Изменения в Соглашение об избежании двойного налогообложения с Кипром
7 октября 2010 г. подписан Протокол о внесении изменений в Соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и Республикой Кипр, заключенное в 1998 г. Протокол внес значительные коррективы в Соглашение. Многие положения Протокола явно направлены на борьбу с агрессивным налоговым планированием. В то же время, ряд изменений делает Кипр более привлекательной юрисдикцией для использования российскими компаниями при осуществлении инвестиций за рубежом.
Ожидается, что протокол вступит в силу после ратификации в России и на Кипре и обмена ратификационными грамотами, предположительно с 2012 или 2011 года.
Анализ изменений
Основные изменения и комментарии к ним представлены в таблице.
Вид дохода/предмет Соглашения |
Действующее соглашение |
Измененное соглашение |
Комментарии | |
1 |
Дивиденды |
5% ставка налога у источника с соблюдением необходимых условий применяется при прямых инвестициях в размере не менее 100 тыс. долларов |
5% ставка применяется при прямых инвестициях в размере не менее 100 тыс. евро |
Если размер прямых инвестиций меньше 100 тыс. евро, для сохранения 5% ставки налога необходимо увеличение инвестиций до указанной величины |
2 |
Проценты, приравненные к дивидендам по ст.269 НК РФ |
Считаются процентами |
Приравниваются к дивидендам для целей Соглашения. |
Для целей данного положения соглашения сверхлимитные проценты по ст. 269 НК РФ (недостаточная капитализация) будут приравниваться к дивидендам и их обложение налогом у источника в России не будет противоречить Соглашению |
3 |
Оказание услуг через одно или несколько уполномоченных лиц в течение 183 дней в периоде 12 месяцев по одному или нескольким связанным проектам |
Нет специальных положений |
Такая деятельность образует постоянное представительство |
При выдаче доверенностей на осуществление деятельности от имени кипрской компании следует учитывать повышение рисков образования постоянного представительства, в особенности для случаев управленческой и консалтинговой деятельности, когда уполномоченное по доверенности лицо является бенефициаром и активно действует в России от имени компании. |
4 |
Доход от ПИФ, организованного преимущественно для инвестиций в недвижимость |
Нет специальных положений |
Такой доход приравнивается к доходу от недвижимости и может облагаться налогом у источника в России |
Использование ПИФ для инвестиций в недвижимость активно использовалось при налоговом структурировании. С вступлением поправок в силу доходы от ПИФ будут облагаться в России по ставке 20% для компаний и 30% для физических лиц – нерезидентов. Во многих случаях потребуется изменение таких структур. |
5 |
Доходы от продажи акций/долей российских компаний, более 50% активов которых составляет недвижимость |
Освобождены от налогообложения в России |
Будут облагаться в России по ставке 20%. |
Положение противодействует распространенному способу продажи недвижимости под видом продажи акций/долей. Оно вступает в силу через 4 года после вступления в силу Протокола. |
6 |
Обмен информацией |
Положение существовало, но не работало на практике из-за режима банковской и профессиональной тайны |
Новая статья прямо предусматривает что банковская, профессиональная тайна не может служить основанием для отказа в предоставлении информации |
Мотивированные запросы российских налоговых органов, сделанные в адрес кипрских налоговых органов и соответствующие установленным правилам, будут удовлетворяться. Необходимо исходить из того что российским налоговым органам может быть принципиально доступна информация о структуре собственности и бизнеса кипрской компании. |
7 |
Помощь в сборе налогов |
Статья существовала, но не предусматривала конкретных прав и обязанностей |
Статья содержит более детально прописанный механизм осуществления помощи в сборе налогов и применяется к налогам любого вида. |
Данная статья позволит российским налоговым органам направлять требования о взыскании налога кипрским налоговым органам, которые при соблюдении установленной процедуры должны будут исполнять эти требования без дополнительной административной или судебной процедуры. Статья вступит в силу после принятия Кипром соответствующего законодательства. |
8 |
Ограничение налоговых выгод |
Отсутствует в действующей редакции Соглашения |
Согласно этой статье предусмотренные Соглашением выгоды могут не предоставляться, если главной или одной из главных целей создания этой компании является получение предоставленных Соглашением выгод |
Положение не применяется к компаниям, зарегистрированным на Кипре или в России. Однако положения применимы, например, к компаниям Великобритании или БВО, выбравшим Кипр местом налогового резидентства. Доходы таких компаний могут облагаться в России по ставкам, предусмотренным внутренним российским налоговым законодательством без учета выгод, предусмотренных Соглашением |
Выводы и рекомендации
Ожидается, что в результате подписания и ратификации Протокола Кипр будет исключен из «черного списка» российского Минфина, в связи с чем распределяемые кипрскими компаниями дивиденды будут освобождаться от российского налогообложения в рамках предусмотренной Налоговым кодексом РФ льготы по освобождению доходов от стратегического участия. Такое изменение должно сделать Кипр более привлекательной юрисдикцией для использования в структурировании российских инвестиций за рубеж.
Вступив в Европейский Союз и имплементировав стандарты раскрытия информации, с точки зрения европейских стран Кипр является одной из самых прозрачных юрисдикций. С подписанием Протокола предполагается, что Кипр станет более прозрачным и для российских налоговых органов. Как результат, не все используемые сейчас в рамках информационной закрытости «решения» будут работать и в будущем. Российским компаниям с кипрскими структурами необходимо провести анализ влияния изменений Соглашения на существующие структуры, и, в случае необходимости, предпринять меры по их модернизации.
Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают обширным опытом международной структуризации бизнеса с соблюдением требований законодательства. Этот опыт будет использован при работе по оценке влияния изменений Соглашения на существующие российско-кипрские структуры и минимизации возникающих налоговых рисков. При осуществлении реструктуризации, связанной с подписанием Протокола, а также при продолжении использования структур с участием кипрских компаний, российским и иностранным компаниям следует уделять особое внимание наличию в таких действиях деловой цели.
В случае необходимости получения текста Соглашения с изменениями, внесенными в него Протоколом, пожалуйста, обращайтесь к Рустаму Вахитову по электронному адресу r.vakhitov@pgplaw.ru
Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:
в Москве – к Рустаму Вахитову, Руководителю группы международного налогообложения, по тел.: (495) 967-00-07 либо по r.vakhitov@pgplaw.ru;
в Санкт-Петербурге – к Сергею Сосновскому, Руководителю Санкт-Петербургской налоговой практики, по тел.: (812) 333-07-17 либо по s.sosnovsky@pgplaw.ru