Загрузка...
24.11.2011
4 мин. на чтение

Изменения в порядке возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Государственной Думой принят федеральный закон, согласно которому поводом для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях служат только те материалы, которые направлены в следственные органы налоговыми органами в соответствии с налоговым законодательством для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В соответствии с принятым Государственной Думой 17 ноября 2011 г. Федеральным законом «О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» в статью 140 «Поводы и основание для возбуждения уголовного дела» УПК РФ внесено следующее дополнение: «Поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.2 Уголовного кодекса Российской    Федерации, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела». Закон вступает в силу с момента его официального опубликования. Проект закона был внесен в Государственную Думу Президентом РФ.

Комментарий Пепеляев Групп:

Порядок передачи материалов из налоговых органов в следственные органы установлен в п. 3 ст. 32 НК РФ: если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, направленного на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик не уплатил в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения налогового законодательства, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Предварительное следствие по указанным статьям с 1 января 2011 г. производится Следственным комитетом Российской Федерации (п. 2 ст. 151 УПК РФ).

Выводы

1. Принятый закон принят в рамках мероприятий по либерализации уголовного законодательства, направленной на снижение угрозы уголовного преследования в сфере экономической деятельности.

Напомним, что Федеральным законом от 29.12.2009 № 383-ФЗ были внесены изменения в налоговое, уголовное, и уголовно-процессуальное законодательство, направленные на ограничение возможности привлечения лиц к уголовной ответственности за налоговые правонарушения. В частности, была введена норма о том, что основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение налогового законодательства является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу (п. 3 ст. 108 НК РФ).

Поскольку эти изменения не коснулись ст. 140 УПК РФ, предусматривающей общие поводы и основания для возбуждения уголовного дела, на практике правоохранительные органы игнорировали новые положения ст. 108 НК РФ и продолжали проводить самостоятельные проверки налогоплательщиков, возбуждая уголовные дела. Конституционный Суд РФ не нашел оснований для проверки конституционности подобных действий правоохранительных органов [1].

С вступлением в силу Федерального закона «О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» для следственных органов появится обязательное условие для возбуждения уголовных дел по «налоговым составам» УК РФ – только после получения решения налогового органа.

2. Установленная принятым законом зависимость уголовного преследования от результатов налоговой проверки и принятого на основании данной проверки решения приведет к значительному снижению количества возбуждаемых уголовных дел по налоговым преступлениям, поскольку (по официальным данным МВД РФ и Следственного комитета РФ) на основе информации из налоговых органов возбуждалось от 3 до 7 процентов из общего числа «налоговых» уголовных дел. Кроме того, все налогоплательщики смогут избежать передачи материалов в следственные органы, если уплатят суммы, указанные в требовании налогового органа (ранее этой возможностью не могли воспользоваться лица, в отношении которых уголовные дела возбуждались по информации из других источников). Следует отметить, что уплата требуемых сумм не лишает налогоплательщика права на обжалование решения налогового органа и возврат излишне взысканных сумм с начислением процентов в соответствии со ст. 78 НК РФ за все время изъятия денежных средств из оборота. Рекомендуем учитывать данное обстоятельство при определении стратегии защиты прав и законных интересов компании и ее руководства.

3. Принятый закон фактически значительно ограничивает срок, в течение которого существует опасность привлечения к уголовной ответственности.

Дело в том, что для преступлений, предусмотренных статьями 198 – 199.2 УК РФ, срок давности привлечения к уголовной ответственности составляет десять лет (статьи 15, 78 УК РФ). Однако в соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (если иное не предусмотрено данной статьей). С учетом порядка передачи материалов из налоговых органов в следственные органы, установленного в п. 3 ст. 32 НК РФ, во многих случаях возбуждение уголовного дела становится невозможным ввиду невозможности проведения налоговой проверки.


[1] Определение Конституционного суда РФ от 29.09.2011 г. № 1305-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Вольвака Сергея Викторовича на нарушение его конституционных прав статьей 140, частями первой и третьей статьи 144, частью первой статьи 145 и частями первой и второй статьи 146 Уголовно-процессуального кодекса РФ». 

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

в Москве – к Максиму Кошкину, Руководителю практики уголовно-правовой защиты бизнеса, по тел.: (495) 967-00-07 либо по m.koshkin@pgplaw.ru; Леониду Кравчинскому, Руководителю группы налоговой практики, по тел.: (495) 967-00-07 либо по l.kravchinsky@pgplaw.ru

в  Санкт-Петербурге – к Сергею Сосновскому, руководителю налоговой практики (СПб), по тел.: (812) 333-07-17 либо по e-mail


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

17.06.2024

Оспаривание кадастровой стоимости: механизм оспаривания, расчет налогов и арендной платы, мораторий

В этом выпуске Елена Крестьянцева, руководитель практики земельного права, недвижимости и строительства (СПб) «Пепеляев Групп», расскажет об изменениях оценки и оспа...

Смотреть

11.09.2024

Журнал «Налоговед» № 9, 2024

«Налоговед» - журнал для профессионалов налогового права. Главные статьи номера: Как хранить документы в компаниях...

10.09.2024

Списание расходов на незавершенное строительство

Сообщаем, что 21 августа Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ рассмотрела налоговый спор по вопросу учета ...

09.09.2024

Налоговые новости. Дайджест 2–8 сентября 2024 г.

Главное: Правительство поддержало отмену НДС для товаров фудшеринга; готовятся обновленные перечни иностранных государств...

04.09.2024

"Билайн" выстоял, ваша честь

3 сентября Федеральная налоговая служба (ФНС) пыталась обжаловать решение Девятого арбитражного апелляционного суда, принявшего...