Загрузка...
24.11.2011
4 мин. на чтение

Изменения в порядке возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Государственной Думой принят федеральный закон, согласно которому поводом для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях служат только те материалы, которые направлены в следственные органы налоговыми органами в соответствии с налоговым законодательством для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В соответствии с принятым Государственной Думой 17 ноября 2011 г. Федеральным законом «О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» в статью 140 «Поводы и основание для возбуждения уголовного дела» УПК РФ внесено следующее дополнение: «Поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.2 Уголовного кодекса Российской    Федерации, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела». Закон вступает в силу с момента его официального опубликования. Проект закона был внесен в Государственную Думу Президентом РФ.

Комментарий Пепеляев Групп:

Порядок передачи материалов из налоговых органов в следственные органы установлен в п. 3 ст. 32 НК РФ: если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, направленного на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик не уплатил в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения налогового законодательства, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Предварительное следствие по указанным статьям с 1 января 2011 г. производится Следственным комитетом Российской Федерации (п. 2 ст. 151 УПК РФ).

Выводы

1. Принятый закон принят в рамках мероприятий по либерализации уголовного законодательства, направленной на снижение угрозы уголовного преследования в сфере экономической деятельности.

Напомним, что Федеральным законом от 29.12.2009 № 383-ФЗ были внесены изменения в налоговое, уголовное, и уголовно-процессуальное законодательство, направленные на ограничение возможности привлечения лиц к уголовной ответственности за налоговые правонарушения. В частности, была введена норма о том, что основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение налогового законодательства является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу (п. 3 ст. 108 НК РФ).

Поскольку эти изменения не коснулись ст. 140 УПК РФ, предусматривающей общие поводы и основания для возбуждения уголовного дела, на практике правоохранительные органы игнорировали новые положения ст. 108 НК РФ и продолжали проводить самостоятельные проверки налогоплательщиков, возбуждая уголовные дела. Конституционный Суд РФ не нашел оснований для проверки конституционности подобных действий правоохранительных органов [1].

С вступлением в силу Федерального закона «О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» для следственных органов появится обязательное условие для возбуждения уголовных дел по «налоговым составам» УК РФ – только после получения решения налогового органа.

2. Установленная принятым законом зависимость уголовного преследования от результатов налоговой проверки и принятого на основании данной проверки решения приведет к значительному снижению количества возбуждаемых уголовных дел по налоговым преступлениям, поскольку (по официальным данным МВД РФ и Следственного комитета РФ) на основе информации из налоговых органов возбуждалось от 3 до 7 процентов из общего числа «налоговых» уголовных дел. Кроме того, все налогоплательщики смогут избежать передачи материалов в следственные органы, если уплатят суммы, указанные в требовании налогового органа (ранее этой возможностью не могли воспользоваться лица, в отношении которых уголовные дела возбуждались по информации из других источников). Следует отметить, что уплата требуемых сумм не лишает налогоплательщика права на обжалование решения налогового органа и возврат излишне взысканных сумм с начислением процентов в соответствии со ст. 78 НК РФ за все время изъятия денежных средств из оборота. Рекомендуем учитывать данное обстоятельство при определении стратегии защиты прав и законных интересов компании и ее руководства.

3. Принятый закон фактически значительно ограничивает срок, в течение которого существует опасность привлечения к уголовной ответственности.

Дело в том, что для преступлений, предусмотренных статьями 198 – 199.2 УК РФ, срок давности привлечения к уголовной ответственности составляет десять лет (статьи 15, 78 УК РФ). Однако в соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (если иное не предусмотрено данной статьей). С учетом порядка передачи материалов из налоговых органов в следственные органы, установленного в п. 3 ст. 32 НК РФ, во многих случаях возбуждение уголовного дела становится невозможным ввиду невозможности проведения налоговой проверки.


[1] Определение Конституционного суда РФ от 29.09.2011 г. № 1305-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Вольвака Сергея Викторовича на нарушение его конституционных прав статьей 140, частями первой и третьей статьи 144, частью первой статьи 145 и частями первой и второй статьи 146 Уголовно-процессуального кодекса РФ». 

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

в Москве – к Максиму Кошкину, Руководителю практики уголовно-правовой защиты бизнеса, по тел.: (495) 967-00-07 либо по m.koshkin@pgplaw.ru; Леониду Кравчинскому, Руководителю группы налоговой практики, по тел.: (495) 967-00-07 либо по l.kravchinsky@pgplaw.ru

в  Санкт-Петербурге – к Сергею Сосновскому, руководителю налоговой практики (СПб), по тел.: (812) 333-07-17 либо по e-mail


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

01.03.2024

Новости банкротства. Налог на сверхприбыль в банкротстве: не анекдот! Юлия Литовцева

В этом ролике Юлия Литовцева партнер, руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп», расскажет о налоге на сверхприбыль в банкротстве...

Смотреть

25.04.2024

АКРА оценила эффект для бюджета от налоговой реформы

Рейтинговое агентство АКРА оценило возможное влияние налоговой прогрессии в России с 2025 года на доходы бюджета: каждый...

25.04.2024

Непостижимая прогрессия: каким не должен быть подоходный налог в России

Возвращение к прогрессивной шкале НДФЛ может стать очень неудачным поворотом российской налоговой политики, считает управляющий...

24.04.2024

Развитие КИС АР выходит на новый этап

23 апреля в очном формате состоялось очередное заседание Совета ФПА РФ, на котором был утвержден ряд документов, в частности...

24.04.2024

Налоговый контроль: Что обсуждали на конференции

19 апреля в Hotel Continental Москва прошла ХII Практическая конференция «Налоговый контроль в 2024 году: главные тренды,...