена информацией, предусмотренный проектом Протокола, будет применяться к запросам, направленным в день вступления Протокола в силу или после него, в отношении информации, относящейся к налоговым периодам, начинающимся первого или после первого января календарного года, следующего за годом, в котором этот Протокол вступит в силу.

Комментарии и рекомендации

После подписания сторонами Протоколов (протокол к соглашению со Швейцарией подписан 25 сентября 2011 г.) потребуется выполнение внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Протоколов в силу (в России это ратификация). Соответствующие изменения будут применяться в отношении налоговых периодов, начинающихся 1 января или после 1 января календарного года, следующего за годом, в котором Протоколы вступят в силу.

В связи с ожидаемыми изменениями специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» рекомендуют российским налогоплательщикам, осуществляющим хозяйственные операции с налоговыми резидентами Люксембурга и Швейцарии, проверить, в какой мере изменения могут затронуть режим налогообложения операций с такими контрагентами.


[1] Распоряжение Правительства РФ от 11.08.2011 г. № 1410-р

[2] Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2011 г. № 1624-р.

[3] Термин «кондуит», по сути, представляет собой заимствование из английского языка термина, употребляемого  применительно к так называемым «conduit companies », рассматриваемым в Комментариях к статьям Типовой модели Конвенции по налогам на доход и капитал Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).


Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

в Москве – к Андрею Терещенко, Партнеру, Руководителю группы "Международное налогообложение" по тел.: (495) 967-00-07 либо по a.tereschenko@pgplaw.ru; Владимиру Воинову, Ведущему юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail

в  Санкт-Петербурге – к Сергею Сосновскому, руководителю налоговой практики (СПб), по тел.: (812) 333-07-17 либо по e-mail


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

07.11.2024

Legal Drinks. Иван Хаменушко и Роман Бевзенко.

В рамках проекта LEGAL DRINKS Роман Бевзенко берет интервью у Ивана Хаменушко, старшего партнера, руководителя налоговой практики.

Смотреть

22.01.2025

Что изменится при вступлении СИДН с ОАЭ для резидентов РФ?

17 января 2025 года представители России и ОАЭ парафировали соглашение об избежании двойного налогообложения. Стороны пл...

21.01.2025

КС рассказал, что считать реализацией имущества по УСН

Конституционный суд указал, что налогом облагается экономическая выгода. При расчете обложения по упрощенной системе надо...

21.01.2025

Хозяйственное общество платит налог при выходе участника, если оно обогатилось от выхода: изучаем правовую позицию Конституционного Суда РФ

Конституционный Суд РФ принял Постановление от 21.01.2025 № 2-П о налоговых последствиях выдачи имущества выходящему участнику...

20.01.2025

Налоговые новости. Дайджест 13–19 января 2025 г.

Главные новости: Минюст предложил повысить штрафы за экономические преступления, включая налоговые; в 2025 г. налоговый ...