Загрузка...
11.10.2011
4 мин. на чтение

Изменения в соглашениях об избежании двойного налогообложения

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Правительством РФ одобрены проекты Протоколов о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество и в Соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал.

Протокол к Соглашению с Люксембургом

Как следует из текста одобренного проекта Протокола , изменения в подписанное в 1993 г. и действующее в настоящее время Соглашение с Люксембургом затронут, в частности, вопросы:

- обмена информацией по налоговым вопросам между компетентными органами России и Люксембурга;
- ограничения применения льгот, предусмотренных Соглашением;
- налогообложения отдельных видов доходов, в том числе доходов по акциям, а также по паям паевых инвестиционных фондов.

Так, согласно проекту Протокола в новой редакции будет изложена статья 26 Соглашения с Люксембургом, предусматривающая обмен информацией между налоговыми органами России и Люксембурга. Новая редакция этой статьи будет предусматривать возможность такого обмена информацией по любым налогам; при этом специально оговорена невозможность отказа в предоставлении информации «только лишь на том основании, что такой информацией располагает банк, иная финансовая организация, номинальный держатель, агент или доверительный управляющий или что такая информация раскрывает собственников какого-либо лица».

Также в Соглашении с Люксембургом будет изменена статья 29, которая получит новое название - «Ограничение льгот». В новой редакции статья будет предусматривать невозможность для налогоплательщиков применения тех или иных освобождений от налогообложения в тех случаях, когда будет установлено что одной из главных целей создания или существования такого налогоплательщика было получение льгот в соответствии с этим Соглашением.

Одновременно проект Протокола предусматривает снижение до 5% минимальной ставки, по которой облагаются дивиденды, получаемые резидентом одного государства от источников в другом государстве. В то же время, предлагается дополнительно отнести к дивидендам доходы, в том числе выплачиваемые в форме процентов, которые подлежат такому же налогообложению, как доходы от акций в соответствии с налоговым законодательством соответствующего государства, а также любые выплаты по паям паевых инвестиционных фондов или аналогичных коллективных форм инвестирования (за исключением относящихся к недвижимому имуществу). При этом также предполагается облагать в государстве, где находится то или иное недвижимое имущество, как доходы, выплачиваемые по паям инвестиционных фондов, созданным для инвестиций в такую недвижимость, так и доходы от отчуждения акций организаций, более 50% стоимости которых представлено этим недвижимым имуществом.

Протокол к Соглашению со Швейцарией

Правительством РФ также одобрен  схожий по своей сути проект Протокола о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15 ноября 1995 г.

Ряд положений проекта Протокола также направлен на повышение эффективности обмена информацией между налоговыми органами России и Швейцарии. В частности, специально оговаривается, что в целях получения запрашиваемой информации «налоговые органы Договаривающегося Государства, получившего запрос, для выполнения обязательств, установленных настоящим пунктом, имеют право в принудительном порядке обеспечивать раскрытие информации … независимо от … любых положений законодательства этого Договаривающегося Государства».

Одновременно предполагается включить в текст Соглашения со Швейцарией отдельную статью, направленную на «противодействие кондуиту» . Суть нововведения будет состоять в невозможности в ряде случаев претендовать на льготы по Соглашению со Швейцарией, если, например, резидент России, получающий доход от источников соответственно в Швейцарии, выплачивает полученный доход третьему лицу, которое при получении такого дохода напрямую само по себе не могло бы претендовать на такое льготное налогообложение.

Также проект Протокола со Швейцарией предусматривает ряд изменений в налогообложении таких видов доходов, получаемых резидентами одного государства от источников в другом государстве, как: дивиденды, проценты, доходы от отчуждения акций, более 50% стоимости которых представлено недвижимым имуществом, находящимся в стране – источнике дохода. Протокол со Швейцарией, как и протокол с Люксембургом, предусматривает ряд иных изменений.

Важной особенностью Протокола со Швейцарией может стать то обстоятельство, что новый порядок обмена информацией, предусмотренный проектом Протокола, будет применяться к запросам, направленным в день вступления Протокола в силу или после него, в отношении информации, относящейся к налоговым периодам, начинающимся первого или после первого января календарного года, следующего за годом, в котором этот Протокол вступит в силу.

Комментарии и рекомендации

После подписания сторонами Протоколов (протокол к соглашению со Швейцарией подписан 25 сентября 2011 г.) потребуется выполнение внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Протоколов в силу (в России это ратификация). Соответствующие изменения будут применяться в отношении налоговых периодов, начинающихся 1 января или после 1 января календарного года, следующего за годом, в котором Протоколы вступят в силу.

В связи с ожидаемыми изменениями специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» рекомендуют российским налогоплательщикам, осуществляющим хозяйственные операции с налоговыми резидентами Люксембурга и Швейцарии, проверить, в какой мере изменения могут затронуть режим налогообложения операций с такими контрагентами.


[1] Распоряжение Правительства РФ от 11.08.2011 г. № 1410-р

[2] Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2011 г. № 1624-р.

[3] Термин «кондуит», по сути, представляет собой заимствование из английского языка термина, употребляемого  применительно к так называемым «conduit companies », рассматриваемым в Комментариях к статьям Типовой модели Конвенции по налогам на доход и капитал Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).


Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

в Москве – к Андрею Терещенко, Партнеру, Руководителю группы "Международное налогообложение" по тел.: (495) 967-00-07 либо по a.tereschenko@pgplaw.ru; Владимиру Воинову, Ведущему юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail

в  Санкт-Петербурге – к Сергею Сосновскому, руководителю налоговой практики (СПб), по тел.: (812) 333-07-17 либо по e-mail


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

28.02.2024

Разграничение подсудности при экстерриториальных налоговых проверках. Сергей Пепеляев и Щербак Е.

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Пепеляева с автором статьи «Разграничение подсудности при экстерриториальных налоговых проверках» Елизаветой Щербак...

Смотреть

25.04.2024

АКРА оценила эффект для бюджета от налоговой реформы

Рейтинговое агентство АКРА оценило возможное влияние налоговой прогрессии в России с 2025 года на доходы бюджета: каждый...

25.04.2024

Непостижимая прогрессия: каким не должен быть подоходный налог в России

Возвращение к прогрессивной шкале НДФЛ может стать очень неудачным поворотом российской налоговой политики, считает управляющий...

24.04.2024

Развитие КИС АР выходит на новый этап

23 апреля в очном формате состоялось очередное заседание Совета ФПА РФ, на котором был утвержден ряд документов, в частности...

24.04.2024

Налоговый контроль: Что обсуждали на конференции

19 апреля в Hotel Continental Москва прошла ХII Практическая конференция «Налоговый контроль в 2024 году: главные тренды,...